Цели:
- Систематизация сведений о предложении.
- Развитие пунктуационных навыков и навыков синтаксического разбора.
Оборудование: магниты, на карточках: предложение, простое, сложное, с прямой речью, цитата; 3 схемы предложения (простое, сложное, с однородными членами предложения)
Предварительная подготовка: учащиеся записывают число, классная работа в тетрадях, раздать карточки -стихотворения "Путаница"
Ход урока
Орг. Момент. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Орфографическая минутка +
теоретический тренинг 5 мин |
Диктует + спрашивает знание понятий Морфология Морфемика Словообразование Графика Фонетика Орфография Пунктуация Синтаксис - Обобщите тему словаря Садитесь. Запишите это слово в тетради Подберите синонимы к слову лингвистика Что такое синонимы? |
Проговаривают слова хором + отвечают
значение понятий Разделы науки о языке - лингвистики Садятся Лингвистика (1 уч-ся комментирует, остальные пишут) языкознание, языковедение (2 учащихся комментируют, остальные пишут) |
Каллиграфическая минутка 2 мин |
Эта буква обозначает согласный, глухой
непарный, твердый непарный звук Какой секрет этой буквы мы знаем? Запишите 2 слова, в котором есть сочетания ци Оцените свою работу. Встаньте, кому его работа понравилась. |
1 уч-ся для образца пишет на доске: Ц ц Хором: Ци пиши с буквой И. кроме слов-исключений: цыц, на цыпочках, цыган, ловит цыпленка Цитата цыпленок Оценивают. Встают. |
Графический диктант 7 мин |
Читает предложения Ласково мерцали звезды в вышине. Беленький зайчик крикнул ежу: "Какое у тебя некрасивое колючее платье!" В воздухе стоял аромат душистых трав, а с неба глядело ласковое солнышко. Покружили журавли над рекой, над родным болотом и потянулись в дальние края. Проверьте себя по образцу (обратная сторона доски) Встаньте, у кого нет ошибок в составлении схем. У кого 1-2 ошибки. |
Составляют схемы предложений. 1 учащийся составляет схемы на доске. А: "П!", а Проверяют. Встают. |
Тестовая работа. 3 мин |
На крыле доски карточки. Задание: расставь буквы в таком порядке, в каком нужно выполнять синтаксический разбор предложения. На доске: В. Повест. Побуд. Вопрос. Ь. Распр.-нераспр. О. Однород сказ, однород подл, ОВЧ П. Прост. или сложн. предложение А. По цели высказывания И. По интонации Р. 1основа 2 основы Л.. Воскл невоскл Н. Осложнено-не осложнено |
Самостоятельно 1. П. 2. Р. 3. А. 4.В. 5. И. 6. Л. 7. Ь 8. Н. 9. О. Уч-ся выкладывает алгоритм |
Физминутка 2 мин |
Офтальмотренажер "глаза" | Проводит дежурный по классу. |
Работа по схемам. 8 мин |
О чем нам может рассказать схема
предложения? О чем рассказывает данная схема? (3 схемы) Придумайте и запишите предложение по схеме. Заслушивает 3-4 предложения. |
Рассказывают. Рассказывают "цепочкой" 1 уч-ся работает у доски, все остальные записывают свое предложение, дают ему характеристику. |
Самостоятельная работа на карточках 5 минут |
Возьмите карточку. Прочитайте стихотворение Корнея Чуковского "Путаница" Разделите его на предложения. Время работы 3 минуты. Проверка "цепочкой" |
Берут карточку. Читают "жужжащим чтением" Делят на предложения. Читают "цепочкой" |
Д.з. 1 мин |
Д.з.стр. 87, упр.105 Как будете выполнять задание? |
Читают "жужжащим чтением". Составим устный рассказ на тему "Имя существительное" по плану. Записывают в дневник. |
Итог урока 2 мин |
Дополните схему На доске (обратная сторона) Чему был посвящен наш урок? |
Составляют схему в тетради. |
Рефлексия 2 мин |
Что вспомнили на уроке. Достигли ли цели
урока? Сформулируйте тему урока. |
Ответ "цепочкой" |
Постановка темы урока 1 мин |
Запишите тему урока | Синтаксический и пунктуационный разбор
предложений. Предложение. |
Выставление оценок 2 мин |
Диктует. | Выставляют. |