Коррекция речемыслительной деятельности у дошкольников с речевой патологией на логопедических занятиях

Разделы: Логопедия


Комплексное изучение языковой компетенции детей в условиях речевой патологии является залогом успешного продвижения их в системе коррекционно-развивающего обучения.

Наиболее сложная форма речевой деятельности - связная речь представляет собой развернутое изложение определенного содержания, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. Значительные сложности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недостаточной сформированностью как произносительной, так и семантической сторон речи. Ребенок испытывает трудности в отборе лексических средств, в способах выражения, лексико-грамматическом структурировании, в реализации замысла высказываний, в нарушении связности и последовательности изложении, в построении и удержании в памяти программ внутренней речи. Реализация связного развернутого высказывания предполагает задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности (текущего, последующего, упреждающего) с опорой как на слуховое, так и на зрительное восприятие. Успешность обучения в школе зависит от уровня овладения детьми связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения, оформление мысли языковыми средствами - все эти учебные действия требуют достаточного развития уровня связной речи. Самостоятельная связная контекстная речь дошкольников с нарушениями речи долгое время остается несовершенной. В современных психологических и педагогических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Для преодоления этих трудностей в процессе школьного обучения одна из главных задач - способствовать формированию и развитию связной речи детей в дошкольном возрасте. Анализ речевого развития детей в плане динамики, выбор форм, способов, использование методик коррекционного воздействия и инновационных технологий в ходе воспитания и обучения детей в логопедической группе позволяет получать положительные результаты в усвоении программного материала детьми и отмечать высокий уровень готовности к школьному обучению. Предлагаю основные виды и направления деятельности по развитию коммуникативных функций и связной речи.

Логопедическую работу по развитию связной монологической речи провожу в двух направлениях:

  • Развитие смыслового программирования текста;
  • Овладение языковыми средствами оформления связного текста. При этом необходимо учитывать опережающее развитие семантической стороны речи по отношению к формально-языковой.

Ключевым моментом развития связной речи является работа над смысловой, семантической стороной связного текста. В процессе работы над семантической стороной ставятся следующие задачи:

  • Развитие умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главные и второстепенные объекты, обозначать лексические единицы.
  • Формировать умения располагать смысловые звенья сюжета в логической последовательности, определяя причинно-следственные связи.
  • Развивать способность удерживать смысловую программу в памяти, т. е. создавать план рассказа.
  • Формировать ориентировку в логико-смысловых компонентах, базирующихся на сознательном, мотивированном и произвольном сравнении образцов речи.

В процессе логопедической работы над языковым оформлением ставятся следующие задачи:

  • Способствовать формированию умению располагать предложения в определенной логической последовательности.
  • Развивать умения связывать предложения в целый рассказ и осмысленно представлять структуру и законченность изложения.
  • Развивать умения перекодировать каждый смысловой элемент в грамматически правильную структуру предложения.

Основные этапы деятельности по формированию связного монологического высказывания в процессе работы по сюжетным картинам на логопедических занятиях.

1 Этап направлен на формирование мотивационного аспекта восприятия картины. Реализуется в следующих игровых и коррекционных приемах работы: использование игровых обучающих ситуаций, введение сказочных персонажей, прием комментированных действий при рассматривании, сопровождение демонстрации картины чтением литературных произведений, музыкальным сопровождением.

2 Этап связан с организацией речевого диалога в вопросно-ответной форме и направлен на формирование системы ее перцептивных образов, опираясь на все каналы восприятия информации. Ведущими методами являются: метод свободного диалога, доброжелательной поддержки любых высказываний, побуждения к беседе, поощрения ответа, моделирование коммуникативных ситуаций.

3 Этап предусматривает организацию различных видов детской деятельности по содержанию картины. Важная задача педагога научить изображать содержание картины путем декодирования в трехмерное пространство содержания двухмерного изображения разными способами: используя соответствующие данной картины атрибуты, осуществляя моделирование с опорой на картину и без наглядной опоры, по памяти. Данная работа проводится с использованием следующих игровых приемов: "вхождение" в картину, конструирование сюжета, работа над сюжетом из природного материала, составление коллажей, комментированное коллективное рисование, разные способы изображения одного содержания, дополнение сюжета придуманными деталями, применение фантазирования и творчества. Такая организация логопедической работы позволяет совершенствовать когнитивный анализ картины, формировать у ребенка семантическую модель изображенной на картине ситуации в процессе различных символико-моделирующих видов деятельности.

