Цели: сплотить ученический коллектив, выявить неформальных лидеров, заставить ребят задуматься над ценностями - дом, дружба, взаимопонимание, любовь и т.д.
Учитель: Сегодня мы с вами будем строить дом. Рано или поздно у каждого из вас будет свой дом, но сейчас нам предстоит построить дом, в котором мы проживем почти два года, и в который вы будите возвращаться только на юбилеи 5,10,15,20,25 лет и т.д. Давайте попытаемся дать определение, что такое дом?
Например: Дом - это место где вас поймут, и куда вам хочется вернуться. (Учащиеся высказывают свои мнения).
Учитель: Любой дом имеет свои составляющие это фундамент, стены из кирпичей и крыша.
Фундамент нашего дома - ДРУЖБА. Есть старое правило: хочешь иметь друга - будь им! Иначе: потрудись душой для рядом находящегося человека! Восприми его радости и горести как свои и подумай о том, как сделать его жизнь счастливее. Не пожалей ни времени, ни своих сил, ни своих чувств (Е. Лосото).
Задание: Вспомните пословицы и поговорки о дружбе.
Например:
- Плохой друг - что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в ненастный не найдешь.
- С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
- Не та дружья рука, что только гладит, а и та, что за вихор таскает.
- Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который неверен.
- С иным водиться - что в крапиву садиться.
- Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
- Дерево держится корнями, а человек - друзьями.
- Нет друга - ищи, а нашел - береги.
- Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.
Конкурс 1:Составьте пословицы или поговорки из слов (учитель предлагают набор слов, из которых можно собрать пословицу).
Учитель: Фундамент готов. Приступим к строительству стен из кирпичей:
Кирпич - ЗНАНИЯ. Конкурс 2:
- Расшифруйте аббревиатуры; ООН, ДНК, НИИ, СНГ, РСФСР и т.д.
- Закончите фразу словом, которое обозначает конкретное понятие:
- Здание, в котором учат детей, называется:
- Здание, в котором можно взять книгу, называется:
- Здание, в котором шьют одежду, называется:
- Здание, в котором можно сделать фото, называется:
- Здание, в котором можно наблюдать звезды:
- Здание, в котором получают высшее музыкальное образование, называется:
Напротив каждого слова напишите противоположное по значению слово.
старший-
позже-
чистый-
белый-
начало-
высокий-
умный-
дальний-
храбрость-
запрещать-
ссориться-
радость-
помнить-
центр-
покупать-
вверх-
Кирпич - ВЗАИМОПОНИМАНИЕ. Конкурс 3.
Изобразите (блюдо, вид спорта, певицу)
Сложите самолет в паре.
Кирпич - ВЕЖЛИВОСТЬ.
Ученик 1: Вежливость - моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого, уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Вежливость - элементарное требование культуры поведения она включает внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всему, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт Конкурс 4 "Комплимент" (Вызываются шесть человек, работают в парах).
Задание: В течение минуты назвать своего партнера по имени и сказать комплимент. Партнер должен поблагодарить за приятные слова и сказать в ответ комплимент.
Кирпич - ЗДОРОВЬЕ.
Ученик 2: В настоящее время известно более десяти тысяч болезней. Здоровье - это не просто отсутствие болезней, не прикованность к постели. Академик Н. Амосов ввел в обиход понятие "количество здоровья" понимая под этим " количество резервов в организме". Здоровье - самая большая ценность и для самого человека, и для государства. Крепкое здоровье - это залог бодрости, работоспособности, долголетия. Помните мудрый совет Гиппократа, актуальный во все времена: гимнастика, физические упражнения, ходьба должны войти в жизнь каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.
Конкурс 5 . Тест на состояние здоровья.
1. Как часто в этом году у вас была простуда?
0-ни разу;
1-от 1 до 4 раз;
2- более 4 раз.
2. Есть ли у вас хронические заболевания органов дыхания (бронхит, гайморит, ринит, тонзиллит, ларингит, ангина)?
0-нет;
1-одно заболевание;
2-комплекс заболеваний.
3. Бывают ли у вас дни общего недомогания (вялость, упадок сил, сонливость, слабые головные боли и т.д.)?
0-крайне редко;
1-часто;
2-очень часто.
Если вы набрали 0-1 балл, то ваше здоровье в порядке, 2-4 балла - вы в группе риска, 5-6 баллов - ваш организм ослаблен.
Кирпич - НАХОДЧИВОСТЬ. Конкурс 6.
1."Игра перевертыши"
Вопрос
Всегда забыто
Вечерняя бандероль
Собака на тропе
Завод медалей
Первый трус
Глупцы и тупцы
Дружба по привилегиям
Открытый объектив
Ответ
Чтобы помнили
Утренняя почта
Дорожный патруль
Фабрика звезд
Последний герой
Умники и умницы
Бои без правил
Скрытая камера
2. Задание: Назовите свое имя, присоединив к нему прилагательное, которое может отражать какие либо положительные черты характера, внешности, поведения. Условие: прилагательное должно начинаться с первой буквы имени.
Например: Татьяна - трудолюбивая; Олег - оригинальный; Стас - счастливый.
Кирпич - ТРУДОЛЮБИЕ. Конкурс 7.
Ученик 3: Трудолюбие - это моральное качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности, внешне выражающееся в количестве и качестве ее результатов. Его проявление - трудовая активность, добросовестность, старание.
Задание: Сочините акростих по смыслу отражающий слово чистота. Например:
Чтоб в доме была чистота
Изволь потрудиться на славу.
С окон постирайте шторы друзья
Товарища возьми на подмогу.
Отмойте панели, полы, плинтуса.
Таким вот мой дом пусть будет всегда,
А рядом со мной моя семья.
Кирпич - ЛЮБОВЬ. Конкурс 8.
Учитель: Юношеская любовь близка к дружбе, похожа на нее, вырастает из нее. Первая любовь - это " страстная дружба". Она выражается в стремлении быть вместе, в радости общения и сознания душевной близости, в стремлении видеть друг друга, в ожидании взаимного нежного внимания. Важно бережно относится к любимому человеку. Не хвастаться своей любовью. Не ставить в неудобное положение предмет своей любви, оберегать его от насмешек посторонних и самому не давать для этого повода.
Задание: С каждого ряда вызывается по одному человеку и надо объясниться в любви к предмету, школе, цветку и т. д.
Кирпич - ИГРОВОЙ. (Подводятся итоги конкурсов).
В нашем доме должны быть игры, конкурсы, вечера.
Крыша - ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ.
Учитель: Очень важна в любом доме атмосфера, в которой ты живешь. Американский психолог Дейл Карнеги говорил: " Наша жизнь есть то, что мы о ней представляем". Если у вас хорошее настроение, то и атмосфера в доме положительная. Учитесь работать над собой, владеть своими чувствами и эмоциями.
Учитель: Посмотрите внимательно на макет дома. Чего в нем не хватает?
Ответ: Трубы. Дорисовывают трубу.
Что необходимо выбросить в трубу? (Зависть, грубость, высокомерие, эгоизм, злость, жадность.)
Рефлексия: Дом построен. Осталось подвести итог. У вас на столах заготовки смайликов, дорисуйте их (веселые, грустные, нейтральные) и прикрепите к макету дома.
Литература:
- Балабанова В.В. и др. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. - Волгоград: Учитель, 2002 - 154 с.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 5-11 классы. М.: "ВАКО", 2003, 272 с. - (Педагогика, Психология, Управление).
- Словарь по этике. Под. Ред. И.С. Кона. Изд.3-е. М., Политиздат, 1975.