Или об особенностях адаптации к пятому классу.
серия классных часов в 5 классе
Я адресую свою работу молодым, начинающим коллегам. Работа классного руководителя тяжела, но очень интересна. У вас есть возможность оказать своё влияние на целую группу ребят – ваш класс. Вашими глазами они будут смотреть на мир, оценивать его. Не даром каждый класс имеет черты своего классного руководителя. Без классного руководства работа учителя пуста, она не захватывает и не приносит удовлетворения. Не будьте сиротами в школе! Примерьте на себя эту удивительную и интересную роль – роль классного руководителя.
Выявление проблемы:
Мой 5А класс- это хорошие и добрые ребята. Отношения между детьми дружеские. Сначала меня это заворожило и очаровало. Но в каждом классе случаются моменты, которые помогают увидеть недостатки отношений. Это могут быть очень мелкие недочёты, а могут быть и большие пробелы.
В классе есть ученик Багдасарян Артур. Он армянин. Обычное его состояние – это улыбка на лице и полное спокойствие. Я обратила внимание, что с ним никто не сидел. На него дружно жаловались. Сообщали обо всех его промахах. В общем, он был «плохой». Больше всего меня поражало, что его совершенно открыто и спокойно обзывали «чуркой» почти все девочки и полностью все мальчики. Очень старался Махмутов Роман. А именно его ребята выбрали старостой или мэром. Роман – лидер. Это заметно. Обзывались незло, но с таким подтекстом - «что с него взять-то?». Причём Артур на это практически не реагировал, зная, что он – чурка. Он и правда отличался от них. Я заметила, что отношения между детьми хорошие, нет явных обзываний, и только Артур – «чурка». «А что такое чурка?» - На мой вопрос Роман ответил, что это нерусские, чёрные…»
Так вскрылась большая проблема, недостойная культурных людей, граждан правового государства. Мною были проведены несколько классных часов о равноправии – «Наши права».
Классный час №1 «А кто так обзывается, тот сам так называется»
Цель:Зародить сомнение в правильности поведения учащихся нашего класса в отношении Багдасарна Артура, попытаться вложить в слово «чурка» другой смысл.
Содержание классного часа:
Я завела разговор с ребятами о том, что обзываться вообще нехорошо и некрасиво, тем более «чуркой». Особенно уверен в своей правоте был Роман. Поэтому главное зародить сомнение в правоте у этого детского лидера. «Может быть, вы не знаете, что это нехорошо?» На что Роман ответил, что он об этом знает. Ответ меня обескуражил. Видя моё замешательство, дети притихли, и только Артур по-прежнему улыбался и отвлекался. Роман добавил: «Вы же видите, что Багдасарян – чурка»
- А ты какой национальности?
- Я – русский.
- В твоём свидетельстве о рождении записано, что папа-татарин.
- А я – русский, - невозмутимо сказал Роман,- потому что мама – русская.
- Ты отказываешься от национальности папы? – Рома остановился, так как отец им не просто любим, но обожаем. Заботливее его отца я бы и не смогла вспомнить. Я поспешила перевести разговор, пока наш классный «лидер» думал.
- Ребята, а кто из вас смотрит «Кривое зеркало»?
Оказывается, что смотрят многие. Вы же знаете юмориста Евгения Петросяна? А актёра Армена Джигарханяна, а ведущего Гарика Мартиросяна? А наша Настя Абрамян? Он тоже – чурка? Впервые сомнение появилось на лице Романа. Ребята засмеялись:«Какая же она «чурка»! Умница и красавица, о которой вздыхают некоторые мальчики нашего 5А. Обстановка разрядилась. Громче всех веселился Артур. И Роман призвал его к порядку: «Да перестань ты, чурка». На что получил в ответ: «Сам ты чурка». «Ну, вот видите, - сказал Роман, обращаясь ко мне, - он не понимает». «Я всё понимаю», – серьёзно ответил Артур и успокоился. «Так что же такое «чурка»?- спросила я, чтобы завершить разговор. Подвела необходимый мне итог Яна: «Ну, это кто плохо себя ведёт и не понимает этого». И тут мои хорошие дети, желая объяснить слово «чурка», посыпали обзывалками: это -дурак, тупьё, «ушибленный на голову» и тому подобное. Началось откровенное веселье с каверзными и смешными обзывалками, с припоминаниями: «А помнишь, как ты меня обозвал?» Слово «чурка» потеряло хозяина – Артура. Разговор я завершила поговоркой «Помните! Кто так обзывается, тот сам так называется». Причём я успела произнести только первую часть поговорки, а вторую завершил довольно стройный хор голосов моих ненаглядных детей.
