Литературное чтение по программе "Перспективная начальная школа"

Разделы: Начальная школа


Во втором классе основным аспектом изучения являются жанры произведений, которые отвечают возрастным потребностям младшего школьника. Это стихи, потешки, приговорки, дразнилки, считалки, поговорки, скороговорки, пословицы, загадки, сказки и рассказы. Произведения названных жанров, с одной стороны, являются своеобразным инструментом изучения степени развития у детей устной речи и мышления, а с другой - способствуют формированию у детей познавательного интереса. Уже на втором уроке обучения грамоте (в первом классе) дети знакомятся со сказкой "Заюшкина избушка". При разборе поступков героев сказки дети сталкиваются с понятиями "обман", "коварство", "хитрость", "доброта", "доверчивость", "отвага".

При работе с произведениями С.Козлова "Ёжик в тумане" (Приложение 1), "Красота" (Приложение 2), японской сказки "Луна на ветке" (Приложение 3), Э.Мошковской "Дедушка Дерево" формируется представление о том, что быть наблюдательным, уметь фантазировать, иметь возможность общаться с друзьями, любить и быть любимым - это богатство и ценность. Ставлю перед учениками проблемный вопрос: - Что сложнее: увидеть красоту в яркой веточке рябины или в голых прутиках? И параллельно веду работу в "Музейном доме" над картиной Альбрехта Дюрера "Травы". Мы рассматриваем метелку лугового мятлика, вырезной лист одуванчика, мясистые листья подорожника, узкие и длинные листья осоки, о которые можно порезаться. Комментарии, касающиеся того, что по стебельку можно скользить пальцем, что о клейкое молочко можно испачкаться, а об острый лист порезаться, нужен для того, чтобы создать у детей конкретно-чувственные ассоциации этого кусочка природы. Для этого же спрашиваю о том, помнят ли дети, как пахнет трава. Важно, чтобы дети поняли, что только такое внимательное отношение к каждой травинке, которая под ногами, позволяет художнику обнаружить её особенность, неповторимость, открыть для будущих поколений красоту в простом.

Дети на практическом уровне, без введения сложной терминологии, учатся понимать, "как сделано" художественное произведение, какие приемы и способы создания художественной картины мира есть у авторов произведений, учатся не только "видеть" авторское слово, но и любоваться им. Пробуют свои силы в создании собственных произведений. Так происходит становление основных навыков анализа художественного текста, которые станут основой его глубокого и полноценного восприятия.

Я составила таблицу формирования нравственных понятий по произведениям из учебника "Литературное чтение" автор Чуракова Н.А. 2 - 4 класс по программе "Перспективная начальная школа" (Приложение 5).

В третьем классе основным аспектом изучения стало применение проектной исследовательской деятельности учащихся и работа с произведениями различных видов искусства. При изучении темы "Учимся наблюдать и копим впечатления" учащиеся определяли путь постижения красоты посредством зрения. Они также сделали вывод, что, чтобы обнаружить красоту природы и искусства, мы пользуемся не только зрением, но и слухом (и даже обонянием). В ценности слуха как источника звуковых художественных впечатлений учащихся убеждали не только анализ поэтических текстов, но и музыкальные произведения. Если олицетворение - это почти исключительно литературный прием, то звукопись - это уже прием, которым пользуются литература и музыка. А сравнение и контраст - это приемы, которыми пользуются все виды искусства. И способность создавать самые разные впечатления (зрительно-тактильно-слуховые) - это черта, присущая и литературе, и живописи, и музыке.

Например, Сергей Козлов "Июль".

Я к Июлю прихожу,
На густой траве лежу,
Глажу волосы Июлю
И в глаза ему гляжу.
- Он такой зеленоглазый! -
Дома вечером скажу.

Задача анализа стихотворения - правильно применить литературоведческий термин "олицетворение", найдя иллюстрации в тексте. Что обнаружили дети?

1) Слово "Июль" написано с большой буквы, значит, является именем;

2) Герой приходит к Июлю в гости;

3) Герой гладит Июлю волосы и смотрит ему в глаза;

4) Герой называет Июль "зеленоглазым".

