Гражданско-правовое воспитание личности

Разделы: Классное руководство


Или об особенностях адаптации к пятому классу.

серия классных часов в 5 классе

Я адресую свою работу молодым, начинающим коллегам. Работа классного руководителя тяжела, но очень интересна. У вас есть возможность оказать своё влияние на целую группу ребят – ваш класс. Вашими глазами они будут смотреть на мир, оценивать его. Не даром каждый класс имеет черты своего классного руководителя. Без классного руководства работа учителя пуста, она не захватывает и не приносит удовлетворения. Не будьте сиротами в школе! Примерьте на себя эту удивительную и интересную роль – роль классного руководителя.

Выявление проблемы:

Мой 5А класс- это хорошие и добрые ребята. Отношения между детьми дружеские. Сначала меня это заворожило и очаровало. Но в каждом классе случаются моменты, которые помогают увидеть недостатки отношений. Это могут быть очень мелкие недочёты, а могут быть и большие пробелы.

В классе есть ученик Багдасарян Артур. Он армянин. Обычное его состояние – это улыбка на лице и полное спокойствие. Я обратила внимание, что с ним никто не сидел. На него дружно жаловались. Сообщали обо всех его промахах. В общем, он был «плохой». Больше всего меня поражало, что его совершенно открыто и спокойно обзывали «чуркой» почти все девочки и полностью все мальчики. Очень старался Махмутов Роман. А именно его ребята выбрали старостой или мэром. Роман – лидер. Это заметно. Обзывались незло, но с таким подтекстом - «что с него взять-то?». Причём Артур на это практически не реагировал, зная, что он – чурка. Он и правда отличался от них. Я заметила, что отношения между детьми хорошие, нет явных обзываний, и только Артур – «чурка». «А что такое чурка?» - На мой вопрос Роман ответил, что это нерусские, чёрные…»

Так вскрылась большая проблема, недостойная культурных людей, граждан правового государства. Мною были проведены несколько классных часов о равноправии – «Наши права».

Классный час №1 «А кто так обзывается, тот сам так называется»

Цель:Зародить сомнение в правильности поведения учащихся нашего класса в отношении Багдасарна Артура, попытаться вложить в слово «чурка» другой смысл.

Содержание классного часа:

Я завела разговор с ребятами о том, что обзываться вообще нехорошо и некрасиво, тем более «чуркой». Особенно уверен в своей правоте был Роман. Поэтому главное зародить сомнение в правоте у этого детского лидера. «Может быть, вы не знаете, что это нехорошо?» На что Роман ответил, что он об этом знает. Ответ меня обескуражил. Видя моё замешательство, дети притихли, и только Артур по-прежнему улыбался и отвлекался. Роман добавил: «Вы же видите, что Багдасарян – чурка»

- А ты какой национальности?

- Я – русский.

- В твоём свидетельстве о рождении записано, что папа-татарин.

- А я – русский, - невозмутимо сказал Роман,- потому что мама – русская.

- Ты отказываешься от национальности папы? – Рома остановился, так как отец им не просто любим, но обожаем. Заботливее его отца я бы и не смогла вспомнить. Я поспешила перевести разговор, пока наш классный «лидер» думал.

- Ребята, а кто из вас смотрит «Кривое зеркало»?

Оказывается, что смотрят многие. Вы же знаете юмориста Евгения Петросяна? А актёра Армена Джигарханяна, а ведущего Гарика Мартиросяна? А наша Настя Абрамян? Он тоже – чурка? Впервые сомнение появилось на лице Романа. Ребята засмеялись:«Какая же она «чурка»! Умница и красавица, о которой вздыхают некоторые мальчики нашего 5А. Обстановка разрядилась. Громче всех веселился Артур. И Роман призвал его к порядку: «Да перестань ты, чурка». На что получил в ответ: «Сам ты чурка». «Ну, вот видите, - сказал Роман, обращаясь ко мне, - он не понимает». «Я всё понимаю», – серьёзно ответил Артур и успокоился. «Так что же такое «чурка»?- спросила я, чтобы завершить разговор. Подвела необходимый мне итог Яна: «Ну, это кто плохо себя ведёт и не понимает этого». И тут мои хорошие дети, желая объяснить слово «чурка», посыпали обзывалками: это -дурак, тупьё, «ушибленный на голову» и тому подобное. Началось откровенное веселье с каверзными и смешными обзывалками, с припоминаниями: «А помнишь, как ты меня обозвал?» Слово «чурка» потеряло хозяина – Артура. Разговор я завершила поговоркой «Помните! Кто так обзывается, тот сам так называется». Причём я успела произнести только первую часть поговорки, а вторую завершил довольно стройный хор голосов моих ненаглядных детей.

