В образовательных учреждениях г. Усть-Илимска, в том числе и в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» сложилась определенная система воспитательной работы. Наша школа имеет свои традиции и особенности, определенный уклад школьной жизни, ведется целенаправленная систематическая работа по выстраиванию системы ученического самоуправления, способствующей социализации личности ребенка, развитию его творческих, коммуникативных способностей, включение учащихся в социально-значимую деятельность.
Педагогический коллектив школы № 1 работает по программе развития «Построение культурно-образовательного пространства, направленного на становление личности с развитыми ключевыми компетенциями».
Одним из ключевых компонентов данной программы является налаживание эффективного сотрудничества с социокультурной средой города и микрорайона школы. К социокультурной среде относятся учреждения дополнительного образования и детские общественные организации и объединения. Представителем социокультурной среды является студенческий педагогический отряд «АТОМ». В своей деятельности педотряд применяет методику коммунарского сбора и коллективно творческого дела И.П.Иванова. Постоянно ведется работа по обновлению содержания, нахождению наиболее интересных и эффективных форм организации различных мероприятий на базе образовательных учреждений.
Целью данной статьи является обобщение опыта по формированию ключевых компетенций у учащихся через применение методики коммунарского сбора в сотрудничестве со студенческим педагогическим отрядом «АТОМ».
Исходя из цели работы, были поставлены задачи:
- Проанализировать опыт взаимодействия педагогического коллектива школы со студенческим педагогическим отрядом «АТОМ» по организации и проведению совместных мероприятий.
- Провести диагностику среди учащихся и учителей по вопросам эффективности проводимых на базе школы коммунарских сборов совместно с СПО «АТОМ».
- Проанализировать динамику позитивных изменений и формирования ключевых компетенций у учащихся через применение методики коммунарского сбора.
- Разработать методические рекомендации на основании опыта работы по проведению коммунарских сборов бойцами СПО «АТОМ».
Актуальность и новизна. Организация сотрудничества воспитательной службы школы и студенческого педагогического отряда «АТОМ» позволяет через проведение совместных мероприятий объединить коллектив учащихся, педагогов и студентов педотряда, создать условия для неформального общения взрослых и ребят. Благодаря совместной творческой работе происходит преодоление непонимания между участниками учебно-воспитательного процесса, развитие коммуникативных навыков, реализация творческого потенциала, а самое главное, формирование, как у учащихся, так и у педагогов умения действовать слаженно, сплоченно, учитывая мнения и интересы каждого, в определенной жизненной ситуации.
Совместная работа осуществляется непосредственно через педагогов-организаторов и заместителя директора по воспитательной работе школы, являющихся бывшими или настоящими бойцами СПО «АТОМ», имеющими опыт подобной деятельности, знающими методику проведения коммунарских сборов. Администрация и воспитательная служба школы в свою очередь создают условия для проведения на базе школы тематических коммунарских сборов, обучающих семинаров, КТД и мероприятий с участием педотряда «АТОМ», направляют их на реализацию приоритетных задач воспитания, формирование ключевых компетенций у учащихся и педагогов школы.
С 2003 года воспитательная служба школы № 1 осуществляет сотрудничество со студенческим педагогическим отрядом «АТОМ».
За время совместной работы были проведены коммунарские сборы по темам: «Дружба», «Земля – наш общий дом», «Мы Вас выбираем, мы Вам доверяем», «Мы – лидеры», «Голосуй за себя».
Хотелось бы обратить внимание на положительную динамику проявления социальной активности учащимися и, что немаловажно, выпускниками школы. Благодаря полученным знаниям и умениям в ходе коммунарских сборов, учащиеся организуют работу по ученическому самоуправлению, у многих ребят повышается интерес к участию в общественной жизни школы и города.
