Цели: развивать орфографическую зоркость , грамотную устную и письменную речь, учить обобщать и анализировать, аргументировать свой ответ, воспитывать умение организованно работать.
Оборудование: графические схемы-орфограммы, сигнальные карточки с гласными и согласными буквами, наборы карточек со словарными словами.
(В системе уроков данный урок пятый, тип – обобщающий)
I. Организационный момент
У нас на уроке гости. Повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями.
II. Актуализация знаний
И снова с нами на уроке орфограмма!
Что такое орфограмма?
Предполагаемые ответы:
- ошибкоопасное место,
- написание по правилу,
- слабая позиция звука.
В жизни трудящихся звуков
Разное может случиться!
Могут они оказаться
В слабой и сильной позиции…
Какова же задача нашего урока?
Предполагаемые ответы: находить слабую позицию звука, проверять и писать нужную букву, правильно писать слова с парными согласными на конце слов.
Будем помнить - мы обращаем внимание на орфограмму в корне, так как только корневые орфограммы требуют проверки.
III. Словарная работа
Посмотрите на эту группу слов:
р...бина р...бята ...зык ч...л...век б...рёза |
Являются ли звуки на месте пропущенных букв орфограммами? Почему? (Безударные гласные – слабая позиция звука)
Работаем с сигнальными карточками. Если ответы будут верными - гласные буквы появятся в словах.
На какие группы можно разбить эти слова?
Какое слово в вашей группе можно назвать лишним?
Какие слова обозначают такие предметы, с которыми весной происходят удивительные превращения. Напишите эти слова и рядом - родственные.
IV. Повторение изученного
1. Работа по алгоритму
Ещё одно интересное явление я заметила весной. Об этом вы узнаете из этого предложения.
В...сной т...мнеет сне... .
Почему весной темнеет снег? Об этом поговорим подробнее на уроке природоведения.
А сейчас я предлагаю поработать в группах по данному алгоритму.
-
Поставь ударение.
- Выдели корень.
- В корне ли орфограмма?
- Выбери графическую схему к орфограмме.
(Учитель) Представители групп! Приготовьтесь рассказывать об орфограммах по данному алгоритму, а всем нужно приготовить сигнальные карточки.
(Представитель группы рассказывает у доски, подставляет графические схемы под орфограммой и называет проверочные слова. Ученики работают с сигнальными карточками.)
2. Повторение теоретических знаний
Спишите предложение и подчеркните ту орфограмму, которую изучаем сейчас.
Назовите эту орфограмму.
Ответ: проверяемый согласный звук на конце слова.
Все ли согласные звуки надо проверять на конце слов ?
Ответ: только парные согласные звуки.
Пишем на доске и в тетради:
б в г д ж з
п ф к т ш с
3. Работа с транскрипцией
Прошу выбрать любые две транскрипции и записать слова.
На доске карточки:
[г р’ а с’] [ р у к а ф] [ж ы р а ф]
Проверка: грязь, рукав, жираф.
Комментирование:
[г р’а с’] - слышу на конце слова глухой согласный парный звук [С’].
Проверяю: нет грязи.
Слышу перед гласной звук [З’] - пишу букву ЗЭ. Пишу грязь
[р у к а ф] Слышу на конце слова парный согласный звук [Ф].
Проверяю: рукава.
Слышу перед гласной звук [В] - пишу букву ВЭ. Пишу рукав
[ж ы р а ф] Слышу на конце слова глухой согласный парный звук [Ф].
Проверяю: жирафы.
Слышу перед гласной звук [Ф] --- пишу букву ЭФ. Пишу жираф
4. Зарядка
5. Посоревнуемся!
Кто больше напишет слов на изучаемое правило про согласные на конце слов?
Взаимопроверка.
Выборочное комментирование по алгоритму:
слышу…
проверяю…
пишу….
6. Самостоятельная работа
Такое же задание выполняли герои рассказа на странице нашего учебника. Найдите ошибки в работе этих ребят.
Упр.245, стр.141.
Коллективная проверка с аргументированным ответом.
Например: двор.
На конце слова непарный согласный звук [ Р]. Это не орфограмма. Слово не выписываем.
Слово ДЕД.
На конце слова парный согласный звук [ Т].Это орфограмма. Слово выписываем.
7. Коллективная игра вместе с гостями. Итог урока
Прошу вас, дети, придумать слова на изучаемую орфограмму , а также слова-ловушки (двор) для игры на внимание со всеми желающими. Прошу уважаемых гостей принять участие в нашей игре.
Дети! По цепочке называйте своё слово. Если в слове есть изучаемая орфограмма, все поднимаем руки, если такой орфограммы нет - наши руки лежат на парте.
Все готовы? Начинаем!...
Похлопаем друг другу. А я благодарю всех за активную и дружную работу.