Звуки [г] и [х]

Разделы: Логопедия


Цель занятия:

  • дифференциация звуков Г и Х;
  • развитие слухового восприятия;
  • развитие внимания;
  • развитие памяти;
  • продолжить формирование словарного запаса на примере кубанских диалектов;
  • продолжить обучение составлению предложений с опорой на картинку и по данному началу;
  • развитие мелкой моторики.

Оборудование:

  • корзинка с картинками на звуки Г и Х;
  • картинка для составления предложений;
  • мяч;
  • фломастеры;
  • листы с элементами букв Г и Х.

Ход занятия

1. Организационный момент
Сядут дети, правильно назвавшие первый звук в словах, которые я произнесу: Дети стоят у своих стульев
Город, хлеборобы, гранит, хозяйство, хоровод, гость, хозяин, гора, гром, хор. Дети называют звуки и садятся
2. Сообщение темы занятия
Какие звуки повторялись в словах, которые я называла? Сегодня мы будим говорить именно о них. Звуки Г и Х
Давайте произнесем эти звуки:

Звук Г:
  • широко откройте рот;
  • кончик языка опустите за нижние зубы;
  • корень языка поднимите к нёбу;
  • резко выдохните воздух изо рта Г;
  • проверьте работу голосовых связок.
Дети перед зеркалом произносят звуки согласно инструкции логопеда
Горло дрожит? Да
Значит звук какой? Звонкий
Звук Х:
  • откройте рот;
  • кончик языка опустите за нижние зубы;
  • корень языка поднимите к нёбу;
  • плавно выдохните воздух Х-Х-Х;
  • приложите тыльную сторону ладони к горлу.
 
Горло дрожит? Нет
Значит звук какой? Глухой
Можно пропеть эти звуки? Нет
Что общего у этих звуков? Положение языка. Эти звуки согласные
Чем отличаются эти звуки? Г – звонкий; Х – глухой
3. Игра «Эхо»
Ребята в нашем крае много замечательных мест: леса, поля, луга. И во всех этих местах живет свое эхо.  
Давайте сейчас закроем на минутку глаза и представим себе, что мы очутились в лесу и решили поиграть с эхом.
Я буду произносить слоги, а вы их за мной будете повторять как эхо в лесу:
Га-ха-га, хо-хо-го,

Гу-гу-ху-ху, гы-хы-гы-хы
Дети повторяют слоговые ряды
4. Игра « Поймай звуки»
А сейчас разделимся на две команды и посмотрим какая команда самая внимательная. Вам предстоит ловит звуки, хлопая в ладоши:
1 команда ловит звук Г;
2 команда ловит звук Х:

Го, гу, ху, ка, ага, ох.
Гол, холод, город, гусенок, хата, орех, пастух, гавкать, хвороба.
Команда, услышав свой звук хлопает в ладоши
5. Игра « Что несем в корзинке»
У моей бабушки-казачки есть любимая корзинка, в которой она носит разные вещи. Вот и сегодня в ней много интересного. Заглянем туда?
Одно условие вы должны отыскать в слове на эту картинку звуки Г и Х и определить, где они спрятались в этом слове.
Галушки, гараж, халат, радуга, муха, петух, книга, мухомор, гуси
В корзинке лежат картинки на звуки Г и Х. Дети поочередно достают их, называют звук, определяют, где он стоит
6. Пальчиковая гимнастика
Ребята, а давайте расскажем, а наших знакомых гусях  
Гуси песни распевали:
Га-га-га, Га-га-га,
Большой пальчик ритмично прижимаем к остальным, плотно сложенным вместе.
Сжатые кулачки на коленях.
Посидели, поклевали, Соединяем все пальцы в щепотку, на каждой руке и «клюем» по коленям
Маму с Димой пощипали:
«Ха-ха- ха, ха-ха-ха!»
Пальцы сложены в щепоточки, легонько пощипываем друг-друга
Но от них мы убежали
Да, да, да.
Шагаем, всеми пальцами обоих рук по коленкам, как сороконожки
7. Игра «Слова казачки»
Я тут нашла в корзинке еще один старый листочек, здесь моя бабушка написала какие-то непонятные слова, а ну-ка помогите мне их объяснить.  
Гавкать – лаять;
Галушки – кусочки теста, сваренные в бульоне;
Глэчик – кувшин
;
Хвороба – болезнь;
Хмара – туча;
Ховаться – прятаться;
Хохлатка – курица.

Бабушка моя уже старенькая, и конечно, такие слова говорят сейчас редко, но так говорили наши предки казаки и эти не совсем обычные слова мы тоже должны знать.
Дети с помощью логопеда пытаются объяснить значения слов
8. Игра «Наоборот»
А сейчас поспела новая игра
Нелегкое задание
За дело взяться нам пора
И проявить старание
Замените, звук Г на Х:

Гоготать – хохотать;
Год – ход;
Голод – холод;
Глеб – хлеб.
Игра с мячом
9. Составление предложений со словами: Гоша не хотел… с опорой на картинки
Недавно у своей бабушки-казачки в деревне я познакомилась с мальчиком, которого все называли Гоша-Нехочуха. Почему Нехочуха? Да потому что его любимые слова НЕ ХОЧУ.
Давайте посмотрим на вот эту картинку (приложения у автора) и расскажем чего же не хотел Гоша. Свои предложения начинайте словами:
Гоша не хотел…
Дети составляют предложения по картинке.
10. Игра «Допиши букву»
А вы помните какие стихи мы с вами учили, когда знакомились с буквами Г и Х:

С гусем буква Г гуляет
Гордо шею выгибает
А за ними без оглядки
Босиком бегут гусятки.

Хомячок хитрит, хохочет,
С буквой Х играть не хочет.
Очень букве Х обидно
Хомячок, тебе не стыдно?

А у моей бабушке в корзинке есть листочки на которых нарисованы палочки. Давайте превратим эти палочки в буквы Г и Х (приложение у автора)
Дети рассказывают стихи
11. Итог занятия