Так, например, учащиеся школы, которые были неоднократными участниками совместных мероприятий со студенческим педагогическим отрядом «АТОМ» реализовали себя в следующей социальной деятельности:
ученики школы
- Жмурова Алина – ученица 10 «А» класса, является председателем Малого Совета школы, активной участницей городского общественного объединения «Правопорядок», участницей и организатором школьных и городских коммунарских сборов и семинаров для представителей органов ученического самоуправления;
- Симанова Светлана – ученица 9 «Б» класса, бывший председатель Малого Совета старшеклассников, активная участница городского общественного объединения «Правопорядок», участница школьных и городских мероприятий по профилактике социально-негативных явлений;
- Гладких Наталья – депутат Городского молодежного парламента, активная участница городского общественного движения «Патриот России», участница и организатор школьных и городских мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию, обучающих семинаров для представителей органов ученического самоуправления;
- Подчезерцев Эдуард – ученик 8 «А» класса, участник и победитель школьных и городских соревнований по футболу, член городского общественного движения «Патриот России», активный участник школьных и городских мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию;
выпускники школы
- Зубарева Юлия – студентка СибАГС, активная участница городского общественного движения «Патриот России», бывший депутат Городского молодежного парламента, участница мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию
- Журавкова Екатерина – студентка СФУ, активная участница городского общественного движения «Патриот России», участница школьных и городских мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию
- Ковалев Евгений – студент НГАЭУ, активный участник городского общественного движения «Патриот России», победитель муниципального конкурса и лауреат областного конкурса «Ученик года-2007»
- Глебов Алексей – студент СФУ, активный участник городского общественного движения «Патриот России», победитель городской военно-спортивной игры «Зарница»
бойцы СПО «АТОМ»
- Иванова Елена Сергеевна, Айбазова Мадина Азимовна, Панов Егор Игорвич – награждены «Знаком за отличия в труде» и являются почетными бойцами Иркутского объединения студенческих педагогических отрядов.
- Кузнецкая Анастасия Сергеевна и Айбазова Мадина Азимовна – бывшие командиры СПО «АТОМ».
- Мальченко Сергей Владимирович – победитель муниципального конкурса «Студент года-2005».
- Лобков Артем Валентинович в настоящее время является руководителем Отдела по делам молодежи при Администрации г. Усть-Илимска.
Сравнительный анализ результатов работы
по формированию ключевых компетенций
у учащихся через применение методики
коммунарского сбора
С целью анализа положительной динамики позитивных изменений и формирования ключевых компетенций у учащихся проводятся следующие методы диагностики:
1. Методика «Уровень межличностных отношений» (Н.П.Капустин) [2]
Исходя из данных анализа, можно сделать выводы:
– все показатели в основном находятся на
достаточном уровне, а показатели «ученик –
классный руководитель» и «отношение к школе» –
на оптимальном уровне. Это свидетельствует о том,
что в большинстве классов хорошие
взаимоотношения между учащимися и классными
руководителями. Ребята положительно относятся к
школе, в которой учатся;
– в течение 3-х лет идет повышение таких
показателей как «ученик – ученик» и «класс –
дружный коллектив». Это происходит благодаря
систематической целенаправленной работе по
формированию социальной и коммуникативной
компетенции учащихся через применение методики
коммунарского сбора.
2. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся [5]
По результатам методики можно сделать выводы:
– из 50 учащихся, принявших участие в анкетировании, в 2007-2008 уч.году у 32 человек (64%) показатель выраженности коммуникативных склонностей на уровне выше среднего (0,69), в 2008-2009 уч.году у 37 человек (74%) данный показатель также на уровне выше среднего и высоком (0,69-0,76)
3. Методика «Уровень социальной активности» [6]
В течение двух лет в анкетировании приняли участие 50 учащихся в возрасте 12-14 лет. При ответе на вопросы анкеты были получены следующие результаты:
Выводы:
– у большинства учащихся, участвовавших в
анкетировании, уровень социальной активности на
достаточном уровне
– в сравнении за 2 года все показатели
увеличились. Это свидетельствует о
положительном влиянии методики коммунарского
сбора на формирование социальной активности у
учащихся
4. Методика «Уровень воспитанности» [2]
Выводы:
– за период с 2007 по 2009 гг. практически все
показатели находятся на одном уровне, что
свидетельствует о стабильности в воспитательном
процессе;
– незначительный спад по всем показателям
произошел в 2007-2008 уч.году, а в 2008-2009 уч.году все
показатели вновь возросли. Рост показателей
можно объяснить целенаправленным и
систематичным применением технологии
рефлексивного воспитания Н.П.Капустина
педагогами школы в 2008-2009 уч.году
– наиболее высокие результаты в целом
наблюдаются по показателю «отношение к себе», а в
2008-2009 уч.году заметно увеличился показатель
«отношение к обществу»
– исходя из критериев, учащиеся школы имеют по
всем показателям достаточный и оптимальный
уровни воспитанности.