Итак, чего же я достигла?

  • смысл обзывания изменился
  • исключительность направления обзывания (чурка=Артур) прошла.
  • обстановка разрядилась, ведь слово «чурка» превратилось в обычную «всехнюю» обзывалку, которая уже не была такой обидной.

Утром, входя в класс, я, после приветствия, спросила их, не было ли у нас с утра «Чурок», «Дураков» и других неприятных субъектов? Оказалось, что чурка была одна. Это – Гришин, а дураков не было. Но оказался один «тупой украинец» - это Багдасарян, потому что так он обозвал Каждарову Сашу. Это уже было победа. Ведь дети поняли и поддержали меня. Ведь «кто так обзывается, тот сам так называется»

Классный час №2 «Покуда человек не говорит, не виден ум его, порок сокрыт»

Цель: обратиться к внутренней культуре ребят. Показать, что обзываться – это бескультурье, то есть недостойное воспитанного человека поведение.

Содержание классного часа:

Классный час я начала необычно. На моём столе стоял давнишний букет цветов в вазочке. Вода там была несвежая. Как бы убирая цветы, я сказала: «Ребята, а как вы думаете, что находится в этой вазочке?» - «Вода», - ответили мои хорошие дети. «А если, я её наклоню, что из неё выльется?» Все притихли. Только Гришин смело сказал: «Выльется вода, но только тухлая». На него зашикали, ожидая, наверное, фокуса. Я стала выливать воду: «Да, вода, несвежая». Ребята,- перешла я к разговору, - человек подобен сосуду: что туда налито, то и выливается. Что же можно сказать о человеке, который обзывается, сквернословит, грозится? - Что он брызжет словесной грязью. Ведь другого в нём нет. Как же на это реагировать? Мои умные, уже пожившие на свете дети, стали давать серьёзные советы, приобретённые за жизнь: тоже обозвать, сказать учителю, сказать родителям, сказать, что сам ты это слово и тому подобное. Но все пришли к выводу, что, конечно, это достаёт и обижает. Ребята, а знаете, что великие люди тоже страдали от обзывалок. Но они реагировали на них по-умному. Например, Иван Андреевич Крылов получил как-то по почте письмо от какого-то недоброжелателя с одним словом: «Свинья» Иван Андреевич опубликовал в вечерней газете своё обращение «Странное письмо», где написал, что вчера ему принесли странное письмо: там стояла одна подпись. Надо отдать должное: мои умные дети оценили остроумие великого баснописца и привели примеры, когда тоже «почти так» ответили своим обидчикам. Обсуждение было бурным. Подводя итоги, я сказала, что человек сам себе делает рекламу, создаёт мнение о себе. Поэтому один – это сосуд с кристально чистой водой, к которому стремятся все и дорожат им, а другой – с тухлой и грязной, распространяющей зловонье. Каждый человек говорит так, как принято в его кругу. Правильная речь – показатель высокой культуры. Жаргон уместен лишь в зоне.

Чего же я достигла:

  • мои умные дети поняли вечность проблемы;
  • они приобрели исторический опыт поведения в борьбе с этим злом;
  • причислили себя к образу кристально чистой воды, а не к образу тухлой и грязной.

Каждое утро после приветствия я спрашивала, не обнаружился ли у нас «чурка», «тупой украинец» или ещё хуже «дурак»? Всё реже и реже они обнаруживаются в нашем классе.

Классный час №3 «У всех равные права»

Цель: подвести правовую базу под культуру поведения. Ребята должны понять, что унижать человека, подвергать его дискриминации запрещает закон, а не Наталья Фёдоровна. Этот классный час должен вразумить тех, до кого не дошли мои внушения.