Итак, чего же я достигла?
- смысл обзывания изменился
- исключительность направления обзывания (чурка=Артур) прошла.
- обстановка разрядилась, ведь слово «чурка» превратилось в обычную «всехнюю» обзывалку, которая уже не была такой обидной.
Утром, входя в класс, я, после приветствия, спросила их, не было ли у нас с утра «Чурок», «Дураков» и других неприятных субъектов? Оказалось, что чурка была одна. Это – Гришин, а дураков не было. Но оказался один «тупой украинец» - это Багдасарян, потому что так он обозвал Каждарову Сашу. Это уже было победа. Ведь дети поняли и поддержали меня. Ведь «кто так обзывается, тот сам так называется»
Классный час №2 «Покуда человек не говорит, не виден ум его, порок сокрыт»
Цель: обратиться к внутренней культуре ребят. Показать, что обзываться – это бескультурье, то есть недостойное воспитанного человека поведение.
Содержание классного часа:
Классный час я начала необычно. На моём столе стоял давнишний букет цветов в вазочке. Вода там была несвежая. Как бы убирая цветы, я сказала: «Ребята, а как вы думаете, что находится в этой вазочке?» - «Вода», - ответили мои хорошие дети. «А если, я её наклоню, что из неё выльется?» Все притихли. Только Гришин смело сказал: «Выльется вода, но только тухлая». На него зашикали, ожидая, наверное, фокуса. Я стала выливать воду: «Да, вода, несвежая». Ребята,- перешла я к разговору, - человек подобен сосуду: что туда налито, то и выливается. Что же можно сказать о человеке, который обзывается, сквернословит, грозится? - Что он брызжет словесной грязью. Ведь другого в нём нет. Как же на это реагировать? Мои умные, уже пожившие на свете дети, стали давать серьёзные советы, приобретённые за жизнь: тоже обозвать, сказать учителю, сказать родителям, сказать, что сам ты это слово и тому подобное. Но все пришли к выводу, что, конечно, это достаёт и обижает. Ребята, а знаете, что великие люди тоже страдали от обзывалок. Но они реагировали на них по-умному. Например, Иван Андреевич Крылов получил как-то по почте письмо от какого-то недоброжелателя с одним словом: «Свинья» Иван Андреевич опубликовал в вечерней газете своё обращение «Странное письмо», где написал, что вчера ему принесли странное письмо: там стояла одна подпись. Надо отдать должное: мои умные дети оценили остроумие великого баснописца и привели примеры, когда тоже «почти так» ответили своим обидчикам. Обсуждение было бурным. Подводя итоги, я сказала, что человек сам себе делает рекламу, создаёт мнение о себе. Поэтому один – это сосуд с кристально чистой водой, к которому стремятся все и дорожат им, а другой – с тухлой и грязной, распространяющей зловонье. Каждый человек говорит так, как принято в его кругу. Правильная речь – показатель высокой культуры. Жаргон уместен лишь в зоне.
Чего же я достигла:
- мои умные дети поняли вечность проблемы;
- они приобрели исторический опыт поведения в борьбе с этим злом;
- причислили себя к образу кристально чистой воды, а не к образу тухлой и грязной.
Каждое утро после приветствия я спрашивала, не обнаружился ли у нас «чурка», «тупой украинец» или ещё хуже «дурак»? Всё реже и реже они обнаруживаются в нашем классе.
Классный час №3 «У всех равные права»
Цель: подвести правовую базу под культуру поведения. Ребята должны понять, что унижать человека, подвергать его дискриминации запрещает закон, а не Наталья Фёдоровна. Этот классный час должен вразумить тех, до кого не дошли мои внушения.
