Цель программы: получение информации о ходе образовательного процесса, повышение эффективности и качества этого процесса
Задача программы - диагностика и анализ состояния качества образования в училище; создание банка данных о ходе и результатах образовательного процесса; поиск путей решения по повышению качества учебного процесса.
Результатом эффективности реализации Программы предполагается положительная динамика развития образовательной деятельности училища.
Сроки реализации: ежегодное отслеживание
":Задача состоит в том, как научно-образовательный потенциал превратить в благосостояние, то есть перейти от общества знаний к "обществу благосостояния, основанному на знаниях".
Стратегии развития образования в Чувашской республике до 2040 года
Актуальность разработки программы мониторинга обусловлена тем, что проблема качества образования в начале XX в. встает со всей остротой в условиях социально-экономических перемен и реформирования системы образования. Управление качеством образования в XXI в. есть новая парадигма управления образованием вообще. Для решения задачи управления качеством образования и воспитания необходим системный подход к организации деятельности административно-управленческого аппарата образовательного учреждения.
Контроль - ведущая функция управления, вид управленческой деятельности, призванный выполнять роль обратной связи между подсистемами внутришкольного управления. Многие формы, методы традиционно осуществляемого контроля в современных условиях мало эффективны.
Мониторинг - это средство сбора достоверной информации для принятия управленческого решения.
Условия эффективности мониторинга:
- Полнота;
- Адекватность;
- Объективность;
- Точность;
- Своевременность;
- Непрерывность;
- Доступность обратной информации.
Педагогический мониторинг это не только сбор, хранение и обработка информации о деятельности ОУ, но и решение в комплексе вопроса о распространении информации и утверждение того, что это является необходимым условием функционирования системы мониторинга.
Цель мониторинга - обеспечение эффективности информационного отражения состояния образования в образовательном учреждении, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза ее обеспечения и развития.
Задачи мониторинга:
- непрерывное наблюдение за состоянием образовательного процесса в училище и обеспечение эффективного информационного отражения состояния образования;
- своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе и факторов, вызывающих их;
- предупреждение негативных тенденций в организации и реализации образовательного процесса;
- осуществление краткосрочного и долгосрочного прогнозирования развития важнейших процессов и их результатов в училище;
- оценка эффективности, оптимальности и результативности инновационных процессов в училище и реализации Программы развития училища;
- аналитическое обобщение, оценка эффективности и полноты реализации образовательного процесса и качества результатов, разработка прогноза ее обеспечения и развития.
Мониторинг в ПУ №7 направлен на комплексное динамическое аналитическое отслеживание процессов, определяющего количественно-качественные изменения результатов образовательного процесса, образовательной среды, образовательных технологий.
Достоверность и объективность оценки достигается при использовании объективных показателей - индикаторов.
Основные объективные показатели качества образования:
Уровень сформированности общеучебных умений и навыков;
Показатели сформированности ключевых и предметных компетенций учащихся.
Показатели профессионального уровня педагогов.
Показатели повышения профессионального уровня и творческой активности педагогов.
Показатели самовыражения педагогов.
Показатели активности участия педагогов, родителей и учащихся в оценке качества образования училища.
Показатели организации и проведения образовательного процесса.
Отзывы и благодарственные письма работодателей, социальных партнеров и родителей по результатам сформированности ключевых компетентностей у выпускников училища.
Система мониторинга строится с использованием модели:
Цель процесс образования результат
Результат предназначен для коррекции процесса образования.
Предметом мониторинга является результативность образовательной деятельности; объектом - собственно образовательная деятельность.
Главная задача мониторинга - правильно оценить степень, направление и причины отклонения в работе педагогической системы.
Основной процесс - образовательный.
Основные блоки программы мониторинга:
I. Учащиеся.
II. Педагогические работники.
III. Педагогическая диагностика.
Основные направления мониторинга образовательной деятельности
БЛОК I. УЧАЩИЕСЯ.
1. Контингент учащихся
Количество учащихся по группам на базе основного общего образования (после 9 классов);
Количество учащихся по группам на базе среднего (полного) общего образования (после 11 классов);
2. Прием учащихся
1. Количество учащихся принятых на 1 курс на базе основного общего образования (после 9 классов);
2. Количество учащихся принятых на 1 курс на базе среднего (полного) общего образования (после 11 классов);
3. Количество учащихся-выпускников общеобразовательных школ на данный год по районам;
3. Выпуск учащихся
Количество и процент учащихся, получивших диплом
Из них: диплом с отличием.
Количество и процент учащихся, получивших свидетельство НПО.
Количество и процент учащихся, выпущенных со справкой.
Количество и процент учащихся, получивших повышенный разряд;
Количество и процент учащихся, получивших пониженный разряд;
Потери контингента за учебный год;
Трудоустройство выпускников
Количество и процент трудоустроенных учащихся
Из них:
- трудоустроено по договорам с предприятиями и организациями;
- призваны в ВС РФ;
- продолжают учебу в учреждениях СПО и ВПО;
- в декретном отпуске;
- свободное трудоустройство;
- состоят на учете в службе занятости.