Классный час я начала необычно. Я показала, что расстроена: « Ребята, а вы знаете, что всех детей с нерусскими фамилиями переводят в другую школу с завтрашнего дня. Так что давайте попрощаемся с нашими одноклассниками». У детей на лицах недоумение. Гришин: « А кто это у нас с нерусскими фамилиями?» это вопрос мне понравился больше всех. В общем, все: Багдасарян, Ирмагамбетова, Махмутовы, Абрамян - все оказывается русские. То есть свои-рассвои. «А если они не хотят? А если мы не хотим? А почему? «Возмущению не было предела. Выдержали ребята проверку на прочность. «Ребята, я п о ш у т и л а»,- я спешила их успокоить. «Ну, скажите теперь, какие чувства вы испытали?» Вздох облегчения был мне ответом.

Ребята, ваше возмущение мне понятно, ведь это – дискриминация – то есть унижение прав людей по национальному признаку. То есть это – нарушение прав человека.

Но вы выдержали испытание. Вы возмущены. И я этому очень рада. У вас чутьё к несправедливости. Какие вы молодцы!

А если бы я сказала, что всех нехристиан переводят на новое место жительства? Это справедливо? И тут Махмутов всё испортил: «Ну, тогда только Багдасарян переедет».

- Почему?

- Потому, что он – нехристиан (слово звучало именно так).

Багдасарян достал на груди крестик и показывает: «Я – христиан!»

Ребята, армяне приняли христианство, раньше, чем Русь. Так, что армяне – христиане. Удивлению нет предела. Нехристианкой оказалась одна Сауле. Она с гордостью заявила, что она - мусульманка. Но это было неинтересно. Сауле была своей в доску. А чужак Багдасарян оказался христьянином. То, что это – открытие для многих и в первую очередь для нашего мэра – Махмутова, было слишком очевидно.

Закончили классный час мы выводом, что нельзя притеснять человека по принципу национальности, вероисповедания, происхождения, материального положения и социального происхождения. Об этом гласит наш основной закон – Конституция Р.Ф. А за нарушение закона государство определяет наказание. То есть унижение человека не только некрасиво, не достойно воспитанного человека, но и противозаконно.

Унижать человека безнаказанно никому не позволено законом. Я, конечно, не уголовный кодекс, но вы должны помнить, ЧТО БЕЗНАКАЗАННО В НАШЕМ КЛАССЕ НИКТО НИКОГО НИКОГДА УНИЖАТЬ И ОБИЖАТЬ НЕ БУДЕТ. Это справедливо? Мои умные дети согласились, что это – справедливо. Решили, что к следующему классному часу мы разработаем правила нашей жизни, то есть Конституцию нашего класса. Согласны? И каждый гражданин Звездограда и каждое министерство Звездограда получило задание: подумать над правилами внутренней жизни нашего класса. Мы их обсудим, примем, напечатаем и будем по ним жить.

Чего я достигла:

  • унижение в ребятах вызвало протест. Это замечательно. Именно не только возмущение, а протест.
  • понятие справедливости у них сформировано. Спасибо начальной школе и родителям.
  • я заметила желание действовать в рамках пусть своего, но закона.

Да у меня просто замечательные законопослушные дети!

Классный час №4 «Наши права и обязанности»

Цель: Выработать правила жизни, приемлемые для учащихся нашего класса, то есть на договорной основе придти к единым понятиям о разрешаемом и запрещаемом в нашем классе

Задачи:

  1. Не нарушая естественные права человека, работать над формированием сознательной дисциплины учащихся нашего класса.
  2. Работать над формированием демократического сознания учащихся.
  3. Работать над созданием самоуправляемого классного коллектива
  4. Способствовать сплочённости класса

Актуальность проблемы:

Классный час о нашем самоуправлении мы провели в соответствии с решением на предыдущем классном часе о равноправии. Так как в классе уже созданы органы классного самоуправления, то есть обязанности распределены по «министерствам», которые созданы по желанию ребят, то наша первая задача – «узаконить» уже существующий порядок в классе, а вторая – выработать права и обязанности членов классного коллектива и, ссылаясь на «теорию общественного договора», договориться жить по этим правилам. Участники каждого «министерства» работали над составлением прав и обязанностей в соответствии со своим направлением.