Классный час я начала необычно. Я показала, что расстроена: « Ребята, а вы знаете, что всех детей с нерусскими фамилиями переводят в другую школу с завтрашнего дня. Так что давайте попрощаемся с нашими одноклассниками». У детей на лицах недоумение. Гришин: « А кто это у нас с нерусскими фамилиями?» это вопрос мне понравился больше всех. В общем, все: Багдасарян, Ирмагамбетова, Махмутовы, Абрамян - все оказывается русские. То есть свои-рассвои. «А если они не хотят? А если мы не хотим? А почему? «Возмущению не было предела. Выдержали ребята проверку на прочность. «Ребята, я п о ш у т и л а»,- я спешила их успокоить. «Ну, скажите теперь, какие чувства вы испытали?» Вздох облегчения был мне ответом.
Ребята, ваше возмущение мне понятно, ведь это – дискриминация – то есть унижение прав людей по национальному признаку. То есть это – нарушение прав человека.
Но вы выдержали испытание. Вы возмущены. И я этому очень рада. У вас чутьё к несправедливости. Какие вы молодцы!
А если бы я сказала, что всех нехристиан переводят на новое место жительства? Это справедливо? И тут Махмутов всё испортил: «Ну, тогда только Багдасарян переедет».
- Почему?
- Потому, что он – нехристиан (слово звучало именно так).
Багдасарян достал на груди крестик и показывает: «Я – христиан!»
Ребята, армяне приняли христианство, раньше, чем Русь. Так, что армяне – христиане. Удивлению нет предела. Нехристианкой оказалась одна Сауле. Она с гордостью заявила, что она - мусульманка. Но это было неинтересно. Сауле была своей в доску. А чужак Багдасарян оказался христьянином. То, что это – открытие для многих и в первую очередь для нашего мэра – Махмутова, было слишком очевидно.
Закончили классный час мы выводом, что нельзя притеснять человека по принципу национальности, вероисповедания, происхождения, материального положения и социального происхождения. Об этом гласит наш основной закон – Конституция Р.Ф. А за нарушение закона государство определяет наказание. То есть унижение человека не только некрасиво, не достойно воспитанного человека, но и противозаконно.
Унижать человека безнаказанно никому не позволено законом. Я, конечно, не уголовный кодекс, но вы должны помнить, ЧТО БЕЗНАКАЗАННО В НАШЕМ КЛАССЕ НИКТО НИКОГО НИКОГДА УНИЖАТЬ И ОБИЖАТЬ НЕ БУДЕТ. Это справедливо? Мои умные дети согласились, что это – справедливо. Решили, что к следующему классному часу мы разработаем правила нашей жизни, то есть Конституцию нашего класса. Согласны? И каждый гражданин Звездограда и каждое министерство Звездограда получило задание: подумать над правилами внутренней жизни нашего класса. Мы их обсудим, примем, напечатаем и будем по ним жить.
Чего я достигла:
- унижение в ребятах вызвало протест. Это замечательно. Именно не только возмущение, а протест.
- понятие справедливости у них сформировано. Спасибо начальной школе и родителям.
- я заметила желание действовать в рамках пусть своего, но закона.
Да у меня просто замечательные законопослушные дети!
Классный час №4 «Наши права и обязанности»
Цель: Выработать правила жизни, приемлемые для учащихся нашего класса, то есть на договорной основе придти к единым понятиям о разрешаемом и запрещаемом в нашем классе
Задачи:
- Не нарушая естественные права человека, работать над формированием сознательной дисциплины учащихся нашего класса.
- Работать над формированием демократического сознания учащихся.
- Работать над созданием самоуправляемого классного коллектива
- Способствовать сплочённости класса
Актуальность проблемы:
Классный час о нашем самоуправлении мы провели в соответствии с решением на предыдущем классном часе о равноправии. Так как в классе уже созданы органы классного самоуправления, то есть обязанности распределены по «министерствам», которые созданы по желанию ребят, то наша первая задача – «узаконить» уже существующий порядок в классе, а вторая – выработать права и обязанности членов классного коллектива и, ссылаясь на «теорию общественного договора», договориться жить по этим правилам. Участники каждого «министерства» работали над составлением прав и обязанностей в соответствии со своим направлением.
