Авторский проект "Школа будущего первоклассника"

Разделы: Администрирование школы


Цель проекта:

  • Способствовать развитию у детей – будущих первоклассников, предпосылок успешного школьного обучения.
  • Обеспечить детям плавное вхождение в систематическое обучение.
  • Помочь родителям в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей дошкольников, привлечь их к активному участию в учебно-воспитательном процессе.

Задачи проекта:

  • Диагностировать уровень психологической готовности дошкольников к обучению в школе, но не с целью отбора, а для определения их индивидуального уровня развития и последующем разработки стратегии работы с каждым ребенком.
  • Формировать коммуникативные способности детей во взаимоотношениях: ребенок-ребенок, ребенок-учитель, ребенок-родители.
  • Способствовать развитию произвольности психических процессов, становлению самооценки и самоконтроля, формированию положительной мотивации.
  • Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификацию, сравнение, абстрагирование.
  • Оказывать помощь родителям в подготовке детей к школе.

Ожидаемые результаты проекта:

Программа «Школа будущего первоклассника», которая позволит делить  детей на 3-х и 4-х годичное обучение детей в начальной школе, на основании рекомендации психолога, логопеда, учителя, с учетом пожеланий родителей и возраста обучающихся.

Описание проекта.

Предлагаемый курс проводится учителями первых классов, школьным психологом, логопедом включает в себя 20 занятий, каждый их которых состоит изтрех блоков по 30 минут это «Почитайка» – развитие речи, «Посчитайка» –математика, «Поиграйка» – диагностические развивающие упражнения.

В целом занятия проводятся в наиболее естественной для дошкольников форме – ролевой игры, путешествия. Занятия обеспечены наглядным, а также обширным текстовым и тренировочным материалом, интересным и доступным для детского восприятия. Занятие» могут проводиться в присутствии родителей и с их участием, что обеспечивает более тесный контакт взрослого с каждым ребенком, плавного вхождения дошкольника в систему школьного обучения, удовлетворяет потребность каждого ребенка в общении со взрослым.

«Школа будущего первоклассника» была создана в 1996-97 учебном году, работает в апреле-мае месяце по субботам и воскресеньям ежегодно. Учебным планом предусмотрены семинары-практикумы для родителей, методические консультации, два родительских собрания. На первом собрании мы знакомим с лицеем, с администрацией, с научным руководством, с документацией, (уставом, концепцией, программой) лицея, с учителями первых классов.

На втором собрании подводим итог работы «Школы будущего первоклассника», здесь же каждый родитель может получить информацию о своем ребенке от психолога, логопеда, учителя.

Обследования психолога показали, что у детей, прошедших «Школу будущего первоклассника»наблюдается достаточно высокий уровень адаптации, по сравнению с детьми, не посещавшими эти занятия. У первой группы детей наблюдается высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У этих детей быстрее формируется познавательный мотив и стремление наиболее точно и успешно выполнять предъявляемые школой требования. Высокий уровень адаптации детей, прошедших «Школу будущего первоклассника» – 5 6%, со средним уровнем адаптации – 44%. Дети, не прошедшие «Школу будущего первоклассника» – 60% со средним уровнем адаптации, 10% ниже среднего уровня, 30% – низкий уровень адаптации. Дети, посещавшие «Школу будущего первоклассника» значительно быстрее адаптируются в коллективе одноклассников.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПО «ШКОЛЕ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»

НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТА КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ОДНОМ КЛАССЕ ВСЕГО ЧАСОВ ПО ШКОЛЕ
1. Математика «Посчитайка»

10

 
2. Развитие речи «Почитайка»

10

 
3. Диагностические и развивающие упражнения

10

 
4. Индивидуальное психологическое развитие

10

 
5. Семинар-практикум для родителей

2

 
6. Методические консультации

10

 
7. Организационные часы

2

 
8. Логопедические занятия

5

 

Итого:

59

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ В «ШКОЛЕ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»

  Математ. Развитие речи Диагн. и развив. упр. Индив. псих. обслед. Семинар практ. родит. Методич.
консульт.
Орг.часы Логопед.
занятия
Всего
Учитель

10

10

           

20

Педагог-психолог    

5

10

       

15

Логопед              

5

5

Методист        

2

10

2

 

14

Всего:

10

10

5

10

2

10

2

5

54

АНКЕТА № 1

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Просим Вас ответить на несколько вопросов о Вашем ребенке, это поможет быстрее осуществить индивидуальный подход к ребенку, помочь адаптироваться в новом коллективе.

1. Ф.И.О. ребенка
2. Год,месяц, число рождения.
3. Какой он, Ваш ребенок?
4. Что Вас беспокоит, волнует в нем?
5. Его здоровье, физические особенности?
6. Почему бы вы хотели определить  ребенка в школу-лицей?
7. Представляете  ли  вы  себе  трудности,  с  которыми сталкивается организатор школы?
8. В чем бы вы могли оказать содействие, помощь школе?
9. Каким бы Вы хотели видеть учителя своего ребенка?
10. Какие учебные предметы дополнительно Вы хотели бы видеть в школе?
11. Данные родителей: отец,место работы,мать,место работы.
12. Домашний адрес, телефон.
13. Жилищные условия ученика (отдельная комната, с сестрой, с братом, с родителями) – подчеркнуть.
14. Как Вы узнали про нашу школу, что Вас в ней привлекает?
15. Ваш бюджет позволит оплатить школу?
16. Какие дополнительные услуги, по Вашему мнению,может оказать школа?

СПАСИБО!

АНКЕТА № 2

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ

Мы продолжаем изучать индивидуальные особенности Вашего ребенка для организации учебно-воспитательного процесса. Просим Вас ответить на несколько вопросов.

  1. В какое время Ваш ребенок обычно встает?
  2. Что Вас особенно волнует перед школой?
  3. Что,  на ваш взгляд,  привлекает Вашего ребенка в школе?
  4. Что любит Ваш ребенок?
  5. Чего не любит ?
  6. Какой обычно Ваш ребенок в рабочие дни, в выходные?
    • радостный, веселый
    • радостные, веселый,но усталый
    • в нормальном состоянии
    • настроение грустное, подавленное
    • настроение плаксивое, капризное
    • другое
  7. Как Ваш ребенок обычно проводит свободное время?
  8. В чем сильные стороны Вашего ребенка?

АНКЕТА № 3

Проанализируйте свои отношения с ребенком за какую-либо часть дня. Каковы были Ваши действия?

Число Поправил (а) Похвалил (а) Вместе развлекались Отказалась выполнять просьбу.
  Одернул(а) Наградил (а) Получил(а) удовольствие от общения с ребенком Нет, я этого не могу сделать
         

Каждый день,вечером, вспомните, сколько раз вы сказали ребенку:

ДНИ НЕДЕЛИ

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
– Я занята              
– Посмотри,что ты наделал(натворил)              
– Не говори так быстро              
– Это надо делать не так              
– Неправильно              
– Хорошо              
– Когда же ты научишься?              
– Сколько раз я тебе говорила?              
– Нет, я не могу              
– Обсуждали ребенка с другими в его присутствии              
– Он(а)сведет меня с ума              
– Я никак не могу его(ее)заставить              
– Ну и как?