Итог нашего классного часа: Я понимала, что если всё сделать очень строго и серьёзно, то будущего у такого документа не будет. Текст должен быть таким, чтобы каждый ребёнок ему соответствовал, чтобы появилось чувство удовлетворённости: «Ах, какой я хороший! Да, да, я всё так и делаю!» Нужно, чтобы текст объединял и обращался к личности каждого ребёнка. Вот, что у нас получилось.

I. Классом управляет Совет министров Звездограда, созданный на основе доброй воли и чувства общественного долга, при всеобщем голосовании.

Этот орган контролируется классным руководителем, решение принимается большинством и обязательно для всех.

Совет министров класса обязан:      

  • держать под контролем успеваемость и посещаемость класса,
  • руководить стенной печатью класса и заведовать классным уголком,
  • разнообразить культурную жизнь класса
  • возглавлять и организовывать спортивную жизнь класса.
  • отвечать за проведение трудовых дел в классе.

II. Классный руководитель, обязан:

  • любить учащихся 5А класса, как родных.
  • не баловать их, а держать в строгости,
  • отстаивать их интересы, исходя из главной цели – учёбы.

III. Обязательные документы класса:

  • Классный журнал
  • дневники,
  • классный фотоальбом
  • классный уголок.
  • тетрадь добрых дел

IV. Граждане Звездограда имеют равные права и имеют право:

  • Учиться, и НИКТО не должен мешать им.
  • Отдыхать на переменах, и НИКТО не должен мешать им.
  • Принимать свою порцию пищи, и НИКТО не должен мешать им.
  • отстаивать свои интересы в допустимой вежливой форме.
  • пользоваться школьным имуществом,
  • имеют право на бесплатное обучение,
  • посещать кружки и спортивные секции,
  • пользоваться библиотекой,
  • пользоваться школьными учебниками,
  • знать, какие вопросы решаются на Совете подростков,
  • на своё мнение и его защиту,
  • пользоваться классной аптечкой,
  • переизбирать Совет министров Звездограда.

V. Граждане Звездограда имеют следующие обязанности:

  • учиться в течение 40-ка минут, каждого из 6-7 уроков,
  • не отвлекаться и использовать учебное время прямо по назначению,
  • исполнять решения Совета министров Звездограда, рассмотренные и утверждённые на классном часе.
  • сдавать дневники,
  • бережно относиться к книжкам из школьной библиотеки.
  • соблюдать устав школы и правила для учащихся.
  • уважать своих учителей.
  • уважать классного руководителя .
  • защищать честь своего класса.
  • дежурить в классе.

! Каждый гражданин Звездограда должен помнить, что взаимопонимание есть там, где есть уважение друг к другу.

! Каждый гражданин Звездограда должен задуматься о том, что от него зависит в КАКОМ классе он будет учиться, и ЧТО он будет вспоминать с одноклассниками из своего детства.

Чего же я достигла:

  • Большая часть детей нашего класса – граждан Звездограда- задумались о своих правах и обязанностях.
  • Рамки поведения мы обозначили. Потихоньку будут меняться привычки и привычным будет нормальное поведение без обзывалок, унижающих человеческое достоинство.
  • По-новому ребята восприняли понятие гражданин, то есть гражданин Звездограда. Это значит человек, имеющий права и обязанности.

Этот классный час стал очень важным для граждан Звездограда. Права и обязанности граждан были вывешены в «Классном уголке». Здесь же и располагался герб Звездограда. В конкурсе гербов града участвовали практически все граждане и их родители. Эскизы гербов были вывешены на доске. Путём голосования (а у нас всё решается путём голосования) победил герб, предложенный семьёй Махмутовых: венок из двадцать пять звёзд. В «Классном уголке» находится и девиз, который придумала Ирмагамбетова Сауле:

Мы как звёздочки на небе,
Ярче солнца мы блестим!
Дружбой мы объединёны-
Стать созвездьем мы хотим.

Тернистый период адаптации пятиклассников подошёл к концу.

У 5 «А» начался новый этап жизни.