Форма урока: урок-исследование.
Цели урока:
- Обучающие: продолжить знакомство с поэзией И.Бунина, учить понимать поэтическую речь, рассуждать, анализировать поэтическое произведение.
- Развивающие: развивать культуру речи, творческие способности, внимание,
- Воспитывающие: воспитывать эмоциональную восприимчивость, любовь к родной земле, умение трудиться в группах.
Задачи урока:
- Развитие способностей: Уметь использовать полученные знания для ответа на проблемный вопрос и выполнение практической работы.
- Формирование ценностей: Пробудить у детей интерес не только к творчеству, но и к личности поэта. Воспитывать любовь к родному краю.
Ожидаемые результаты:
- Формирование умений и навыков при выполнении творческого задания.
- Способность работать с дополнительным материалом.
- Умение самостоятельно находить ответ на проблемный вопрос.
Оборудование:
- Мультимедийная система.
- Карточки со стихами для каждого ученика – Приложение 1.
- Карточки со стихами И. Бунина для групповой работы – Приложение 2.
- Памятка для учащихся – Приложение 3.
- Дневник.
Структура урока:
- Организационный момент
- Сообщение темы и целей урока.
- Актуализация знаний.
- Всесторонняя проверка знаний.
- Физкультурная минутка.
- Изучение нового материала.
- Усвоение новых знаний.
- Физкультурная минутка.
- Первичная проверка понимания изученного.
- Закрепление материала.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Эпиграф: «Прекрасна ты душа людская!» И. Бунин. (Слайд 2 Презентации)
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята,интересно вам, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Ответы детей.)
Тогда подравняйтесь, посмотрите, всё ли у вас на партах лежит аккуратно? Садитесь, пожалуйста. Улыбнитесь, не волнуйтесь. Вы замечательные, у нас с вами всё получится.
2. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Тема нашего урока «И пробуждается поэзия во мне...».
Вы в третьем классе изучали творчество Ивана Бунина, асегодня мы будем знакомиться с новым его стихотворением «Листопад», будем восхищаться его мастерством, учиться видеть необыкновенное в обыкновенном. Вы самостоятельно попробуете силы в творческом задании.
В конце урока мы с вами дадим ответ на проблемный вопрос «Что пробуждает поэзию в душе?».
3. Актуализация знаний.
Учитель: Эпиграфом к уроку я взяла слова Бунина: «Прекрасна ты, душа людская!» (появляются слова на экране).
Осыпаются астры в садах,
Стройный клен под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
Ближний лес затихает, и в нем
Показалися всюду просветы,
И красив он в уборе своем,
Золотистой листвою одетый.
Эти замечательные строки принадлежат выдающемуся русскому писателю, поэту, переводчику Ивану Алексеевичу Бунину, который родился 10 (22) октября 1870 в Воронеже (Слайд 3).
Дворянин по рождению, Иван Бунин не получил даже гимназического образования, и это не могло не повлиять на его дальнейшую судьбу.
Переехав в Москву, Бунин знакомится с Л. Н. Толстым, чье творчество оказало сильнейшее влияние на молодого Бунина. В 20 лет Иван Бунин выпускает первый сборник стихов. Но широкая литературная известность пришла к нему после издания стихотворного сборника "Листопад" в 1901 году. За что Бунину была присуждена Российской Академией наук Пушкинская премия.
В своих произведениях Иван Бунин отражал любовь к Родине, к природе. Картины природы оживали в его воображении и становились волшебными.
Я предлагаю послушать стихи, которые прочитают ребята, постарайтесь понять, что объединяет стихотворные строки Ивана Бунина.
(Три ученика читают стихи).
Учитель: Ребята, что объединяет эти стихотворные строки?
Ответы детей.
(Слайд 4)
(тема, рифма, автор Иван Бунин).
Учитель: Скажите, а что же свойственно поэтическому языку?
(Ответ детей.)
Учитель: Поэтическому языку свойственны: (Слайд 5)
- четкий ритм;
- рифма;
- чувства автора.
А сейчас возьмите, пожалуйста, желтый листок со знакомым вам стихотворением «Густой зелёный ельник у дороги …» Бунина.
– Сколько строф (частей) в этом стихотворении?
– Как называются такие строфы? (Четверостишие.)
– Давайте проследим, в каких строфах стихотворения мы чувствуем рифму, ведь рифма - созвучие последних слов в строке (Слайд 6)
- Читаем в полголоса;
- Читаем скороговоркой;
- Читаем выразительно.
– Назовите рифмующиеся строки.
– Какую рифму использует автор, как вы думаете? (Используется перекрестная рифма)
Учитель: Докажите это.
Дети: (Приводят рифмующиеся строки.) Молодцы, ребята.
4. Всесторонняя проверка знаний.
Учитель: Ребята, никто из вас не задавал себе вопрос:
– В чем колдовство стихов, которые написаны поэтом?
– Почему стихи берут нас в плен?
– Какие приемы помогают автору выразить свои чувства?
Учитель: Для того чтобы ответить на данные вопросы, обратимся к прозе Ивана Алексеевича Бунина. Послушайте отрывок из его замечательной повести «Жизнь Арсеньева» (Слайд 7).
(отрывок, читает ученик).
