Урок по литературному чтению "И пробуждается поэзия во мне" по творчеству И.А. Бунина

Разделы: Начальная школа


Форма урока: урок-исследование.

Цели урока:

  1. Обучающие: продолжить знакомство с поэзией И.Бунина, учить понимать поэтическую речь, рассуждать, анализировать поэтическое произведение.
  2. Развивающие: развивать культуру речи, творческие способности, внимание,
  3. Воспитывающие: воспитывать эмоциональную восприимчивость, любовь к родной земле, умение трудиться в группах.

Задачи урока:

  1. Развитие способностей: Уметь использовать полученные знания для ответа на проблемный вопрос и выполнение практической работы.
  2. Формирование ценностей: Пробудить у детей интерес не только к творчеству, но и к личности поэта. Воспитывать любовь к родному краю.

Ожидаемые результаты:

  1. Формирование умений и навыков при выполнении творческого задания.
  2. Способность работать с дополнительным материалом.
  3. Умение самостоятельно находить ответ на проблемный вопрос.

Оборудование:

  • Мультимедийная система.
  • Карточки со стихами для каждого ученика – Приложение 1.
  • Карточки со стихами И. Бунина для групповой работы – Приложение 2.
  • Памятка для учащихся – Приложение 3.
  • Дневник.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы и целей урока.
  3. Актуализация знаний.
  4. Всесторонняя проверка знаний.
  5. Физкультурная минутка.
  6. Изучение нового материала.
  7. Усвоение новых знаний.
  8. Физкультурная минутка.
  9. Первичная проверка понимания изученного.
  10. Закрепление материала.
  11. Итог урока.
  12. Домашнее задание.

Эпиграф: «Прекрасна ты душа людская!» И. Бунин. (Слайд 2 Презентации)

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята,интересно вам, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Ответы детей.)

Тогда подравняйтесь, посмотрите, всё ли у вас на партах лежит аккуратно? Садитесь, пожалуйста. Улыбнитесь, не волнуйтесь. Вы замечательные, у нас с вами всё получится.

2. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Тема нашего урока «И пробуждается поэзия во мне...».

Вы в третьем классе изучали творчество Ивана Бунина, асегодня мы будем знакомиться с новым его стихотворением «Листопад», будем восхищаться его мастерством, учиться видеть необыкновенное в обыкновенном. Вы самостоятельно попробуете силы в творческом задании.

В конце урока мы с вами дадим ответ на проблемный вопрос «Что пробуждает поэзию в душе?».

3. Актуализация знаний.

Учитель: Эпиграфом к уроку я взяла слова Бунина: «Прекрасна ты, душа людская!» (появляются слова на экране).

Осыпаются астры в садах,
Стройный клен под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
Ближний лес затихает, и в нем
Показалися всюду просветы,
И красив он в уборе своем,
Золотистой листвою одетый.

Эти замечательные строки принадлежат выдающемуся русскому писателю, поэту, переводчику Ивану Алексеевичу Бунину, который родился 10 (22) октября 1870 в Воронеже (Слайд 3).

Дворянин по рождению, Иван Бунин не получил даже гимназического образования, и это не могло не повлиять на его дальнейшую судьбу.

Переехав в Москву, Бунин знакомится с Л. Н. Толстым, чье творчество оказало сильнейшее влияние на молодого Бунина. В 20 лет Иван Бунин выпускает первый сборник стихов. Но широкая литературная известность пришла к нему после издания стихотворного сборника "Листопад" в 1901 году. За что Бунину была присуждена Российской Академией наук Пушкинская премия.

В своих произведениях Иван Бунин отражал любовь к Родине, к природе. Картины природы оживали в его воображении и становились волшебными.

Я предлагаю послушать стихи, которые прочитают ребята, постарайтесь понять, что объединяет стихотворные строки Ивана Бунина.

(Три ученика читают стихи).

Учитель: Ребята, что объединяет эти стихотворные строки?

Ответы детей.

(Слайд 4)

(тема, рифма, автор Иван Бунин).

Учитель: Скажите, а что же свойственно поэтическому языку?

(Ответ детей.)

Учитель: Поэтическому языку свойственны: (Слайд 5)

  • четкий ритм;
  • рифма;
  • чувства автора.

А сейчас возьмите, пожалуйста, желтый листок со знакомым вам стихотворением «Густой зелёный ельник у дороги …» Бунина.

– Сколько строф (частей) в этом стихотворении?

– Как называются такие строфы? (Четверостишие.)

– Давайте проследим, в каких строфах стихотворения мы чувствуем рифму, ведь рифма - созвучие последних слов в строке (Слайд 6)

  • Читаем в полголоса;
  • Читаем скороговоркой;
  • Читаем выразительно.

– Назовите рифмующиеся строки.

– Какую рифму использует автор, как вы думаете? (Используется перекрестная рифма)

Учитель: Докажите это.

Дети: (Приводят рифмующиеся строки.) Молодцы, ребята.

4. Всесторонняя проверка знаний.

Учитель: Ребята, никто из вас не задавал себе вопрос:

– В чем колдовство стихов, которые написаны поэтом?

– Почему стихи берут нас в плен?

– Какие приемы помогают автору выразить свои чувства?

Учитель: Для того чтобы ответить на данные вопросы, обратимся к прозе Ивана Алексеевича Бунина. Послушайте отрывок из его замечательной повести «Жизнь Арсеньева» (Слайд 7).