Также было проведено анкетирование среди учащихся и учителей школы с целью выявления мнения об эффективности коммунарских сборов на базе школы. В анкетировании приняли участие 15 педагогов школы и 63 учащихся. По результатам анкеты можно сделать выводы:
– 72% опрошенных знают о проводимых
коммунарских сборах с участием СПО «АТОМ». По
словам респондентов, информацию о предстоящих
сборах они узнают от педагогов-организаторов,
заместителя директора по воспитательной работе
– 89 % поставили за организацию и проведение
коммунарских сборов оценки «4» (хорошо) и «5»
(отлично).
– были предложены темы предстоящих коммунарских
сборов: «юмористический», «спортивный»,
«формирование межличностных отношений среди
учащихся», «формирование ценностей
демократического общества», «дружба», «мы –
лидеры» и т.д.
– 100% опрошенных хотели бы, чтобы на предстоящих
коммунарских сборах вожатыми были студенты
педотряда «АТОМ».
Данные анкеты свидетельствуют о положительном
влиянии методики коммунарского сбора на
формирование личностных качеств детей.
На основании опыта проведения коммунарских сборов студенческим педагогическим отрядом «АТОМ» мною разработаны методические рекомендации, в которых отражены основные цели и задачи сбора, необходимые материалы и оборудование, структура и этапы сбора, примерный план проведения.
Методические рекомендации по подготовке и проведению коммунарского сбора в образовательном учреждении (разработаны на основании опыта работы СПО «АТОМ»)
Коммунарские сборы по времени проведения могут быть однодневные, двухдневные или трехдневные.
Цели и задачи сбора:
– создание условий для сплочения ребят,
развития коммуникативных навыков, уважительного
отношения к мнению окружающих
– реализация творческого потенциала каждого
ребенка через участие в конкурсах, КТД, акциях
– воспитание чувства ответственности за
возложенные дела и принятые решения каждым
ребенком и детским коллективом в целом
Этапы коммунарского сбора:
- Подготовительный – создание творческой инициативной группы, разработка плана, распределение обязанностей между организаторами и вожатыми
- Основной – реализация всех этапов плана
- Заключительный – подведение итогов, рефлексия
Оборудование и материалы: плакаты с планом проведения коммунарского сбора, с «законами дружбы», ватман (по одному листу на отряд + 5-7 листов для проведения станций и рисования общей газеты), листы формата А4 (примерно по 10-15 листов на отряд), фломастеры или маркеры (1 упаковка на отряд + те, которые принесут сами ребята), ножницы, клей, скотч, карточки с текстом командирского рапорта, аудиоаппаратура и микрофоны в актовом зале, спортинвентарь в спортзале, магнитофон для проведения станции «Музыкальная», аудиодиск или аудиокассета с детскими песнями и караоке детских песен.
Количество участников: 80-110 человек + 16-20 вожатых (по два на каждый отряд) и 2-3 организатора (отвечающих за общую организацию сбора).
Количество отрядов: 8-10.
Количество кабинетов для расположения участников и организаторов: 9 + актовый зал, спортивный зал, столовая.
I этап – подготовка и планирование сбора.
На данном этапе необходимо четко продумать время
и место проведения коммунарского сбора,
определить возрастную группу участников сбора,
сформулировать тематику, основные цели и задачи.
