Введение
Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Одним из этих эффективных инструментов стала разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом, Ч. Темплом и С. Уолтером педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма. Структура данной педагогической технологии стройна и логична. Она состоит из трех фаз.
Первая фаза – фаза вызова (evocation).
В процессе реализации фазы вызова:
- Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.
- Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.
- Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение преподавателю или сразу в большой аудитории. Работа в небольших группах позволяет таким учащимся чувствовать себя более комфортно.
Фаза осмысления содержания (realization of mening).
На фазе осмысления содержания учащиеся:
- Осуществляют контакт с новой информацией.
- Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.
- Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие вопросы и затруднения.
- Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.
- Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.
- Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
Фаза рефлексии (reflection).
В процессе рефлексии учащиеся:
- Самостоятельно оценивают свой путь от представления к пониманию. (Очень важно, чтобы этот процесс осуществлялся без принуждения со стороны преподавателя).
- Отвечают на вопросы, заданные преподавателем .(Это не просто способ стимулирования активности процесса рефлексии, но это еще и способ показать учащимся путь к самостоятельной рефлексии (без помощи извне).
- Побуждаются учителем к постановке собственных вопросов. (Наиболее важная и одновременно наиболее трудная задача преподавателя в процессе обучения, которая требует кропотливой и систематической работы).
В процессе рефлексии учитель оценивает результаты работы учеников. На первом и втором этапах работы учителю важно воздерживаться от оценок вслух. Это не означает, что необходимо полностью воздержаться от диагностики процесса. Но именно на заключительном этапе работы результаты диагностики могут быть озвучены. Особенностью диагностики результативности работы в режиме технологии развития критического мышления состоит в том, что учитель и ученики могут отследить развитие представлений, идей и практического опыта в динамике, по мере работы на стадиях вызова, осмысления содержания и рефлексии.
В чем же инновационность представленной модели? Эта модель, выходя за рамки классической технологической стратегии, представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. В основе педагогической технологии развития критического мышления посредством чтения и письма лежит базовая трехфазовая модель. Немаловажным для эффективности процесса обучения становится умение правильно выбрать технологические приемы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока.
Тема урока 1. «Понятие о вводных словах, их группы по значению».
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Тип урока: работа с информационным текстом.
Уровни усвоения:
А: Что такое вводные слова? Что выражают вводные слова? Группы вводных слов по значению. Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Б, С: Выявление слов, которые всегда являются вводными; слов, не являющихся вводными; слов-омонимов. Вводные предложения.
Цели урока:
Познавательные:
- выяснить, что такое вводные слова и какова их функция в предложении;
- познакомиться с группами вводных слов по значению;
- усвоить постановку знаков препинания в предложениях с вводными словами;
Воспитательные:
- поддерживать дух толерантности, принимая другую точку зрения;
- воспитывать умение слушать и слышать, уважать другое мнение;
- поддерживать других и быть к ним благожелательными (компетентность толерантности).
Развивающие:
- развивать критическое мышление через чтение информационного текста;
- развивать логическое мышление;
- развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка;
- развивать умение работать в команде(компетентности: интеллектуальная, социальная, коммуникативная).
Ход урока:
Стадия 1. Вызов. Мозговой штурм. Составление кластера(графического систематизатора).
Вспомните: чем может быть осложнено предложение?
(Однородными членами предложения ; обобщающим словом при однородных членах предложения; обращением .)
* Что вы можете сказать об этих предложениях?
- Друзья, будем строить дом по моему проекту.
- Отреставрируем, отремонтируем и сделаем все по-моему.
- По-моему, знания условий строительства просто необходимы.
* Так ли и у тебя? Проверь себя.
- осложнено обращением, по моему (определение)
- осложнено однородными сказуемыми, по-моему (обстоятельство)
- по-моему (вводное слово) ?
(Цели урока формулируем вместе с учениками)
- Узнать, что такое вводное слово.
- Зачем вводные слова используют в речи.
- Как отличить вводные слова от слов-омонимов.
- Что нужно о знаках препинания в предложениях с вводными словами.
Составление кластера. Работа в группах.
Вводные слова
– не являются членами предложения
– выделяются паузой в устной речи и запятой на письме
Стадия 2. Осмысление. Работа с учебником.
знаю | новое | сомневаюсь | ? |
|
|
|
|
Стадия 3. Рефлексия. Возвращение к кластеру (дополнение)
Вводные слова
– Не являются членами предложения. – Выделяются паузой в устной речи, а на письме запятой.
– Выражают отношение к сообщаемому. – Делятся на группы.
Стадия 4. Выполнение практических заданий.
