Урок русского языка по теме "Обобщение знаний о предложении"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Систематизация сведений о предложении.
  • Развитие пунктуационных навыков и навыков синтаксического разбора.

Оборудование: магниты, на карточках: предложение, простое, сложное, с прямой речью, цитата; 3 схемы предложения (простое, сложное, с однородными членами предложения)

Предварительная подготовка: учащиеся записывают число, классная работа в тетрадях, раздать карточки -стихотворения "Путаница"

Ход урока

Орг. Момент.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орфографическая минутка + теоретический тренинг

5 мин

Диктует + спрашивает знание понятий

Морфология

Морфемика

Словообразование

Графика

Фонетика

Орфография

Пунктуация

Синтаксис

- Обобщите тему словаря

Садитесь.

Запишите это слово в тетради

Подберите синонимы к слову лингвистика

Что такое синонимы?

Проговаривают слова хором + отвечают значение понятий

Разделы науки о языке - лингвистики

Садятся

Лингвистика

(1 уч-ся комментирует, остальные пишут)

языкознание, языковедение

(2 учащихся комментируют, остальные пишут)

Каллиграфическая минутка

2 мин

Эта буква обозначает согласный, глухой непарный, твердый непарный звук

Какой секрет этой буквы мы знаем?

Запишите 2 слова, в котором есть сочетания ци

Оцените свою работу.

Встаньте, кому его работа понравилась.

1 уч-ся для образца пишет на доске:

Ц ц

Хором: Ци пиши с буквой И. кроме слов-исключений: цыц, на цыпочках, цыган, ловит цыпленка

Цитата

цыпленок

Оценивают.

Встают.

Графический диктант

7 мин

Читает предложения

Ласково мерцали звезды в вышине.

Беленький зайчик крикнул ежу: "Какое у тебя некрасивое колючее платье!"

В воздухе стоял аромат душистых трав, а с неба глядело ласковое солнышко.

Покружили журавли над рекой, над родным болотом и потянулись в дальние края.

Проверьте себя по образцу (обратная сторона доски)

Встаньте, у кого нет ошибок в составлении схем.

У кого 1-2 ошибки.

Составляют схемы предложений.

1 учащийся составляет схемы на доске.

А: "П!", а

Проверяют.

Встают.

Тестовая работа.

3 мин

На крыле доски карточки.

Задание: расставь буквы в таком порядке, в каком нужно выполнять синтаксический разбор предложения.

На доске:

В. Повест. Побуд. Вопрос.

Ь. Распр.-нераспр.

О. Однород сказ, однород подл, ОВЧ

П. Прост. или сложн. предложение

А. По цели высказывания

И. По интонации

Р. 1основа 2 основы

Л.. Воскл невоскл

Н. Осложнено-не осложнено

Самостоятельно

1. П.

2. Р.

3. А.

4.В.

5. И.

6. Л.

7. Ь

8. Н.

9. О.

Уч-ся выкладывает алгоритм

Физминутка

2 мин

Офтальмотренажер "глаза" Проводит дежурный по классу.
Работа по схемам.

8 мин

О чем нам может рассказать схема предложения?

О чем рассказывает данная схема? (3 схемы)

Придумайте и запишите предложение по схеме.

Заслушивает 3-4 предложения.

Рассказывают.

Рассказывают "цепочкой"

1 уч-ся работает у доски, все остальные записывают свое предложение, дают ему характеристику.

Самостоятельная работа

на карточках

5 минут

Возьмите карточку.

Прочитайте стихотворение Корнея Чуковского "Путаница"

Разделите его на предложения.

Время работы 3 минуты.

Проверка "цепочкой"

Берут карточку.

Читают "жужжащим чтением"

Делят на предложения.

Читают "цепочкой"

Д.з.

1 мин

Д.з.стр. 87, упр.105

Как будете выполнять задание?

Читают "жужжащим чтением".

Составим устный рассказ на тему "Имя существительное" по плану.

Записывают в дневник.

Итог урока

2 мин

Дополните схему

На доске (обратная сторона)

Чему был посвящен наш урок?

Составляют схему в тетради.
Рефлексия

2 мин

Что вспомнили на уроке. Достигли ли цели урока?

Сформулируйте тему урока.

Ответ "цепочкой"
Постановка темы урока

1 мин

Запишите тему урока Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

Предложение.

Выставление оценок

2 мин

Диктует. Выставляют.

Приложение.