Для реализации данного этапа необходимо создать
инициативную группу организаторов
коммунарского сбора, в которую могут входить как
педагоги, так и ученики школы, которые будут
ответственными за каждый этап проведения сбора.
Особенно важно в ходе составления
плана предусмотреть такие составные компоненты
сбора как питание, месторасположение участников
и организаторов, место проведения основных
мероприятий сбора.
Также при составлении плана проведения
коммунарского сбора обязательно нужно учитывать
социальный статус, возрастные и психологические
особенности, интересы и потребности участников
сбора. В ходе коммунарского сбора желательно
чередовать серьезную творческую работу по
созданию определенного «продукта» с игровыми и
развлекательными элементами.
II этап – организация мероприятий по реализации программы тематического коммунарского сбора.
III этап – рефлексия. Проводится в форме отрядного «огонька», в ходе которого каждому участнику коммунарского сбора предоставляется возможность рассказать о своих впечатлениях о прожитом дне. На отрядном «огоньке» можно использовать свечку, вожатые также могут рассказать легенды «О дружбе», «Об орленке», «Об орлятском круге», «О храбром сердце» и т.д. Необходимо всем ребятам в отряде до начала «огонька» напомнить законы дружбы, чтобы ребята не перебивали говорящего, научились слушать и слышать, обратить внимание на то, что ни в коем случае нельзя подвергать критике слова говорящего. Детям также предоставляется возможность не высказывать свое мнение, нельзя заставлять ребенка обязательно это делать. На отрядном «огоньке» можно использовать различные активизирующие методики – «портрет отряда», «книга пожеланий», «вручение символических наград» [4].
В ходе всего коммунарского сбора вожатые в отрядах создают максимальную возможность для участия каждого ребенка в коллективном обсуждении, подготовке и проведении какого-либо КТД. Необходимо, чтобы учитывалось мнение каждого ребенка и принималось общее решение по любым вопросам.
Также очень важно, чтобы не только дети, но и взрослые в равной мере действовали в соответствии с принятыми законами коммунарского сбора, а для организаторов и вожатых на первом месте должны стоять еще и постулаты «кодекса чести вожатого».
Как правило, коммунарский сбор, вольно или нет, несет в себе определенный воспитательный смысл. Каждый участник сбора уносит с собой свою собственную частичку опыта. Это может быть опыт общения со сверстниками, опыт выступления на сцене, опыт разработки и реализации какой-либо идеи, проекта, замысла. Очень часто у участников коммунарского сбора происходит изменение в отношении к определенным вещам, которые, так или иначе, раскрывались в тематике и содержании сбора.
С примерным планом проведения тематического коммунарского сбора, включающим подробное пошаговое описание этапов работы можно ознакомиться в Приложении 1. Подборка различных развивающих игр для работы с детьми представлена в Приложении 2 [4].
Предлагаю также примерные названия и девизы отрядов и текст рапорта командира отряда (Приложение 3).
Интерес для педагогов может представлять сценарий танцевального марафона «Стартин» (Приложение 4), который в практике работы с детьми СПО «АТОМ» используется как часть коммунарского сбора, и как отдельное коллективное творческое дело.
В Приложении 5 представлена подборка фотографий, на которых отражены учащиеся школы и бойцы СПО «АТОМ» в ходе коммунарских сборов по разным тематикам.
Надеемся, что представленный в статье опыт будет полезным для педагогов школ по вопросам формирования коммуникативной и социальной компетенций через внедрение в работу методики коммунарского сбора.
Список использованной литературы
- Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания – М., 1990.
- Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М.: Академия, 2001. – 216 с.
- Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! – М., 1996.
- Материалы штаба Иркутского объединения студенческих педагогических отрядов:
– Сборник «Копилка вожатого». – Иркутск, 2004.
– Сборник «Узелок на память». – Иркутск, 2006.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1996. – 351 с.
- Стефановская Т.А. Классный руководитель. Функции и основные направления деятельности. – М.: ИЦ Академия, 2006. – 191 с.