* Используя вводные слова, выразите различное отношение к тому сообщению, которое содержится в предложении:
- 1 вариант: Завтра будет хорошая погода.
- 2 вариант: Эта повесть нам понравилась.
- 3 вариант: Экскурсия будет интересной.
- 4 вариант: Дорога была ровная.
- 5 вариант: Корабль причалил к пристани.
- Упр.266.
Заключение.
* Подведем итоги.
- Мы достигли поставленных целей?
- Чему мы научились?
- Зачем вводные слова используются в речи?(Ответ запишите одним предложением).
Например: Без сомнения, вводные слова делают речь более эмоциональной, выразительной и точной.
Домашнее задание. На выбор.
- стр. 126 (теория), упр. 267 (п.)
- письменно ответить на вопросы (см.таблицу).
Приложение к уроку 1.
Тема 2 урока: «Вводные слова и предложения и знаки препинания при них».
Технология: развитие критического развития через чтение и письмо.
Тип урока: работа с художественным(публицистическим) текстом.
Уровни усвоения:
Уровень А. Что такое вводные слова и вводные предложения? Что в них общего и чем они отличаются? Какова роль вводный слов при построении текста?
Уровень В, С. Как отличить омоформы (вводные слова и слова самостоятельных частей речи)? Понимать и объяснять знаки препинания.
Цели урока:
Познавательные:
- Выяснить общность и различие вводных слов и вводных предложений;
- Определить роль вводных слов и вводных предложений при построении текста;
- Освоить богатство значений вводных конструкций. выработать пунктуационный навык.
Воспитательные:
- Поддерживать дух толерантности;
- Воспитывать умение слушать и слышать, уважать другое мнение.
Развивающие:
- Развивать критическое мышление через чтение художественного текста;
- Развивать логическое мышление;
- Развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка, его богатство.
Ход урока
Стадия 1. Вызов. Мозговой штурм.
* Вспомните, что такое вводные слова? Чем они отличаются от вводных предложений? Какую роль в тексте играют вводные конструкции? Как различать омоформы (вводные конструкции от самостоятельных частей речи и предложений)?
* Объясните известные вам языковые явления в данном мини-тексте:
Правы те, кто говорят, что одни люди заполняют книгами жизнь, а другие – только стеллажи. Но вместе с тем пустота в душе, пожалуй, часто является следствием пустоты на домашних полках(если не отсутствие их вообще) или чтением пустых книг. Естественно, каждый определяет свой круг чтения, однако нельзя читать только детективы или приключенческую литературу.
(по С.Бэлзе)
(вводные конструкции: пожалуй, если не отсутствие их вообще, естественно;
Самостоятельные единицы предложения: кто говорят(придаточное предложение); однако(союз = но).
Стадия II. Осмысление. Чтение с остановками.
Сколько книг на свете! Между прочим, умение читать – искусство. Как справедливо отмечают библиофилы(так называют любителей и собирателей книг), каждому необходимо знать хотя бы элементарные вещи о том, как пользоваться книгой. Когда вы берете в руки книгу, во-первых, запомните ее автора. Возможно, в предисловии или в конце книги вы что-то прочитаете о нем. Это не только расширит ваши знания, но и, может быть, поможет лучше понять произведение, авторскую позицию. Ознакомьтесь, конечно, с иллюстрациями. Кстати сказать, хорошие иллюстрации привлекают внимание читателя к книге. Книга может быть добрым другом и мудрым советчиком. Итак, вы готовы к чтению? В добрый путь !
Стадия III. Рефлексия. Составление кластера.
Вводные конструкции
– Слова-омографы(однако, может быть…) и вводные слова
– Придаточные предложения и вводные предложения
– Постановка запятых, скобок и тире
Стадия IV. Обобщение. Вывод.
- Вводные слова могут
- выражать чувства говорящего,
- выражать оценку говорящим степени реальности сообщаемого,
- указывать на источник сообщаемого,
- указывать на связь мыслей, последовательность изложения,
- указывать на приемы и способы оформления мыслей,
- выражать призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь его внимание,
- содержать оценку того, о чем говорится,
- выражать экспрессивность высказывания.
- Вводные слова выделяются запятыми. Союз а(но) не отделяется запятой, если образует единое целое.
- Вводные предложения могут выделяться запятыми, а также тире и скобками(если предложения содержат добавочные замечания, пояснения, указания)
Домашнее задание (на выбор).
- Пользуясь материалами вывода, составить предложения, включая вводные слова(водные предложения) с различным значением и различными знаками препинания.
- Составить(подобрать) текст, используя материалы вывода.
Приложение к уроку 2.