Урок русского языка по теме "Люби и знай великое русское слово"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Воспитывать чувство патриотизма через любовь к родному языку.
  2. Развивать интерес к изучению русского языка; навыки планирования учебной деятельности, её организации и самоконтроля.
  3. Формировать у детей умение владеть, словом и видеть его неисчерпаемые возможности.

Тип урока: обобщение знаний

Вид урока: урок-викторина

Методы: рассказ, объяснение, выступление, демонстрация, работа в парах, работа с раздаточным материалом.

Ход урока

I. Оргмомент.

1. Вступительное слово учителя.

-Мы начинаем урок. Он посвящен Неделе русского языка в нашей школе. А тему вы сможете определить, отгадав загадку:

Он спокоен и певуч,
Насмешлив и суров,
И беспощаден и могуч
И грозен для врагов.

(язык-речь)

-А чем богаты наш язык, наша речь? (словами)

-Верно! Тема нашего урока: «Люби и знай великое русское слово».

-Откройте тетради. Запишите: число, классная работа.

II. Каллиграфическая минутка.

III. Постановка учебной задачи.

1. Слово учителя.

Слово - удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос точно ответить не может никто. Ни один специалист, ни одна статистика. Только 2000000 русских слов собрал в своём толковом словаре Владимир Иванович Даль. А в словаре Ожегова-57000 слов. А в произведениях А.С.Пушкина было использовано 20000 слов.

2. Дети читают стихи:

«В русской речи, в русской речи
Есть волшебная страна,
Та, которая словами,
Как людьми населена».

«Правит ими государь,
По прозванию Словарь!
Даже Пушкин, я об этом
Достоверно говорю,
Не однажды за советом
Обращался к Словарю».

Вывод: мы убедились, что русский язык богат и велик своими словами.

-А что значит любить русское слово? (Не засорять словами-сорняками, и иностранными словами, жаргонами, вульгарными словами).

«Родной язык – святой язык,
Отца и матери язык.
Как ты прекрасен!
Целый мир в твоем богатстве я постиг»!

«На свете много стран больших
И много малых есть,
И для народностей любых
Язык свой – это честь».

«Китаец, турок, серб иль чех,
Датчанин, грек иль финн,
Конечно, вам дороже всех
Родной язык один».

«А я судьбу благодарю,
Мне выше счастья нет,
Что я на русском говорю
Уж целых 10 лет».

«Суворов одобрял солдат
На русском языке.
Бессмертный Пушкин сочинял
На русском языке»!

Русский язык-Один из ведущих мировых языков. Это государственный язык 145 миллионов россиян. Это язык жизни для 15 миллионов иностранцев, приехавших в Россию учиться и работать. Этот язык связан с родиной 30 миллионов наших соотечественников за рубежом. Это язык Пушкина, Лермонтова, Чехова. Он является родным для 170 миллионов людей. Это язык межнационального общения. Язык российского государства, наше национальное достояние.

3. Работа с учебной и дополнительной литературой.

Дома я просила вас поработать с дополнительными источниками информации. Каждый из вас нашёл высказывания литературных классиков о родном языке, русской речи.

О роли русского языка хорошо сказала Анна Андреевна Ахматова:

«Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки»!

Вывод: мы теперь уверены в том, что действительно нужно любить русский язык.

IV. Физминутка.

V. Обобщение знаний о значении слова (викторина).

-Любить русское слово, это значит всё о нём знать. И эти знания мы сейчас проверим.

1. Игра-разминка (Устно)

а) В каких словах скрыто слово «сто»? (тесто, стон, вместо, столб, стол, стоять, сторож, стоянка, сток, столетие)
б) В каком слове скрыто слово «сорок» (сорока)
в) Чем заканчивается как «день», так и «ночь»? (ь знаком)
г) Первый слог-нота, второй-тоже, а целое на горох похоже? (фасоль)
д) только два предлога, а волос в них много? (ус)
е) Мой первый слог найдёшь тогда, когда в ведре кипит вода, местоименье-слог второй, а в целом- школьный столик я ? (парта)

Какой частью речи являются эти слова? Что вы о них знаете?

Задание: найди «лишнее четвертое» существительное.

Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки
Молодежь, кофе, санки, молоко.

Почему они «лишние»? Определите род имён существительных второй строчки.

2. Фонетическое задание.

Звонят во все колокола.

Что это? Что такое предложение? Прочитайте его. Сколько слов в предложении? Что есть и чего нет в этих словах? Подчеркните основу. Что заметили?

3. Словарная работа.

Прочитайте. Чем являются эти предложения?

а) Слово скажешь, как узлом завяжешь.
б) Слово не сдержишь, честь потеряешь.

Что они означают? Какие пословицы вы еще знаете? О чём они? Запишите в тетрадь любую пословицу.

4. Работа в парах.

Морфологическое задание.

Какие части слова вы знаете?

Запишите слово, в котором приставка такая, как в слове «испечь», корень такой, как в слове «толкать», суффикс такой, как в словах «малиновый», и «зарывать». Окончание, такое как в слове «фантазирует». Какое слово получилось? (истолковывает). Какой частью речи является это слово? Что вы знаете о глаголах?

5. Что такое «крылатое выражение

Задание: замените выражение одним глаголом.

а) зарубить на носу (запомнить)
б) клевать носом (засыпать)
в) ломать голову (думать)
г) дать стрекоча (убегать)

6. Орфографическое задание.

Прочитай текст. Исправь ошибки. Поставь знаки препинания. Какие орфограммы встретились?

Бабушка

мою бабушку зовут вера Петровна. Она жывет в Москве наулице Русакова. Я чясто бываю у бабушки. Мы любим хадить в парк. У нас весёлое настроение.

Какой частью речи является слово весёлое?

Задание: подбери синонимы и антонимы к этому слову.

VI. Вывод. Самооценка.

Закончить наш урок я хочу следующими строчками:

«Ты – чудо из божьих чудес,
Ты – мысли «светильник и пламя»,
Ты – луч на земле и с небес,
Ты – человечества знание!
Ты гонишь невежества ложь,
Ты вечною жизнью ново,
Ты к свету, ты к правде ведёшь,
Свободное русское слово»!

Спасибо за урок.