Цели урока:
1. Организационный момент.
Поприветствуем друг друга приветливой улыбкой. Вот мы улыбнулись, и жизнь, пусть на самую капельку, стала радостнее. Думаю, и урок наш сегодня пройдёт интересно, слаженно, с пользой.
2. Чистописание.
Калькирование. (“Клён ты мой опавший”. Сл. С.Есенина)
- Названия каких деревьев встретились в тексте песни? (Клён, верба, сосна)
3. Словарная работа.
1) Узнайте дерево по описанию.
Тонкая, стройная, кудрявая, белоствольная … . (Берёза)
- Запишите словарное слово. Образуйте однокоренные слова. (Берёзка, подберёзовик, берёзовый)
- Разберите слова по составу. (Один ученик выполняет работу на доске, дети в тетради). Проверка.
- Какое слово лишнее? Почему? (Берёзовый – прил.)
4. Сообщение темы и цели урока.
- У нас на уроке гость.
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны
Я украшаю нашу речь.
Меня вам надо знать, беречь.
- Какая это часть речи? (Прилагательное)
- Сегодня на уроке мы будем искать ответ на вопрос Почемучки:
- С какой целью в нашей речи используются имена прилагательные?
Будьте внимательными на уроке. За правильно выполненное задание вы будете прикреплять к дереву берёзовые листочки. В конце урока посмотрим на ваши красивые деревья.
5. Работа по теме урока.
1) Повторение.
а) Что вы знаете об имени прилагательном? Тест.
Вывод: Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
б) Работа по таблице.
- С какой частью речи употребляется имя прилагательное? (С именем существительным)
2) Задание выполняется на доска и в тетради.
- Подберите подходящие имена существительные. Запишите словосочетания. Определите род число имён сущ.
Берёзовая … (кора, листва, роща).
Берёзовый … (ствол, сок, веник, отвар, лист, настой).
Берёзовое … (полено).
Берёзовые … (листья, почки).
Проверка.
3) Упражнения в выделении имён прилагательных.
Выборочное списывание. (C комментированием, по предложению)
- Прочитайте стихотворение. Ответьте на вопрос.
Выпишите прилагательные.
Четыре художника
Четверо художников,
Столько же картин.
Белой краской выкрасил
Всё подряд один.
У второго – синие
Небо и ручьи,
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На картине третьего
Красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная,
Голубая есть.
А четвёртый золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды.
Всюду бусы - ягоды
Спеют по лесам.
Кто же те художники?
Догадайся сам.
- Кто же те художники? (Времена года)
- Что такое нивы? Поле, возделанное для посева, пашня. (“Большой толковый словарь современного русского языка” Д. Н. Ушаков)
- Какими цветами можно заменить урожайные? (Золотые, жёлтеющие)
Запись в тетради: Белой, синие, жёлтая, зелёная, голубая, урожайные, спелые.
Звуко-буквенный разбор слова синие.
4) А какое время года нравятся вам?
- Нашему гостю нравятся все времена года.
Диктант. (Запись с комментированием 1 предложения)
Золотая осень пришла в рощу у речки. У осинки на земле вырос удивительный нарядный ковёр. Красавец дуб стоит пока в летней зелёной шубе. Резные листья клёна далеко выделяются красными пятнами. (Разбор последнего предложения по членам и частям речи)
Прочитайте текст без прилагательных. Какой текст вам понравился больше? Почему?
5) Игра. Название какого дерева состоит из 4 предлогов? (Cосна)
Ребус.
6) Самостоятельная работа.
1 уровень.
- Определите границы предложений. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
Ч…десен ру…кий лес зимой белым пуш…стый снег повис на ветвях д…ревьев смолистые ш…шки укр…шают в…рш…ны елей.
2 уровень.
- Подберите подходящие по смыслу имена прилагательные. Вставьте пропущенные буквы.
В…сной д…рев…я одеваются в (какой?) ______ наряд.
- Осина свесила серёжки с (какой?) ______ пыльцой.
Б..рёза и топол… поз…нее покрываются (какими?) ______ серёжками.
3 уровень.
- Напишите мини-сочинение “Самое красивое время года”.
Проверка.
6. Итог урока.
- С какой целью используются в нашей речи имена прилагательные? (Ответы детей)
Представьте себе ровную асфальтированную дорогу и летнюю лесную поляну. Как утомительно смотреть долгое время на серое однообразие первой и как радует глаз вторая. Каких только нет форм, размеров, окрасок. Всё это разнообразие передаётся с помощью прилагательных.
Без них наша речь бедна и невыразительна.
- Какой снег? (Снег белый)
А всегда ли он белый? Он бывает голубой, синий, серебристый. На закате даже красный, а ещё пушистый, рассыпчатый. Его можно потрогать – он холодный, колючий, свежий.
Запишите пословицу: Где труд, там и радость.
- Как понимаете смысл пословицы?
Вывод: Мы испытываем радость от результатов своей работы.
Радость – это чувство удовлетворения. Она облегчает труд в школе.
- Покажите свои красивые берёзки.
7. Домашнее задание.
Выполнить задание другого уровня.
Тест
Имя прилагательное.
Имя прилагательное – это
а) часть слова;
б) часть речи.
2. Имя прилагательное обозначает
а) признак предмета;
б) действие предмета;
3. Имя прилагательное отвечает на вопросы
а) какой? какая? какое? какие?
б) кто? что? какое? какие?
4.Укажите прилагательные:
а) зелёный, пушистая, высокий, резной;
б) зеленеет, ель, клён, красавец.
5. В предложении имя прилагательное является
а) второстепенным членом предложения;
б) главным членом предложения.
Прочитайте стихотворение. Ответьте на вопрос.
Четыре художника
Четверо художников,
Столько же картин.
Белой краской выкрасил
Всё подряд один.
У второго – синие
Небо и ручьи,
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На картине третьего
Красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная,
Голубая есть.
А четвёртый золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды.
Всюду бусы - ягоды
Спеют по лесам.
Кто же те художники?
Догадайся сам.
Выпишите имена прилагательные.