Ученик: «Рос я в великой глуши. Пустынные поля, одинокая усадьба среди них... Зимой безграничное, снежное море, летом – море хлебов, трав и цветов...И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание...».
Учитель: Эти строки посвящены родным и любимым местам Ивана Бунина. «До боли в сердце» любит он землю, на которой живет, любит среднюю полосу Россию. Для него настоящее счастье - жить, видеть огромное небо, траву в росе, ощущать свежесть осенних и зимних дней.
«И вот я расту, познаю мир и жизнь в этом прекрасном краю, в долгие летние дни я вижу: жаркий полдень, белые облака плывут в синем небе, дует ветер, несущий солнечный жар и аромат нагретых хлебов и трав, а там поле, зной, блеск, роскошь света…» (Слайд 8).
«Роскошь света…». Какой прекрасный образ! Как вы считаете, что помогает поэту так выражать в своих произведениях любовь к родному краю?
Поэту помогают выразить свои чувства такие приемы, как: (Слайд 9).
- эпитеты,
- олицетворения,
- метафоры,
- сравнения.
Учитель: Ребята, помогите мне, пожалуйста, решить проблему. Для этого вы должны стать на некоторое время поэтами. Согласны? (Ответ детей).
Учитель: Тогда за дело. В карточках, которые лежат у вас на парте, "исчезли" слова из стихотворных строк Ивана Бунина, которые вы изучали. Постарайтесь восстановить их, определить, какие это языковые средства.
Дети работают в группах.
(По окончании объясняют, какие слова пропущены, анаэкране появляются стихи со словами, которые «вернули» учащиеся. (Слайд 10-12).
Учитель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием, смогли "вернуть" слова на свои места. Ребята, а почему в этих стихах, которые написаны Буниным в зрелые годы, он вновь возвращается в детство. В те места, где вырос?
5. Физкульминутка.
6. Изучение нового материала.
Учитель: А сейчас мы познакомимся с ещё одним произведением Ивана Бунин, называется оно "Листопад" – Приложение 4. Закройте глазки, и пока я буду читать, постарайтесь представить картину, рисуемую поэтом. (Учащиеся высказываются, что представили.)
Лексическая работа.
(Появляются слова с пояснениями. Слайд 13-16)
Терем – в древности на Руси дом в виде башни.
Лиловый – голубой с розовым оттенком (светло-фиолетовый).
Багряный – красный густого, темного оттенка.
Лазурь – светло-синий цвет.
Работа с текстом.
Возьмите, пожалуйста, зеленый листок.
- Прочитаем выразительно вслух цепочкой.
- Прочитаем стихотворение парами.
- Читаем вместе со мной.
(учитель ускоряет темп, и вновь переходит на темп детей, берет на буксир)
7. Усвоение новых знаний.
Вопросы:
- С чем сравнивает автор лес?
- Почему Бунин сравнивает лес с теремом? Что общего между ними?
- Кто в природной тишине является одушевленным? (Осень вступает в терем).
- Как называется этот прием? (Олицетворение).
- С кем сравнивается осень? (с «тихою вдовой»).
- Какие звуки наполняют осенний лес? (Мертвое молчанье).
- Кто же главный герой стихотворения?
- Какие строки повторяются в стихотворении?
Читают стихотворение выразительно.
8. Физкультминутка
(прогулка по лесу).
9. Закрепление новых знаний.
Учитель: Сейчас я предлагаю полюбоваться красотой подмосковных мест, постараться понять, что природа, окружающая нас, вечна. (Показ отрывка из фильма о родном крае).
Ребята, почувствовали созвучие строк Ивана Бунина с природой, увиденной в отрывке фильма? (Ответы детей).
Смотришь на церкви, старые деревенские дома, на бескрайние просторы, которые нас окружают и понимаешь, что нет нигде такой красоты, как в России. И радостно становится на душе, когда чувствуешь смолистый аромат, которым пахнет каждый ствол столетней сосны.
Возьмите, пожалуйста, памятки, откройте. Пусть они будут напоминанием о нашем уроке.
А теперь вернемся к проблемному вопросу: «Что пробуждает поэзию в душе?». Напишите ответ несколькими предложениями (Пишут в памятке).
(По окончании работы дети зачитывают ответы).
10. Итог урока:
Ребята, наш урок показал, что вы прочувствовали поэтический язык Ивана Алексеевича Бунина, пронизанный гордостью и любовью к Родине, природе, где он жил.
Я хочу пожелать вам, чтобы чувство гордости и любви за свою Родину всегда было в сердце у вас.
Любите, охраняйте окружающий мир, изучайте, сохраняйте всё ценное, приумножайте богатства, тогда мир будет прекраснее.
Скажите, ребята, кто из вас сможет поделиться со своими родными, близкими, друзьями, возникшими чувствами, мыслями при знакомстве с творчеством Бунина? Понравился вам урок? (Ответы детей).
Успехов вам! Спасибо за работу на уроке (Слайд 17). Оценки получают.
11. Инструкция по выполнению домашнего задания.
Запишите, пожалуйста, задание на дом:
- Выразительное чтение стихотворения И. Бунина «Листопад».
- У кого возникнет желание, выучите его.
- Сделайте к нему рисунок.