(отрывок, читает ученик).

Ученик: «Рос я в великой глуши. Пустынные поля, одинокая усадьба среди них... Зимой безграничное, снежное море, летом – море хлебов, трав и цветов...И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание...».

Учитель: Эти строки посвящены родным и любимым местам Ивана Бунина. «До боли в сердце» любит он землю, на которой живет, любит среднюю полосу Россию. Для него настоящее счастье - жить, видеть огромное небо, траву в росе, ощущать свежесть осенних и зимних дней.

«И вот я расту, познаю мир и жизнь в этом прекрасном краю, в долгие летние дни я вижу: жаркий полдень, белые облака плывут в синем небе, дует ветер, несущий солнечный жар и аромат нагретых хлебов и трав, а там поле, зной, блеск, роскошь света…» (Слайд 8).

«Роскошь света…». Какой прекрасный образ! Как вы считаете, что помогает поэту так выражать в своих произведениях любовь к родному краю?

Поэту помогают выразить свои чувства такие приемы, как: (Слайд 9).

  • эпитеты,
  • олицетворения,
  • метафоры,
  • сравнения.

Учитель: Ребята, помогите мне, пожалуйста, решить проблему. Для этого вы должны стать на некоторое время поэтами. Согласны? (Ответ детей).

Учитель: Тогда за дело. В карточках, которые лежат у вас на парте, "исчезли" слова из стихотворных строк Ивана Бунина, которые вы изучали. Постарайтесь восстановить их, определить, какие это языковые средства.

Дети работают в группах.

(По окончании объясняют, какие слова пропущены, анаэкране появляются стихи со словами, которые «вернули» учащиеся. (Слайд 10-12).

Учитель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием, смогли "вернуть" слова на свои места. Ребята, а почему в этих стихах, которые написаны Буниным в зрелые годы, он вновь возвращается в детство. В те места, где вырос?

5. Физкульминутка.

6. Изучение нового материала.

Учитель: А сейчас мы познакомимся с ещё одним произведением Ивана Бунин, называется оно "Листопад" – Приложение 4. Закройте глазки, и пока я буду читать, постарайтесь представить картину, рисуемую поэтом. (Учащиеся высказываются, что представили.)

Лексическая работа.

(Появляются слова с пояснениями. Слайд 13-16)

Терем – в древности на Руси дом в виде башни.
Лиловый – голубой с розовым оттенком (светло-фиолетовый).
Багряный красный густого, темного оттенка.
Лазурь светло-синий цвет.

Работа с текстом.

Возьмите, пожалуйста, зеленый листок.

  • Прочитаем выразительно вслух цепочкой.
  • Прочитаем стихотворение парами.
  • Читаем вместе со мной.

(учитель ускоряет темп, и вновь переходит на темп детей, берет на буксир)

7. Усвоение новых знаний.

Вопросы:

  • С чем сравнивает автор лес?
  • Почему Бунин сравнивает лес с теремом? Что общего между ними?
  • Кто в природной тишине является одушевленным? (Осень вступает в терем).
  • Как называется этот прием? (Олицетворение).
  • С кем сравнивается осень? (с «тихою вдовой»).
  • Какие звуки наполняют осенний лес? (Мертвое молчанье).
  • Кто же главный герой стихотворения?
  • Какие строки повторяются в стихотворении?

Читают стихотворение выразительно.

8. Физкультминутка

(прогулка по лесу).

9. Закрепление новых знаний.

Учитель: Сейчас я предлагаю полюбоваться красотой подмосковных мест, постараться понять, что природа, окружающая нас, вечна. (Показ отрывка из фильма о родном крае).

Ребята, почувствовали созвучие строк Ивана Бунина с природой, увиденной в отрывке фильма? (Ответы детей).

Смотришь на церкви, старые деревенские дома, на бескрайние просторы, которые нас окружают и понимаешь, что нет нигде такой красоты, как в России. И радостно становится на душе, когда чувствуешь смолистый аромат, которым пахнет каждый ствол столетней сосны.

Возьмите, пожалуйста, памятки, откройте. Пусть они будут напоминанием о нашем уроке.

А теперь вернемся к проблемному вопросу: «Что пробуждает поэзию в душе?». Напишите ответ несколькими предложениями (Пишут в памятке).

(По окончании работы дети зачитывают ответы).

10. Итог урока:

Ребята, наш урок показал, что вы прочувствовали поэтический язык Ивана Алексеевича Бунина, пронизанный гордостью и любовью к Родине, природе, где он жил.

Я хочу пожелать вам, чтобы чувство гордости и любви за свою Родину всегда было в сердце у вас.

Любите, охраняйте окружающий мир, изучайте, сохраняйте всё ценное, приумножайте богатства, тогда мир будет прекраснее.

Скажите, ребята, кто из вас сможет поделиться со своими родными, близкими, друзьями, возникшими чувствами, мыслями при знакомстве с творчеством Бунина? Понравился вам урок? (Ответы детей).

Успехов вам! Спасибо за работу на уроке (Слайд 17). Оценки получают.

11. Инструкция по выполнению домашнего задания.

Запишите, пожалуйста, задание на дом:

  • Выразительное чтение стихотворения И. Бунина «Листопад».
  • У кого возникнет желание, выучите его.
  • Сделайте к нему рисунок.