Итог нашего классного часа: Я понимала, что если всё сделать очень строго и серьёзно, то будущего у такого документа не будет. Текст должен быть таким, чтобы каждый ребёнок ему соответствовал, чтобы появилось чувство удовлетворённости: «Ах, какой я хороший! Да, да, я всё так и делаю!» Нужно, чтобы текст объединял и обращался к личности каждого ребёнка. Вот, что у нас получилось.
I. Классом управляет Совет министров Звездограда, созданный на основе доброй воли и чувства общественного долга, при всеобщем голосовании.
Этот орган контролируется классным руководителем, решение принимается большинством и обязательно для всех.
Совет министров класса обязан:
- держать под контролем успеваемость и посещаемость класса,
- руководить стенной печатью класса и заведовать классным уголком,
- разнообразить культурную жизнь класса
- возглавлять и организовывать спортивную жизнь класса.
- отвечать за проведение трудовых дел в классе.
II. Классный руководитель, обязан:
- любить учащихся 5А класса, как родных.
- не баловать их, а держать в строгости,
- отстаивать их интересы, исходя из главной цели – учёбы.
III. Обязательные документы класса:
- Классный журнал
- дневники,
- классный фотоальбом
- классный уголок.
- тетрадь добрых дел
IV. Граждане Звездограда имеют равные права и имеют право:
- Учиться, и НИКТО не должен мешать им.
- Отдыхать на переменах, и НИКТО не должен мешать им.
- Принимать свою порцию пищи, и НИКТО не должен мешать им.
- отстаивать свои интересы в допустимой вежливой форме.
- пользоваться школьным имуществом,
- имеют право на бесплатное обучение,
- посещать кружки и спортивные секции,
- пользоваться библиотекой,
- пользоваться школьными учебниками,
- знать, какие вопросы решаются на Совете подростков,
- на своё мнение и его защиту,
- пользоваться классной аптечкой,
- переизбирать Совет министров Звездограда.
V. Граждане Звездограда имеют следующие обязанности:
- учиться в течение 40-ка минут, каждого из 6-7 уроков,
- не отвлекаться и использовать учебное время прямо по назначению,
- исполнять решения Совета министров Звездограда, рассмотренные и утверждённые на классном часе.
- сдавать дневники,
- бережно относиться к книжкам из школьной библиотеки.
- соблюдать устав школы и правила для учащихся.
- уважать своих учителей.
- уважать классного руководителя .
- защищать честь своего класса.
- дежурить в классе.
! Каждый гражданин Звездограда должен помнить, что взаимопонимание есть там, где есть уважение друг к другу.
! Каждый гражданин Звездограда должен задуматься о том, что от него зависит в КАКОМ классе он будет учиться, и ЧТО он будет вспоминать с одноклассниками из своего детства.
Чего же я достигла:
- Большая часть детей нашего класса – граждан Звездограда- задумались о своих правах и обязанностях.
- Рамки поведения мы обозначили. Потихоньку будут меняться привычки и привычным будет нормальное поведение без обзывалок, унижающих человеческое достоинство.
- По-новому ребята восприняли понятие гражданин, то есть гражданин Звездограда. Это значит человек, имеющий права и обязанности.
Этот классный час стал очень важным для граждан Звездограда. Права и обязанности граждан были вывешены в «Классном уголке». Здесь же и располагался герб Звездограда. В конкурсе гербов града участвовали практически все граждане и их родители. Эскизы гербов были вывешены на доске. Путём голосования (а у нас всё решается путём голосования) победил герб, предложенный семьёй Махмутовых: венок из двадцать пять звёзд. В «Классном уголке» находится и девиз, который придумала Ирмагамбетова Сауле:
Мы как звёздочки на небе,
Ярче солнца мы блестим!
Дружбой мы объединёны-
Стать созвездьем мы хотим.
Тернистый период адаптации пятиклассников подошёл к концу.
У 5 «А» начался новый этап жизни.