Цель проекта:
- Способствовать развитию у детей – будущих первоклассников, предпосылок успешного школьного обучения.
- Обеспечить детям плавное вхождение в систематическое обучение.
- Помочь родителям в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей дошкольников, привлечь их к активному участию в учебно-воспитательном процессе.
Задачи проекта:
- Диагностировать уровень психологической готовности дошкольников к обучению в школе, но не с целью отбора, а для определения их индивидуального уровня развития и последующем разработки стратегии работы с каждым ребенком.
- Формировать коммуникативные способности детей во взаимоотношениях: ребенок-ребенок, ребенок-учитель, ребенок-родители.
- Способствовать развитию произвольности психических процессов, становлению самооценки и самоконтроля, формированию положительной мотивации.
- Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификацию, сравнение, абстрагирование.
- Оказывать помощь родителям в подготовке детей к школе.
Ожидаемые результаты проекта:
Программа «Школа будущего первоклассника», которая позволит делить детей на 3-х и 4-х годичное обучение детей в начальной школе, на основании рекомендации психолога, логопеда, учителя, с учетом пожеланий родителей и возраста обучающихся.
Описание проекта.
Предлагаемый курс проводится учителями первых классов, школьным психологом, логопедом включает в себя 20 занятий, каждый их которых состоит изтрех блоков по 30 минут это «Почитайка» – развитие речи, «Посчитайка» –математика, «Поиграйка» – диагностические развивающие упражнения.
В целом занятия проводятся в наиболее естественной для дошкольников форме – ролевой игры, путешествия. Занятия обеспечены наглядным, а также обширным текстовым и тренировочным материалом, интересным и доступным для детского восприятия. Занятие» могут проводиться в присутствии родителей и с их участием, что обеспечивает более тесный контакт взрослого с каждым ребенком, плавного вхождения дошкольника в систему школьного обучения, удовлетворяет потребность каждого ребенка в общении со взрослым.
«Школа будущего первоклассника» была создана в 1996-97 учебном году, работает в апреле-мае месяце по субботам и воскресеньям ежегодно. Учебным планом предусмотрены семинары-практикумы для родителей, методические консультации, два родительских собрания. На первом собрании мы знакомим с лицеем, с администрацией, с научным руководством, с документацией, (уставом, концепцией, программой) лицея, с учителями первых классов.
На втором собрании подводим итог работы «Школы будущего первоклассника», здесь же каждый родитель может получить информацию о своем ребенке от психолога, логопеда, учителя.
Обследования психолога показали, что у детей, прошедших «Школу будущего первоклассника»наблюдается достаточно высокий уровень адаптации, по сравнению с детьми, не посещавшими эти занятия. У первой группы детей наблюдается высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У этих детей быстрее формируется познавательный мотив и стремление наиболее точно и успешно выполнять предъявляемые школой требования. Высокий уровень адаптации детей, прошедших «Школу будущего первоклассника» – 5 6%, со средним уровнем адаптации – 44%. Дети, не прошедшие «Школу будущего первоклассника» – 60% со средним уровнем адаптации, 10% ниже среднего уровня, 30% – низкий уровень адаптации. Дети, посещавшие «Школу будущего первоклассника» значительно быстрее адаптируются в коллективе одноклассников.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПО «ШКОЛЕ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»
НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ОДНОМ КЛАССЕ | ВСЕГО ЧАСОВ ПО ШКОЛЕ |
1. Математика «Посчитайка» | 10 |
|
2. Развитие речи «Почитайка» | 10 |
|
3. Диагностические и развивающие упражнения | 10 |
|
4. Индивидуальное психологическое развитие | 10 |
|
5. Семинар-практикум для родителей | 2 |
|
6. Методические консультации | 10 |
|
7. Организационные часы | 2 |
|
8. Логопедические занятия | 5 |
|
Итого: |
59 |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ В «ШКОЛЕ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»
Математ. | Развитие речи | Диагн. и развив. упр. | Индив. псих. обслед. | Семинар практ. родит. | Методич. консульт. |
Орг.часы | Логопед. занятия |
Всего | |
Учитель | 10 |
10 |
20 |
||||||
Педагог-психолог | 5 |
10 |
15 |
||||||
Логопед | 5 |
5 |
|||||||
Методист | 2 |
10 |
2 |
14 |
|||||
Всего: | 10 |
10 |
5 |
10 |
2 |
10 |
2 |
5 |
54 |
АНКЕТА № 1
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Просим Вас ответить на несколько вопросов о Вашем ребенке, это поможет быстрее осуществить индивидуальный подход к ребенку, помочь адаптироваться в новом коллективе.
1. Ф.И.О. ребенка
2. Год,месяц, число рождения.
3. Какой он, Ваш ребенок?
4. Что Вас беспокоит, волнует в нем?
5. Его здоровье, физические особенности?
6. Почему бы вы хотели определить ребенка в
школу-лицей?
7. Представляете ли вы себе
трудности, с которыми сталкивается
организатор школы?
8. В чем бы вы могли оказать содействие, помощь
школе?
9. Каким бы Вы хотели видеть учителя своего
ребенка?
10. Какие учебные предметы дополнительно Вы
хотели бы видеть в школе?
11. Данные родителей: отец,место работы,мать,место
работы.
12. Домашний адрес, телефон.
13. Жилищные условия ученика (отдельная комната, с
сестрой, с братом, с родителями) – подчеркнуть.
14. Как Вы узнали про нашу школу, что Вас в ней
привлекает?
15. Ваш бюджет позволит оплатить школу?
16. Какие дополнительные услуги, по Вашему
мнению,может оказать школа?
СПАСИБО!
АНКЕТА № 2
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ
Мы продолжаем изучать индивидуальные особенности Вашего ребенка для организации учебно-воспитательного процесса. Просим Вас ответить на несколько вопросов.
- В какое время Ваш ребенок обычно встает?
- Что Вас особенно волнует перед школой?
- Что, на ваш взгляд, привлекает Вашего ребенка в школе?
- Что любит Ваш ребенок?
- Чего не любит ?
- Какой обычно Ваш ребенок в рабочие дни, в
выходные?
- радостный, веселый
- радостные, веселый,но усталый
- в нормальном состоянии
- настроение грустное, подавленное
- настроение плаксивое, капризное
- другое
- Как Ваш ребенок обычно проводит свободное время?
- В чем сильные стороны Вашего ребенка?
АНКЕТА № 3
Проанализируйте свои отношения с ребенком за какую-либо часть дня. Каковы были Ваши действия?
Число | Поправил (а) | Похвалил (а) | Вместе развлекались | Отказалась выполнять просьбу. |
Одернул(а) | Наградил (а) | Получил(а) удовольствие от общения с ребенком | Нет, я этого не могу сделать | |
Каждый день,вечером, вспомните, сколько раз вы сказали ребенку:
ДНИ НЕДЕЛИ |
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье |
– Я занята | |||||||
– Посмотри,что ты наделал(натворил) | |||||||
– Не говори так быстро | |||||||
– Это надо делать не так | |||||||
– Неправильно | |||||||
– Хорошо | |||||||
– Когда же ты научишься? | |||||||
– Сколько раз я тебе говорила? | |||||||
– Нет, я не могу | |||||||
– Обсуждали ребенка с другими в его присутствии | |||||||
– Он(а)сведет меня с ума | |||||||
– Я никак не могу его(ее)заставить | |||||||
– Ну и как? |