План-конспект урока русского языка в 5-м классе. Тема: "Правописание гласных на конце наречий"

Разделы: Русский язык


Цели: Обеспечить условия для:

  1. закрепления навыка правописания наиболее употребительных наречий с приставками;
  2. усвоения учащимися правила написания суффиксов ô и â на конце наречий с приставками;
  3. развития орфографической зоркости и речи учащихся, обогащения их словарного запаса, правильного употребления наречий;
  4. воспитания культуры общения и поведения, умения высказываться самим и умения слушать и слышать других.

Оборудование:

  • Русский язык: Практика.5 класс: пособие для общеобразовательных учреждений/ А.Ю.Купалова, А.П. Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова и др.; Под ред.А.Ю.Купаловой.-М.:Дрофа, 2005.
  • записи на доске,
  • орфографический словарь,
  • таблица для тренировки зрения,
  • песочные часы на 1мин. и 5мин.,
  • аудиомагнитофон, аудиокассета «Музыка для релаксации»,
  • книга Александровой «Занимательная грамматика»

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Зрительная гимнастика и пальчиковая гимнастика.

«Быстрое моргание», «Разогретые ладони», упражнение «Пианино»

3. Словарно-лексическая работа.

Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой груз от поколения к поколению.

- Прочтите записанное на доске высказывание Фрэнсиса Бэкона, английского учёного - философа. Как вы его понимаете? (Дети высказывают свои мнения).

- Найдите орфограммы. (Безударные гласные, в корне и суффиксе, проверяемые и непроверяемые ударением, парные согласные).

- Запишите это высказывание каллиграфически и без ошибок в тетрадь.

- Найдите наречие в этом предложении. Вспомните, что обозначает наречие? На какие вопросы отвечает? Изменяются ли наречия? ( Дети вспоминают материал 4 класса).

4. Постановка темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы закрепим умение писать гласные на конце наречий. (Записи символами на доске).

- А какие гласные мы можем написать на концах наречий? (Суффикс ô, е или â). Как узнать, какой именно суффикс писать? (Предположения детей)

5. Новый материал

1. Вы заметили, как много наречий заканчивается на -о и -е? Но есть и наречия, оканчивающиеся на –а, а для них существуют свои правила. Разобраться, что писать на конце наречий, поможет рассказ из «Занимательного русского языка" Галины Владимировны Александровой. ( Читаю рассказ детям вслух).

Навзао и досиза

- Навзао и досиза! Кричит Витя Захаров, влетая в класс.- Навзао и досиза! Замечательная штука!

Витины друзья-пятиклассники с удивлением смотрят на возбуждённого Витю.

-Что ты там ещё придумал? – спрашивает у него соседка по парте Вера.

- Это не я придумал. В журнале «Миша» я прочитал советы мудреца. Этот мудрец советует заучить два «волшебных" слова – навзао и досиза. Они помогают запомнить, что в наречиях с приставками НА-, В-, ЗА- пишется на конце буква О (навзао), а в наречиях с приставками ДО-, С-, ИЗ- на конце пишется буква А (досиза). Ведь ловко придумано?

- Да, придумано неплохо, - говорит Вера, - да только опоздал ты со своим мудрецом. Нам вчера на занятии кружка учитель сообщил более простой способ проверки гласных на конце наречий. Достаточно взять существительное окно с таким предлогом, как приставка у наречия, и сразу определишь, О или А надо писать в конце, например: налево – на окно, засветло – за окно, издавна – из окна. Видишь, как просто получается?

-Да, этот приём, пожалуй, будет получше, - согласился Витя.

2. Какие способы запоминания наречий предложил Витя? (Показываю записи на плакате) Почему Вера не воспользовалась ими? (Ответы детей)

6. Закрепление.

  1. Работа по карточкам. Ребята образовывают наречия при помощи приставок и дописывают суффикс -а или –о, применяя приёмы проверки. Работа в парах.

Проверка – цепочкой.

- Читайте по одному слову от пары. Договоримся не повторять одни и те же слова. Сначала читаем слова с суффиксом ô,

нáчисто      зáпросто      зáсветло
нáчерно нáправо зáтемно
впрáво надóлго зáново
задóлго нáново  

Все ли слова прочитали? Слово наново употребляется не в литературном языке, а в разговорном стиле. Как вы это понимаете? (Объясняют, как понимают, так как стили речи ещё не изучены).

Слова с суффиксом â

спростá (разг. стиль)      дочернá
снóва úзредка
дóсыта досветлá
дотемнá  

7. Физминутка. Пальминг. (Звучит негромкая, спокойная музыка)

Ставим ладошки на уровне груди, растираем их друг о друга, складываем лодочкой. Глядя в лодочку, скажем глазам добрые слова, скажем им «спасибо» за то, что они хорошо работают, помогают нам. Закрываем глаза, накладываем на них лодочку и немного посидим в таком положении. Опускаем руки, а глаза не открываем. Представьте, что вы находитесь посреди пшеничного поля. Веет лёгкий тёплый ветерок и золотые колосья покачиваются от него, шепчут свою песенку. Вы видите каждое зернышко в колоске. Вдруг вы заметили ярко-синий василёк, а на его зелёном листике сидит красная божья коровка. Вот она распустила крылья и полетела вдаль, в голубое небо. И вы видите, как широко – широко простирается поле, как сливается золото с голубизной неба… Откройте глаза.

8. Продолжение работы.

  1. Упражнение 124 6 3 минуты.
  2. Проверка: вставили наречия наскоро, направо, назло, справа, затемно. Объясняется их правописание.
  3. Упражнение 128 6. А здесь может и не быть приставок. Какой суффикс будете писать? (-о).От каких прилагательных образуются наречия? Помните об этом, чтобы не получилось слов колбасно, конфетно, тетрадно и т.д.
  4. Проверка.

9. Итог урока.

  1. От чего зависит написание букв ô и â в конце наречий?
  2. В наречиях с какими приставками пишется суффикс ô? â? Как себя проверить? От каких прилагательных образуются наречия? При помощи суффикса â? ô? Какие способы проверки написания наречий вы запомнили? Какой использовали сегодня на уроке? А если ни один из этих способов не поможет? (Нужно посмотреть в орфографическом словаре)

10. Домашнее задание

Стр.46, упр.131 (записать загадку, разгадать её, указать наречия) или 132 ( составить словарный диктант из наречий с суффиксами –о и –а) по выбору.