Занятие для учащихся начальных классов по теме "Неразлучные друзья – Память и Внимание"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: формирование представления о психических процессах внимания и памяти как о средствах достижения цели.

Задачи:

  • развитие значимости внимания и памяти для успешного обучения.
  • активизация волевых качеств.
  • развитие самосознания.

Материал:

  • белые листы бумаги А4 на каждого,
  • цветные карандаши,
  • нарисованная «Страна Знаний».

Ход занятия

1. Разминка.

Упражнение «Здравствуйте!»

Задача: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе.

Ведущий: Ребята, давайте с вами поздороваемся. Те, кого я назову, скажут мне «Здравствуйте!»

Доброе утро всем девочкам!...
Доброе утро всем мальчикам!..
Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!..
Доброе утро всем, кто любит конфеты!..
Доброе утро всем, кто делает по утрам зарядку!..
Молодцы!»

Ведущий: А сейчас, мы с вами немножко поиграем. Эта веселая игра называется «Запретное движение».

2. Основной этап занятия.

Упражнение «Запретное движение». (Двигательное упражнение.)

Задача: дать представление о значимости внимания и памяти для успешного достижения цели.

Ведущий: Я буду вам показывать разные движения, а вы за мною повторять. В этой игре будет одно движение, которое показывать нельзя (ведущий показывает). Покажите мне, какое движение вы не будите показывать? (Дети показывают.) Движения выполняются под музыку.

Ведущий:

Какие вы молодцы! Вы очень хорошо справились с этим упражнением!

Вам понравилась эта игра?

Кому было легко за мною повторять?

Кому было сложно?

Как вы думаете, чтобы сыграть в эту игру без ошибок, какими вы должны быть? (внимательными)

А чтобы не показать запретное движение, что вы должны с ним сделать? (запомнить)

Если у вас хорошая память и ..... (внимание), то как вы справитесь с этим упражнением? (хорошо)

Значит память и внимание нам нужны для того, чтобы ...(ответы ребят)

Психотерапевтическая сказка «Путешествие двух подруг».

Задача: дать возможность участникам сформулировать средства для овладения знаний.

Детям показывается рисунок «Страна Знаний».

G:\DCIM\102V5000\DSCI0734.JPG
Рисунок 1. 

Путешествие двух подруг.

Жила-была на свете девочка, которую звали Память. Очень хотелось ей побольше узнать обо всем, что есть на свете. И решила она пойти в Страну Знаний, о которой ей рассказывала лучшая подруга – Внимание. Долго отговаривала ее соседка (Как вы думаете, кто может отговаривать нас от чего-нибудь? ) Лень, предлагала поиграть или лучше полежать. Путь-то в Страну Знаний очень длинный и опасный. Но память не послушала ее уговоров и решила во что бы то ни стало добраться до сказочных сокровищ Страны Знаний. Напрасно старалась Лень, которой, впрочем, скоро стал лень стараться.

Памяти, к счастью, не пришлось отправляться в путешествие в одиночку – с ней решила пойти ее подружка Внимание. Дорога на самом деле была дальняя и трудная, много препятствий вставало на их пути, но все они были преодолены. Девочки всегда помогали друг другу в сложных ситуациях. В пути им встретился маленький и веселый Шумок. Он играл и шутил с девочками, развлекал их, шептался то с одной, то с другой. Девочки стали ссориться друг с другом. А ему того и надо было! Не знали девочки, что под личиной безобидного маленького Шумка скрывался злой и коварный волшебник Шум, который решил помешать Памяти и Вниманию идти вместе в Страну Знаний. (А почему Шум хотел помешать идти Памяти и вниманию вместе? Ведь они могли бы дойти и в одиночку или нет?) Очень хотелось ему разлучить подруг. Он старался отвлечь подруг от их главной цели (А вы помните, для чего они идут в страну Знаний?), все время пытался привлечь на свою сторону немножко легкомысленную девочку (Как вы думаете, кто это мог быть? Почему?) Внимание. Память боялась потерять подругу, она не знала, что делать, как освободить ее от чар злого волшебника.

А Шумок уже радовался своей победе и от радости стал разрастаться, все больше приобретая свой настоящий вид, - и в конце концов превратился в Шум.

Увидев это, Память горько заплакала, но тут она услышала голосок, ласково утешавший ее. Подняла Память заплаканные глаза и увидела рядом с собой девочку. Несмотря на свою юность эта девочка была волшебницей, и звали ее (Эта волшебница живет у каждого из вас. А вы с ней знакомы? Как ее зовут?) Воля. Она успокоила Память, сказав, что поможет справиться с коварным чародеем.

Услышав это Шум, почуял неладное, засуетился: стал стучать, грохотать, вопить. Но бессилен оказался он перед волшебницей Волей. Стал он сжиматься, уменьшаться, превратился сначала в Шепоток, потом – в едва заметный Шорох, а после и вовсе исчез. Подруги очень обрадовались – они могли наконец спокойно продолжить свое путешествие. На прощание Воля посоветовала им быть дружными и никогда не разлучаться. А если случиться беда – пусть ее, Волю, на помощь зовут.

Теперь уже никто больше не мешал подругам в пути, и они благополучно добрались до красивой и богатой Страны Знаний, где и теперь не расстаются, чтобы вновь не появился Шум – злой и коварный волшебник.

Н.Азопкова. 

  1. Ребята, а вы все знакомы со своей Волей?
  2. А какая она у вас?
  3. Как часто ваше внимание попадается в сети злого волшебника Шума?
  4. Кого вы позовете на помощь, если вдруг попадетесь в сети Шума?
  5. Что нужно делать для того, чтобы наша Воля была сильной, крепкой?

Ведущий:

  1. Сколько было героев в сказке? Четыре? Шесть? (Пять.) Дети вспоминают название героев сказки «Путешествие двух подруг».
  2. Кто вам из героев больше всего понравился? Нарисуйте!

Дети рисуют и вывешивают свои рисунки .

3. Рефлексия.

Дети, как вы думаете, почему девочки и мальчики очень-очень хотят попасть в страну Знаний. Для чего? (Что бы узнать много нового и интересного.)

Молодцы! Давайте поаплодируем себе за хорошую работу!

Используемая литература.

  1. Вачков И.В. СказкоТерапия. Развитие самосознание через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2003. – С.110-111.