Далее мы работаем в "Музейном Доме" с картиной А. Герасимова "После дождя". Цель анализа пейзажа - через конкретные наблюдения, по разным деталям реконструировать, какой период весны или лета изображает художник, каким был закончившийся дождь (сильным или слабым, с ветром или без ветра, теплым или холодным). Воссоздание целостной картины дождя помогает перейти к впечатлениям от дождя и солнца: к ощущению свежести и чистоты воздуха, запахов мокрых листьев и растрепанных ветром пионов. Если речь идет о пейзаже, это может быть целостное впечатление-переживание, включающее не только зрительный образ, но и тактильные ощущения, а также ощущения, связанные со звуками и запахами. Хорошую помощь в формировании целостного впечатления оказало слушание музыки. На этом уроке слушали пьесу С.Прокофьева "Дождь и радуга".

Искусство, любое, каждый его вид - литература, живопись, музыка, - создает особыми своими средствами художественную картину мира, которую человек воспринимает как особую реальность. Слушая музыку, глядя на картину, "читая слова" в художественном произведении, ребенок попадает в плен "добровольной галлюцинации", такими яркими и глубокими бывают вызванные воображением картины жизни, нарисованные художником. Маленький читатель представляет себе героев, сочувствует им или, наоборот, гневается и может даже отождествлять себя с ними.

Работая с толковым словарем в учебнике, дети находили слова, имеющие несколько значений. Среди этих слов было слово ГЕРОЙ. Учащиеся заинтересовались значением этого слова. Кого называют героем? Какие бывают герои? Может ли любой человек стать героем? Бывают ли герои в наше время? Я предложила детям поискать ответы на эти вопросы в различных источниках информации и создать проект "Герои". Мы изучали словари, периодические печатные издания, посетили школьный музей, выполняли творческую работу (сочинение, кроссворд). Изучая тему "Как рождается герой", дети познакомились с теми чертами, которыми обладает настоящий герой, сравнивали сказочного героя с героем рассказа. Школьники поняли, что и в сказке, и в рассказе, для того чтобы стать главным, герою нужно совершить поступок, преодолеть препятствия. Из рассказа мы можем узнать, какие сложные и разнообразные переживания бывают у героя. Итогом данной работы стала презентация "Герой" (Приложение 8).

В четвертом классе основным аспектом изучения стала работа с произведениями различных видов искусства и создание собственных произведений. Это сочинения по живописным произведениям с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения: по картинам Ивана Фирсова "Юный живописец" Исаака Левитана "Тихая обитель", Вили Джеймса "Кот на окне", Н. Богданова-Бельскова "Дети. А так же сочинения в стихотворной или прозаической форме по собственным наблюдениям или впечатлениям (Приложение 7). На уроках подробно рассматривается связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями. Формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства происходит не на основе их тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний). Например, Дмитрий Кедрин "Все мне мерещится поле с гречихою:" (Приложение 4).

Перед знакомством с текстом стихотворения, я знакомлю учеников с музыкальным произведением Сергея Рахманинова Концерт № 2 (первая часть), в котором сочетаются переживание красоты русской природы и чувство любви к Отечеству. Эта тема прослеживается и в стихотворении Дмитрия Кедрина. Поэт самой композицией строф обозначает ту запрятанную в глубине души сердцевинку, столь ценную для лирического героя, связанную для него с драгоценными воспоминаниями о детстве, о матери, об отчем доме. В стихотворении создается достаточно сложное настроение, в котором есть, с одной стороны, тепло и уют детства, щемящее чувство любви к тому, что мы называем малой родиной, отчим домом; с другой стороны - грусть от того, что все это невозвратимо. Впечатления детства, запечатленные в живописном произведении, наблюдаем на примере картины Виктора Попкова "Моя бабушка и её ковер". Художник окружил свою бабушку лоскутками алого и розового цвета, чтобы передать ощущение праздника, которое у него связано с бабушкой, чтобы создать торжественную атмосферу вокруг нее. Он делится с нами чувством любви и привязанности к своей бабушке, чувством уважения к ней, к ее нелегкой жизни, к ее характеру. Она - скромная труженица, которая умеет творить добро и праздник, несмотря на все жизненные тяготы.

За 4 года изучения литературного чтения мои ученики познакомились с большим количеством музыкальных произведений и произведений живописи. (Приложение 6).

Чтобы нравственные правила человечества и нормы жизни людей ученики-читатели восприняли, надо обратиться через произведение к внутреннему миру детей, к их небольшому, но уже существующему нравственному опыту, к их нерешенным проблемам - другими словами, актуализировать нравственное содержание художественных произведений для детей. Тогда анализ текста художественного произведения станет ответом на их вопросы.

