Цель занятия:
- дифференциация звуков Г и Х;
- развитие слухового восприятия;
- развитие внимания;
- развитие памяти;
- продолжить формирование словарного запаса на примере кубанских диалектов;
- продолжить обучение составлению предложений с опорой на картинку и по данному началу;
- развитие мелкой моторики.
Оборудование:
- корзинка с картинками на звуки Г и Х;
- картинка для составления предложений;
- мяч;
- фломастеры;
- листы с элементами букв Г и Х.
Ход занятия
1. Организационный момент | |
Сядут дети, правильно назвавшие первый звук в словах, которые я произнесу: | Дети стоят у своих стульев |
Город, хлеборобы, гранит, хозяйство, хоровод, гость, хозяин, гора, гром, хор. | Дети называют звуки и садятся |
2. Сообщение темы занятия | |
Какие звуки повторялись в словах, которые я называла? Сегодня мы будим говорить именно о них. | Звуки Г и Х |
Давайте произнесем эти звуки: Звук Г:
|
Дети перед зеркалом произносят звуки согласно инструкции логопеда |
Горло дрожит? | Да |
Значит звук какой? | Звонкий |
Звук Х:
|
|
Горло дрожит? | Нет |
Значит звук какой? | Глухой |
Можно пропеть эти звуки? | Нет |
Что общего у этих звуков? | Положение языка. Эти звуки согласные |
Чем отличаются эти звуки? | Г – звонкий; Х – глухой |
3. Игра «Эхо» | |
Ребята в нашем крае много замечательных мест: леса, поля, луга. И во всех этих местах живет свое эхо. | |
Давайте сейчас закроем на минутку глаза и представим себе, что мы очутились в лесу и решили поиграть с эхом. Я буду произносить слоги, а вы их за мной будете повторять как эхо в лесу: Га-ха-га, хо-хо-го, Гу-гу-ху-ху, гы-хы-гы-хы |
Дети повторяют слоговые ряды |
4. Игра « Поймай звуки» | |
А сейчас разделимся на две команды и посмотрим какая команда самая внимательная. Вам предстоит ловит звуки, хлопая в ладоши: 1 команда ловит звук Г; 2 команда ловит звук Х: Го, гу, ху, ка, ага, ох. Гол, холод, город, гусенок, хата, орех, пастух, гавкать, хвороба. |
Команда, услышав свой звук хлопает в ладоши |
5. Игра « Что несем в корзинке» | |
У моей бабушки-казачки есть любимая корзинка, в которой она носит разные вещи. Вот и сегодня в ней много интересного. Заглянем туда? Одно условие вы должны отыскать в слове на эту картинку звуки Г и Х и определить, где они спрятались в этом слове. Галушки, гараж, халат, радуга, муха, петух, книга, мухомор, гуси |
В корзинке лежат картинки на звуки Г и Х. Дети поочередно достают их, называют звук, определяют, где он стоит |
6. Пальчиковая гимнастика | |
Ребята, а давайте расскажем, а наших знакомых гусях | |
Гуси песни распевали: Га-га-га, Га-га-га, |
Большой пальчик ритмично прижимаем к остальным, плотно сложенным вместе. Сжатые кулачки на коленях. |
Посидели, поклевали, | Соединяем все пальцы в щепотку, на каждой руке и «клюем» по коленям |
Маму с Димой пощипали: «Ха-ха- ха, ха-ха-ха!» |
Пальцы сложены в щепоточки, легонько пощипываем друг-друга |
Но от них мы убежали Да, да, да. |
Шагаем, всеми пальцами обоих рук по коленкам, как сороконожки |
7. Игра «Слова казачки» | |
Я тут нашла в корзинке еще один старый листочек, здесь моя бабушка написала какие-то непонятные слова, а ну-ка помогите мне их объяснить. | |
Гавкать – лаять; Галушки – кусочки теста, сваренные в бульоне; Глэчик – кувшин; Хвороба – болезнь; Хмара – туча; Ховаться – прятаться; Хохлатка – курица. Бабушка моя уже старенькая, и конечно, такие слова говорят сейчас редко, но так говорили наши предки казаки и эти не совсем обычные слова мы тоже должны знать. |
Дети с помощью логопеда пытаются объяснить значения слов |
8. Игра «Наоборот» | |
А сейчас поспела новая игра Нелегкое задание За дело взяться нам пора И проявить старание Замените, звук Г на Х: Гоготать – хохотать; Год – ход; Голод – холод; Глеб – хлеб. |
Игра с мячом |
9. Составление предложений со словами: Гоша не хотел… с опорой на картинки | |
Недавно у своей бабушки-казачки в деревне я познакомилась с мальчиком, которого все называли Гоша-Нехочуха. Почему Нехочуха? Да потому что его любимые слова НЕ ХОЧУ. Давайте посмотрим на вот эту картинку (приложения у автора) и расскажем чего же не хотел Гоша. Свои предложения начинайте словами: Гоша не хотел… |
Дети составляют предложения по картинке. |
10. Игра «Допиши букву» | |
А вы помните какие стихи мы с вами учили, когда знакомились с буквами Г и Х: С гусем буква Г гуляет Гордо шею выгибает А за ними без оглядки Босиком бегут гусятки. Хомячок хитрит, хохочет, С буквой Х играть не хочет. Очень букве Х обидно Хомячок, тебе не стыдно? А у моей бабушке в корзинке есть листочки на которых нарисованы палочки. Давайте превратим эти палочки в буквы Г и Х (приложение у автора) |
Дети рассказывают стихи |
11. Итог занятия |