Проверяемая парная согласная на конце слова

Разделы: Начальная школа


Цели: развивать орфографическую зоркость , грамотную устную и письменную речь, учить обобщать и анализировать, аргументировать свой ответ, воспитывать умение организованно работать.

Оборудование: графические схемы-орфограммы, сигнальные карточки с гласными и согласными буквами, наборы карточек со словарными словами.

(В системе уроков данный урок пятый, тип – обобщающий)

I. Организационный момент

У нас на уроке гости. Повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями.

II. Актуализация знаний

И снова с нами на уроке орфограмма!

Что такое орфограмма?

Предполагаемые ответы:

  • ошибкоопасное место,
  • написание по правилу,
  • слабая позиция звука.

В жизни трудящихся звуков
Разное может случиться!
Могут они оказаться
В слабой и сильной позиции…

Какова же задача нашего урока?

Предполагаемые ответы: находить слабую позицию звука, проверять и писать нужную букву, правильно писать слова с парными согласными на конце слов.

Будем помнить - мы обращаем внимание на орфограмму в корне, так как только корневые орфограммы требуют проверки.

III. Словарная работа

Посмотрите на эту группу слов:

  р...бина

р...бята

...зык

ч...л...век

б...рёза

Являются ли звуки на месте пропущенных букв орфограммами? Почему? (Безударные гласные – слабая позиция звука)

Работаем с сигнальными карточками. Если ответы будут верными - гласные буквы появятся в словах.

На какие группы можно разбить эти слова?

Какое слово в вашей группе можно назвать лишним?

Какие слова обозначают такие предметы, с которыми весной происходят удивительные превращения. Напишите эти слова и рядом - родственные.

IV. Повторение изученного

1. Работа по алгоритму

Ещё одно интересное явление я заметила весной. Об этом вы узнаете из этого предложения.

В...сной т...мнеет сне... .

Почему весной темнеет снег? Об этом поговорим подробнее на уроке природоведения.

А сейчас я предлагаю поработать в группах по данному алгоритму.

  1. Поставь ударение.
  2. Выдели корень.
  3. В корне ли орфограмма?
  4. Выбери графическую схему к орфограмме.

(Учитель) Представители групп! Приготовьтесь рассказывать об орфограммах по данному алгоритму, а всем нужно приготовить сигнальные карточки.

(Представитель группы рассказывает у доски, подставляет графические схемы под орфограммой и называет проверочные слова. Ученики работают с сигнальными карточками.)

2. Повторение теоретических знаний

Спишите предложение и подчеркните ту орфограмму, которую изучаем сейчас.

Назовите эту орфограмму.

Ответ: проверяемый согласный звук на конце слова.

Все ли согласные звуки надо проверять на конце слов ?

Ответ: только парные согласные звуки.

Пишем на доске и в тетради:

б в г д ж з

п ф к т ш с

3. Работа с транскрипцией

Прошу выбрать любые две транскрипции и записать слова.

На доске карточки:

[г р’ а с’] [ р у к а ф] [ж ы р а ф]

Проверка: грязь, рукав, жираф.

Комментирование:

[г р’а с’] - слышу на конце слова глухой согласный парный звук [С’].

Проверяю: нет грязи.

Слышу перед гласной звук [З’] - пишу букву ЗЭ. Пишу грязь

[р у к а ф] Слышу на конце слова парный согласный звук [Ф].

Проверяю: рукава.

Слышу перед гласной звук [В] - пишу букву ВЭ. Пишу рукав

[ж ы р а ф] Слышу на конце слова глухой согласный парный звук [Ф].

Проверяю: жирафы.

Слышу перед гласной звук [Ф] --- пишу букву ЭФ. Пишу жираф

4. Зарядка

5. Посоревнуемся!

Кто больше напишет слов на изучаемое правило про согласные на конце слов?

Взаимопроверка.

Выборочное комментирование по алгоритму:

слышу…

проверяю…

пишу….

6. Самостоятельная работа

Такое же задание выполняли герои рассказа на странице нашего учебника. Найдите ошибки в работе этих ребят.

Упр.245, стр.141.

Коллективная проверка с аргументированным ответом.

Например: двор.

На конце слова непарный согласный звук [ Р]. Это не орфограмма. Слово не выписываем.

Слово ДЕД.

На конце слова парный согласный звук [ Т].Это орфограмма. Слово выписываем.

7. Коллективная игра вместе с гостями. Итог урока

Прошу вас, дети, придумать слова на изучаемую орфограмму , а также слова-ловушки (двор) для игры на внимание со всеми желающими. Прошу уважаемых гостей принять участие в нашей игре.

Дети! По цепочке называйте своё слово. Если в слове есть изучаемая орфограмма, все поднимаем руки, если такой орфограммы нет - наши руки лежат на парте.

Все готовы? Начинаем!...

Похлопаем друг другу. А я благодарю всех за активную и дружную работу.