Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. "Лунтик готовится к школе"

Разделы: Логопедия


Цель: Предупреждение дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе дидактических игр.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

  • упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов.
  • формировать зрительный гнозис.
  • совершенствовать навыки согласования слов в предложении.

коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие.
  • развивать умение печатать и читать слова.
  • развивать способность к самоконтролю.

коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес к школе и желание учиться.

Оборудование: магнитофон, запись музыки из мультфильма про Лунтика, игрушка – Лунтик, запись музыки для физкультминутки.

Демонстрационный материал:

  1. Ребус (лук, утка, нос, арбуз), буквы Л, У, Н, А.
  2. Ребус (Т/3 К/1 О/2 – КОТ), картинка с изображением кота.
  3. Образец “полустертые буквы”, маркер, фишка.
  4. Предметы: портфель, книга, линейка, резинка, ручка, ваза, клей, картон, ананас, фотоаппарат.
  5. Схемы предложений.
  6. Письмо.
  7. Подарки-раскраски.

Раздаточный материал:

  1. Кассы (разрезная азбука, цветные символы).
  2. Карандаши.
  3. Листы для индивидуальной работы “полустертые буквы”, фишки.
  4. Листы для индивидуальной работы-игра “шифровальщик”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Игра “Давайте поздороваемся”

  • Здравствуйте (три хлопка).
  • Добро пожаловать (два хлопка, пауза, четыре хлопка).

II. Логопед: “Сегодня на занятие к Вам прилетел необычный герой, а кто это – вы узнаете, если отгадаете место, откуда он прилетел. Я не знаю, прилетел ли он из сказочного леса, из космоса или из страны чудес. Чтобы разгадать эту тайну, нужно определить первые звуки названий каждой картинки и составить слово (На доске выставлено зашифрованное слово Луна. Рассматриваем и перечисляем картинки: лук, утка, нос, арбуз. Определяем первые звуки каждого слова.).

Задание трудное, поэтому давайте выкладывать соответствующую первому звуку – букву. Читаем слово: Луна.

Кто же это к нам пожаловал?” (Звучит музыкальная заставка из мультфильма “Лунтик”).

Логопед расстригает нитку на шаре, из которого появляется Лунтик (игрушка).

Логопед от имени Лунтика: “Здравствуйте ребята, как хорошо, что я попал к вам на землю. Я очень рад, что вы умеете разгадывать и читать слова. Приземлившись на Землю, я встретил необычное животное. У нас на Луне таких животных нет. Помогите мне узнать кто это!”

Логопед: “Конечно, мы тебе Лунтик поможем (дети расшифровывают слово: Т/3 К/1 О/2 – КОТ). Кто же это? (Появляется картинка кота). Вот оказывается кого встретил Лунтик”.

Лунтик: “Ребята, вы такие молодцы, так хорошо разгадываете слова. Я тоже хочу всему научиться, чтобы пойти в школу. Научите меня выполнять звуковой разбор слов”.

Логопед: Откройте кассы, выложите буквами слово КОТ и сделайте звуковой анализ этого слова. Один ребенок работает у доски. По схеме разбираем слово.

Лунтик: “Я понял, слово КОТ разбирается так: - на первом месте стоит звук “К” - он согласный, глухой, твердый; - на втором месте стоит звук “О” - он гласный; - на третьем месте стоит звук “Т” - он согласный, глухой, твердый”. “Ребята, а в слове КОТ сколько слогов?” (1) Почему?

Логопед: “Повторяем правило: сколько гласных в слове, столько и слогов.”

Лунтик: “Я и правило с вами вместе выучил, а теперь пришло время немного отдохнуть”

Физминутка (выполнение движений под музыку).

Дети садятся за столы.

Логопед: Лунтик учился писать буквы, но пошел дождь и некоторые элементы (части) букв стерлись.

Логопед выставляет на доску образец “Полустертые буквы”.

Дети выполняют задание, помогая Лунтику восстановить утраченные элементы букв (индивидуальная работа).

Лунтик: “Какие красивые буквы получились”. (Сравнение с готовым образцом)

Логопед: “Давайте назовем буквы”. (Дети называют)

Задание: возьмите фишку и закройте ту букву, которая среди всех лишняя.

Логопед: “Почему вы закрыли букву К?” (Буквы: У, А, Ы, И, О – обозначают гласные звуки “У, А, Ы, И, О”, а буква К обозначает согласный звук “К”)

Логопед: “Лунтику, как будущему ученику надо собрать портфель, но положить в него только те предметы, в которых есть звук “К”. (Перечисляю: книга, линейка, резинка, ручка, ваза, клей, картон, ананас, фотоаппарат)

Дети называют предметы со звуком “К”, а логопед складывает в портфель выбранные детьми школьные принадлежности. (Оставшиеся предметы: фотоаппарат, ананас, ваза)

Логопед: “А эти предметы и не нужны тебе Лунтик в школе. Портфель у тебя собран, и теперь ты Лунтик настоящий ученик. Учись хорошо, а то ты умеешь писать только на своем “лунном” языке, а нам придется расшифровывать твои слова. Ребята, возьмите листочки и карандаши, поиграем в игру “шифровальщик”.

Игра “шифровальщик” (дети расшифровывают слова, записывая их печатными буквами, читают).

Логопед: “Все слова мы расшифровали, а вот еще и письмо от друзей Лунтика, в котором все перепутано. Вот послушайте: - Лунтик на летит Землю. Это разве правильно? Как нужно правильно написать? (Лунтик летит на Землю) Слушаем дальше: - готовится к Лунтик школе (Лунтик готовится к школе); - Лунтик школу в собирается (Лунтик собирается в школу); - Лунтик купил в портфель магазине (Лунтик купил портфель в магазине)”. Использование готовых схем предложения.

Логопед: “Вот мы исправили все ошибки и теперь, и ты Лунтик не будешь допускать такие же в школе. Мы будем с тобой прощаться до новых встреч”. (Отдаю Лунтика и портфель воспитателю)

Лунтик: “Спасибо вам ребята за то, что помогли мне справиться со всеми заданиями: расшифровали слова, научили меня выполнять звуковой разбор слова, собрали мне портфель, дописали стертые буквы и исправили неправильно написанные предложения. За это я подарю вам подарки-раскраски по сюжетам своего мультфильма”.

Подводим итог занятия.

Логопед: “Ребята, что сегодня вам больше всего понравилось? Как вы думаете, какие задания для Лунтика будут самые сложные в школе? (Дети отвечают)”.

Оцениваю и благодарю детей.