Усвоение учебного материала с использованием здоровьесберегающих технологий имеет следующие положительные черты:
- Ученик погружается в суть понятия, распредмечивает, структурирует его
- На уроке ученик прибывает в состоянии психологической комфортности, так как созданная ОТ поможет ему при выполнении им любых видов деятельности
- Опираясь на ОТ ученик сможет найти допущенную им ошибку в работе, определить причину ее появления и самостоятельно ее исправить
- У учащегося формируются методологические знания и умения:
- логические приемы мышления
- общенаучные методы
- общедеятельностные знания и умения как способ организации деятельности
Произведенные в исследовательской деятельности знания об изученном объекте заносятся в ОТ, при этом они:
- обобщаются с помощью логических приемов мышления
- схематизируются знаково-символическими средствами
- представляются не в хаотичной или суммативной форм, а в такой форме, которая отражает внутреннюю структуру объекта и раскрывает системообразующие связи между его элементами.
ОТ обладает следующими характеристиками:
- является осознанным и понятным для ученика, так как составляется им самим
- легко применяется в учебной деятельности
- дает возможность каждому ученику решать любые теоретические и практические задачи
- выступает эталоном нормативной исследовательской и практической деятельности
- является образцом для самоконтроля и самокоррекции ученика разных видов его деятельности, допущенных в ней ошибок и т.д.
Предлагается этап урока – теоретическое обобщение и схематизация материала.
Материал, необходимый для усвоения дается не в готовом виде, а через познавательную, исследовательскую деятельность учащегося по параграфу учебника.
Работа с текстом заканчивается обобщением «произведенных» знаний и их схематизацией, составлением в материализованной форме опорной схемы в виде опорной таблицы (ОТ).
Учитель, задавая вопросы, направляет, руководит исследовательской деятельностью учащегося, формирует навыки работы с текстом, «умение учиться»:
- выделять объекты (понятия) из среды
- раскрывать смысловое значение понятия через родовидовые признаки
- выделять в объекте уровни и подуровни
- выделять связи между элементами
- проводить сравнение, классифицировать, группировать
При изучении тем «Градусная сеть», «Географические координаты» учащиеся заносят основные выводы в опорную таблицу (ОТ).
Учитель задает вопросы по каждой колонке ОТ, используя параграф учебника, указывая страницу, абзац текста.
Например:
ЭЛЕМЕНТЫ КАРТЫ
ГРАДУСКАЯ СЕТЬ | ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ | |||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. |
|
||||||
|
||||||
|
Колонка № 1:
Учитель: Чем пользуются определяя «адрес» географического объекта на карте или глобусе?
Ученик: Градусную сеть.
Учитель:
а) Открой § 11, стр. 27-28, вступление.
б) Создай определение понятия «градусная сеть» через родовидовые признаки:
- По сути, что представляет собой градусная сеть?
- Куда наносят эти линии?
- Чему соответствуют на карте поперечные и продольные линии?
- Значение градусной сети?
Колонка № 2:
Учитель:
а) Стр. 28, рис. 17.
б) Как называют на глобусе и карте поперечные/продольные линии.
Ученик: Меридианы/параллели.
Учитель: Схематично покажите их расположение на карте.
Колонка № 3:
Учитель:
а) Стр. 28-29, п.1, атлас.
б) Создай определение понятий параллель/меридиан через родовидовые признаки:
- Как показаны на карте/глобусе?
- Существуют ли линии параллелей/меридианов в действительности?
- Как проведены параллели относительно экватора?/Какие главные точки Земли соединяют меридианы?
- Какое направлении показывают параллели/меридианы?
- В чем измеряется величина параллелей/меридианов?
Колонка № 4:
Учитель:
а) § 12, стр. 30, вступление.
б) Что необходимо знать для определения положения объекта на поверхности Земли?
Ученик: Географическую широту и географическую долготу.
Колонка № 5:
Учитель:
а) §12, стр.30, п.1, рис. 18/§13, стр.32, п.1, рис.20.
б) Создай определение понятия параллель/меридиан через родовидовые признаки:
- По сути, что такое географическая широта/географическая долгота?
- Что показывает географическая широта/географическая долгота объекта?