По словам К. Д. Ушинского, " чтение - это упражнение в нравственном чувстве", поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения - нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства.

Предлагаю конспект открытого урока литературного чтения в 4 классе с использованием информационных технологий.

Цели:

  • совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения;
  • формирование умения целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;
  • формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства;
  • воспитание чувства патриотизма;
  • воспитание бережного, заботливого отношения к близким людям.

Оборудование: учебник "Литературное чтение", памятка "Настроение", цветовые схемы (круги), магниты, портрет композитора С.Рахманинова, клип концерта № 2 Сергея Рахманинова, экран, проектор, компьютер, репродукция картины Виктора Попкова "Моя бабушка и её ковер", рамочки.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ли на месте, все ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Вслушайся! Вникни! Не забудь:
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро.

II. Проверка домашнего задания - конкурс выразительного чтения стихотворения Николая Рубцова "Доволен я буквально всем!" - 3 ученика. Выбор учащимися победителя конкурса (Голосование красными кругами).

Учитель

Ученики

Ребята хорошо передали душевное состояние героя.

Как герой хотел бы подтвердить свою любовь к осеннему лесу и небесам?

(цитата)

Я хотел бы превратиться

Или в багряный тихий лист,

Иль в дождевой весёлый свист

Свою любовь к лесу, небу, реке и волшебство превращения в зеленый лист, свист ветра, капли дождя можно выразить не только словами. Каким еще видам искусства это под силу? Музыка, живопись

III. Знакомство с музыкальным произведением (слушание музыки).

Сегодня я познакомлю вас с произведением великого русского композитора Сергея Рахманинова. Лена Здробэу подготовила к сегодняшнему уроку информацию об этом композиторе.

Сообщение о Сергее Рахманинове.

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) - русский композитор, пианист, дирижёр. Он жил и создавал музыку 100 лет назад - на рубеже XIX и XX веков.

С 4-5 лет он играл на фортепьяно. Окончил Московскую консерваторию с большой золотой медалью.

В декабре 1917 года, выехав на гастроли в Швецию, вместе с семьей, Рахманинов уже больше не возвращался в Россию. Расставание с Родиной стало трагическим фактом биографии Рахманинова и на 8 лет прервало его композиторскую деятельность.

После нападения гитлеровской Германии на Советский Союз, Рахманинов находит возможность помочь соотечественникам. В 1941 году, переживая за судьбу своей Родины, он проводит концерт в Нью-Йорке, весь сбор от которого передает советскому консулу. В сопроводительном письме Сергей Васильевич пишет: "От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу!"

Рахманинов был проникновенным певцом русской природы. Тема родины с наибольшей полнотой воплотилась в его крупных инструментальных произведениях, особенно во 2-ом и 3-ем фортепьянных концертах.

Давайте послушаем первую часть концерта № 2. Мне кажется, в этой музыке удивительно сочетаются переживание красоты русской природы и чувство любви к Отечеству. (Просмотр клипа концерта № 2 Сергея Рахманинова)

Учитель

Ученики

Давайте выразим ваше настроение словами. Дети дают характеристику своего настроения при помощи памятки "Настроение"
А теперь определите ваше настроение в цветовой гамме. Учащиеся прикрепляют цветные кружочки на доску при помощи магнитов

IV. Дмитрий Кедрин "Все мне мерещится поле с гречихою:".

Всё мне мерещится поле с гречихою,
В маленьком доме сирень на окне,
Ясное-ясное, тихое-тихое
Летнее утро мерещится мне.
Мне вспоминается кляча чубарая*,
Аист на крыше, скирды на гумне,
Тёмная-тёмная, старая-старая
Церковка наша мерещится мне.
Чудится мне, будто песню печальную
Мать надо мною поёт в полусне,
Узкая-узкая, дальняя-дальняя
В поле дорога мерещится мне.
Где ж этот дом с оторвавшейся ставнею,
Комната с пёстрым ковром на стене...
Милое-милое, давнее-давнее
Детство моё вспоминается мне.

* Чубарый - пёстрый, пятнистый (записано на доске)

Учитель

Ученики

Не только композиторы раскрывали в своих произведениях тему Родины.

Как Николай Рубцов, Дмитрий Кедрин посвятил свое стихотворение малой Родине, воспоминаниям о своем детстве (стр. 156).

Читаю стихотворение.

 
Какие же картины представляются герою?

Как путешествует его мысленный взгляд в первой строфе?