4 Этап осуществляет переход содержания графической системы в вербальный, речевой код. Развивается внимание к синтаксису языка, формируется психологическая база речи и лексико-грамматическая основа связной речи. Используются все виды грамматических упражнений, поочередное продолжение фразы, начатой логопедом, составление предложений различных семантико-синтаксических структур, составление загадок-описаний о предметах картины, сравнение объектов по существенным признакам, рассказы по моделям.

5 Этап предусматривает организацию коммуникативной ситуации, в ходе которой происходит принятие роли рассказчика ребенком и обогащение его речевого опыта. Используются различные игровые приемы: звонок по телефону ребятам другого детского сада, составление письма, рассказывание по цепочке, в парах, в командах, можно вводить элементы соревнований и оценивать содержание рассказов.

Важное значение в процессе коррекции речеязыковых функций имеет целенаправленная работа по обучению детей рассказыванию с использованием демонстрационных сюжетных картин.

В своей работе с дошкольниками под рассказыванием по картине предполагаю перевод рассказчиком определенного содержания графического знака в вербальный текст разной степени развернутости, протекающий с разной степенью самостоятельности, как на этапе осмысления изображения, так и на этапе собственно речевой деятельности. В рассказе по картине имеют место, с одной стороны, анализ наглядной ситуации (когнитивная ситуация использования языкового знака), с другой - словесное описание, рассчитанное на слушателя (коммуникативная ситуация использования языкового знака).

При обучении дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня рассказыванию провожу организационно-подготовительную работу, основную коррекционно-развивающую деятельность и контрольно-заключительную.

Во-первых, формирую умение использовать словесную инструкцию при выполнении ряда последовательных действий. Данный вид задания наиболее доступен, т.к. нагляден, сопровождается двигательной активность, способствует концентрации внимания детей. Для этого организуется игровая ситуация, в ходе которой дети - активные участники процесса, исполняют и наблюдают за выполнением серии действий другими, запоминают и оречевляют увиденное. В ответах дошкольников контролирую точность высказываний, последовательность, логическое завершение мысли, лексическое и грамматическое оформление.

Во-вторых, провожу систематическую работу над формированием логико-грамматических структур, которые выражают пространственные отношения, включая ориентировку на листе бумаги, например: "Самолетик взлетает", "Что слева, что справа", "Электронная муха" и т.д. Считаю эффективными игры эвристического характера, дисциплинирующего поиск: исправь ошибку логопеда в расположении картинок, в чтении деформированного текста, определи серию картинок по одной, узнай рассказ по его отрывку.

В-третьих, обогащаю и активизирую словарный запас через использование в работе ассоциативных игр: подбор обобщающих понятий на серию слов, поиск недостающих картинок к сюжету, определение лишнего слова в ряду сходных по звучанию, но различных по смысловому содержанию.

В-четвертых, использую упражнения, направленные на развитие навыков правильного построения предложений: по демонстрации действий, по образцу, с заданным словом, опорной картинкой, по денотантам, на предложенную тему, по моделям, графическим схемам, составление предложений творческого характера, упражнения с деформированными фразами, которые помогают отличить законченную мысль от беспорядочного набора слов.

Проблема обучения дошкольников творческому рассказыванию становится реально решаемой, если логопед, предъявляя детям новую картину, затем целенаправленно отрабатывает с ними мыслительные операции по анализу картины как целостной системы и изображенных на ней отдельных объектов. Анализ картины включает в себя: перечисление элементов сюжетной линии, установление взаимосвязей различного уровня между объектами, представление с точки зрения различных анализаторов, описание изображенного средствами символической аналогии, представление объектов в рамках времени их существования, восприятие себя на картине в качестве объекта с определенной характеристикой. Для реализации данного направления целесообразно использовать различные игры.

"Подзорная труба", "Кто в кружочке живет", "Ищу друзей", цель: выявление как можно большего количества объектов на картине, их структурирование, классификация и активизация словаря обобщающими понятиями. "Живые картинки", "Кто-то теряет, кто-то находит", "Сколько и чего", "Что и где находится". Цель: установление взаимосвязей между предметами и объектами по разнообразным параметрам.