5. Уровень образовательной подготовки учащихся
5. 1. Уровень образовательной подготовки учащихся по полугодиям и по итогам года
1. Средний балл учащихся по всем предметам по итогам полугодия и по итогам года;
2. Количество и процент учащихся, имеющих академическую задолженность по итогам полугодия и по итогам года;
3. Качество обученности учащихся по итогам полугодия и по итогам года;
4. Количество и процент учащихся, успевающих на "5";
5. Количество и процент учащихся успевающих "4" и "5";
5.2. Результаты аттестации по общеобразовательным дисциплинам и спецпредметам
1. Количество и процент учащихся, допущенных к аттестации по каждому предмету;
2. Количество и процент учащихся, явившихся на экзамен по каждому предмету;
3. Количество и процент учащихся, сдавших экзамен на "5" по каждому предмету;
4. Количество и процент учащихся, сдавших экзамен на "4" по каждому предмету;
5. Количество и процент учащихся, сдавших экзамен на "3" по каждому предмету;
6. Количество и процент учащихся, сдавших экзамен на "2" по каждому предмету;
7. Количество и процент учащихся, сдавших экзамен на "1" по каждому предмету;
8. Средний балл учащихся по итогам аттестации по каждому предмету;
9. Процент учащихся оставшихся на повторную аттестацию;
10. Процент учащихся, переведенных на следующий курс после основной и повторной аттестации;
5.3. Результаты выпускных квалификационных экзаменов
1. Количество и процент учащихся, допущенных к итоговой аттестации;
2. Количество и процент учащихся, явившихся на итоговой аттестации;
3.Количество и процент учащихся, сдавших экзамен на "5";
4.Количество и процент учащихся, сдавших экзамен на "4";
5.Количество и процент учащихся, сдавших экзамен на "3";
6. Количество и процент учащихся, сдавших экзамен на "2";
7. Средний балл учащихся по итогам выпускных квалификационных экзаменов.
5.4. Контрольные срезы по предметам.
1.Средний балл уч-ся 1 курса по итогам входного контроля по русскому языку и математике;
2. Количество учащихся написавших КР на "5";
3. Количество учащихся написавших КР на "4";
3. Количество учащихся написавших КР на "3";
4. Количество учащихся написавших КР на "2";
5. Средний балл учащихся по всем предметам по промежуточному контролю.
6. Творческое саморазвитие и самореализация учащихся в учебном процессе.
1. Количество учащихся, участвующих в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях;
2. Количество призеров республиканских конкурсов
- первое место
- второе место
- третье место;
БЛОК II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ
1. Апробация и внедрение инновационных технологий
1. Процент педагогов (преподавателей и мастеров п/о), занятых апробированием и внедрением в учебный процесс инновационных технологий;
2. Процент педагогов (преподавателей и мастеров п/о), занятых апробированием и внедрением в учебный процесс ИКТ;
2. Методическая деятельность
1.Количество и процент проведенных открытых уроков педагогами училища;
2. Педагогами училища разработаны методические материалы;
3. Количество педагогов, принявших участие в различных республиканских, федеральных конкурсах;
4. Количество педагогов, ведущих во внеурочное время дополнительные занятия по предмету;
5. Педагогами выполнены авторские публикации;
6. Выступление на педагогических советах, семинарах, МО.
2. Кадровое обеспечение образовательного процесса
1. Всего педагогов:
Из них: мужчин
Женщин;
2. Образовательный уровень
- Высшее
- Средне-специальное;
3.Данные по возрасту
До 30 лет
30-40 лет
40-50 лет
Старше 50 лет
Пенсионный возраст
Средний возраст:
4. Данные по стажу работы:
- до 2 лет;
- от 2 до 5 лет;
- от 10 до 20 лет;
- более 20 лет.
5. Уровень квалификации (по преподавателям и мастерам п/о отдельно):
-Высшая
-Первая
-Вторая
-Без категории;
6. Повышение квалификации (1 раз в пять лет);
7. Награждения и поощрения:
- "Заслуженный учитель РФ"
- "Заслуженный учитель ЧР"
-"Отличник народного просвещения"
- "Почетный работник НПО РФ"
- "Почетный работник НПО ЧР"
- Почетная грамота МО РФ
- Почетная грамота МО ЧР;
БЛОК III. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
1. Диагностика профессиональной компетентности педагога;
2. Определение качества и уровня сформированности ключевых компетенций у ученика;
3. Выявление интереса учащихся к учебным предметам;
4. Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее развития;
5. Учебное занятие глазами учителя и ученика;
6. Состояние формирования общеучебных умений и навыков у учащихся;
7. Рациональная организация труда учителя и ученика на уроке;
8. Оценка качества развития у учащихся способов познавательной активности.
Основными инструментами внутреннего мониторинга являются самоанализ, анкетирование, обсуждение, педагогический совет.
Результаты мониторинга оформляются в виде справки, информации, таблицы, анализа, сводной ведомости, диаграммы, графика. После сбора информации по всем направлениям проводится анализ:
Позитивные тенденции | Причины ПТ | ||
1. | 1. | ||
2. | 2. | ||
Негативные тенденции | Причины НТ | Необходимые меры по корректировке НТ | |
1. | 1. | 1. | |
2. | 2. | 2. |
Литература:
- Евсеев В. В. Планирование работы в школе// Научно-практический журнал "Завуч", 2003 год, №4;
- Быкова В. Г. Мониторинг в образовательном учреждении. // Научно-практический журнал "Завуч", 2004, № 6,8;
- Беспалько В. П. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием. // Мир образования, 1996, №2;
- П. И. Третьяков. Школа: управление качеством образования по результатам. М.: Издательство "УЦ "Перспектива", 2009г.