Направлен ли он вдаль?

А что видится совсем близко?

В первой строфе мысленный взгляд героя и направлен вдаль

поле с гречихою,

и "рассматривает" предметы вблизи

В маленьком доме сирень на окне.

Что происходит во второй строфе: как путешествует его взгляд? Во второй строфе мысленный взгляд героя как будто путешествует по деревне

кляча чубарая, аист на крыше, скирды на гумне, церковка наша

Как меняется картина в третьей строфе? В третьей строфе взгляд героя возвращается в отчий дом

песню печальную мать надо мною поёт в полусне

и снова уносится вдаль, за деревню

Узкая-узкая, дальняя-дальняя в поле дорога

А в четвертой? В четвертой строфе взгляд героя опять возвращается в старенький деревенский домик, где прошло его детство

Где ж этот дом с оторвавшейся ставнею,

Комната с пёстрым ковром на стене...

Давайте подумаем, как же создается этот особый ритм и особое настроение?

Какие глаголы использует поэт, чтобы рассказать о переживаниях своего героя?

Почему именно эти?

Мерещится, чудится, вспоминается.

Почти все глаголы обозначают хрупкий и призрачный мир воспоминаний, мир мечтаний и грез лирического героя, мир его детства, который как будто где-то еще существует - надо только поднапрячь память.

Найди все повторяющиеся прилагательные.

С какой целью автор их использует?

В данном стихотворении повтор - яркая особенность, которая помогает поэту воссоздать щемящую картину далекого уютного прошлого
Какое настроение создается в стихотворении? Настроение, в котором есть, с одной стороны, тепло и уют детства, щемящее чувство любви к тому, что мы называем малой родиной, отчим домом; с другой стороны - грусть от того, что все это невозвратимо.

Выразительное чтение стихотворения (1-2 ученика)

V. Художественное произведение Виктора Попкова "Моя бабушка и её ковер"

Учитель

Ученики

Что ассоциируется у вас со словом "детство"? Школа, мама, детский сад, друзья, дедушка, бабушка, мороженое и т.д.
Вот и у художника Виктора Попкова детство ассоциируется с его бабушкой. Давайте познакомимся с работой Виктора Попкова "Моя бабушка и её ковёр" (репродукция картины на экране и в учебнике на стр. 158).  
Как вы думаете, бабушка готовилась к тому, что внук художник будет ее писать?

На ней будничная или нарядная одежда?

Это не какая-то случайно подсмотренная сценка из жизни. Старушка явно готовилась, позировала. Она сидит фронтально, смотрит прямо на художника. Бабушка одета очень опрятно и аккуратно. На ней белый платок и темно-синее платье, что выглядит нарядно.
Почему бабушка изображена не в центре композиции, а с краю: на какую черту ее характера намекает художник? На скромность: бабушка стесняется оказаться в центре событий, привлечь к себе внимание.
Как вы думаете, ковер из лоскутков сделан бабушкиными руками? Много ли нужно времени, чтобы сделать такой ковер? Скорее всего, бабушка сделала этот ковер своими руками. Чтобы сделать такой ковер, нужно много терпения и труда, а также творческое вдохновение.
Можно ли считать этот ковер дорогим, нарядным?

Какое настроение он создает в той комнате, где висит?

Почему художник решил писать свою бабушку именно на фоне этого ковра?

Наличие такого ковра в доме не говорит о богатстве и состоятельности владельца, зато говорит о том, что человек из совершенно простых, недорогих и доступных лоскутков ткани может сотворить настоящий праздник. Художник окружил свою бабушку лоскутками алого и розового цвета, чтобы передать ощущение праздника, которое у него связано с бабушкой, чтобы создать торжественную атмосферу вокруг нее.
Какими же чувствами захотел поделиться с нами художник? Чувством любви и привязанности к своей бабушке, чувством уважения к ней, к ее нелегкой жизни, к ее характеру. Она - скромная труженица, которая умеет творить добро и праздник, несмотря на все жизненные тяготы.

VI. Итог урока.

Жизнь каждого человека, в особенности уже много повидавшего на своем веку, - это мозаика из радостных и горестных мгновений, из удач и неприятностей, из побед и поражений, из ярких встреч и пустых, тягостных часов и дней. Жизнь похожа на этот лоскутный ковер, в котором красные лоскутки чередуются с ярко- и бледно-синими, с розовыми, почти белыми, темными и черными.

VII. Домашнее задание.