"К нам пришло волшебство и теперь я слышу все" (:вижу, :ощущаю,:осязаю), "Назови и определи" (что на картине легкое, тяжелое, твердое, мягкое, шершавое, гладкое, холодное, горячее, ароматное, звучащее и т.д.)

"Подбери по цвету", "Сравни по форме", "Сравни по размеру", цель: упражнять в развитии сенсорных эталонов, учить находить ярко выраженное свойство в знакомых предметах и объектах.

"О картине расскажу, в прошлое я загляну" (в будущее), "Если бы я был художником", "Мы - фантазеры". Цель этих игр: учить детей представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого, будущего и придумать рассказ, используя словесные обороты, характеризующие временные отрезки (до того, как...; после того, как:, утром.., ночью:, в прошлом, в будущем, зимой, весной, летом, осенью.

"Измени событие", "Если бы я превратился в :", "Раз, два, три, повернись и в картине очутись", "Превращения", "Чудесное волшебство". Целью данных игр является обучение детей вживаться в образ персонажей и составлять рассказ от первого лица.

"Найди звук", "Живые - неживые", "Скажи ласково", "Назови какой", "Скажи про много", "Кто, где, с кем", "Назови одним словом", "Сосчитай-ка", "У кого кто" и т.д. Цель игр: развитие лексико-грамматического строя речи, формирование структуры фразы со зрительной опорой на сюжет.

Игровые ситуации и методики позволяют не только в интересной форме воспринимать сюжет картины, устанавливать причинно-следственные связи и совершенствовать грамматически-правильную фразовую речь, но и в содержательном аспекте имеют большое значение в подготовке ребенка к обучению в школе. В качестве итоговых занятий в подготовительной группе предлагаю проведение логопедических занятий по развитию связной речи с использованием следующих методических приемов:

1. "Образ и мысль", которая предполагает самостоятельное исследование картины, с отсутствием целевых установок. Стимулирующий вопрос: "что вы видите на картине, но об этом еще никто не сказал?" нацеливает детей на проведение аналитической деятельности, т.е. определить что уже сказали дети и что могу добавить "я". Такой вид работы дает возможность дошкольникам проанализировать картину самостоятельно и оценить ответы других. Педагог в данной ситуации находится в позиции "на равных",не задает конкретных и уточняющих вопросов, а создает проблемно-поисковые ситуации, которые решает сам ребенок.

2. "Закрытая картина" используется по знакомым произведениям и сюжету. Главная задача состоит в обучении детей задавать вопросы по картине, изображение которой им не дано, используя вопросительную интонацию. В данном виде работы важно сформировать у детей умения задавать познавательные вопросы, используя различную вопросительную лексику. Важно не просто научить детей задавать вопросы, а сформировать навык исследования ситуации с их помощью.

3. "Оживление картины". Данный метод лучше организовывать с подгруппами детей, которым предлагаются разные сюжетные картинки из одной лексической темы. Детям предлагается стать участниками одного сюжета. Каждая команда изучает и переносит сюжет своей картины в реальную действительность. Важно не только количественное соотношение субъектов картины, но и качественная передача содержания, включая более тонкие детали.

"Путешествие по таинственной картине". Картина закрыта по всему периметру полотном белой бумаги, имеющей небольшое "окно" в виде любой формы. Дети под музыку перемещают лист бумаги, открывая незначительную часть сюжета. Детям предлагается составить рассказ по отдельному фрагменту, воспроизвести целостный сюжет, который складывается из рассказов по отдельным деталям картины, сопоставить рассказ по картине с собственным изображением (когда открывается целостный сюжет) и выявление тех моментов, которые не были определены ранее.

Реализация данной модели коррекционного-развивающего процесса, все перечисленные методы, игровые приемы, этапы и направления логопедической работы позволяют разнообразно проводить занятия по развитию связной монологической речи и способствовать комплексной коррекции речевой патологии у детей в период дошкольного периода за счет систематического целенаправленного взаимодействия речевой и символико-моделирующих видов деятельности, что обеспечивает большую эффективность в достижении положительных результатов и пропедевтике дисграфии и дислексии.