Цель: закрепление правильного произношения звуков [Л] - [Р]. Активизация словаря по теме "Профессии".
Программное содержание:
образовательные задачи
- закрепление правильного произношения звуков [Л] - [Р] в различных речевых структурах;
- активизация словаря по теме "Профессии" на основе слов, содержащих данные звуки;
- практическое накопление глагольного словаря по данной теме;
- закрепление навыка правильного употребления имён существительных в дательном падеже;
- совершенствовать умение четко отвечать на вопросы логопеда.
коррекционные задачи
- развитие фонематического слуха;
- закрепление навыка звукового, звуко - слогового анализа и синтеза;
- развитие внимания, памяти, ловкости, развитие общей и мелкой моторики;
воспитательные задачи
- создание положительных эмоций;
- выработка положительного и уважительного отношение к труду взрослых.
Оборудование: пиктограммы; индивидуальные зеркала; Звукошарики синего и зелёного цвета; колокольчик с язычком (билом); фланелеграф; сюжетные картинки по теме: "Профессии"; кружочки зелёного и синего цвета; картинки (лопата, иголка, пила шланг, краски, сковорода, руль, градусник); мяч; фишки.
Предварительная работа: беседы и чтение книг, загадывание загадок с целью знакомства детей с профессиями людей.
Ход занятия
1. Организационный момент.
/театр мимов - дети изображают действия фотографа, водителя и футболиста/
Логопед: Фотограф не успел сфотографировать белочку на дереве. Изобразите огорчение. Водитель случайно съехал с дороги и испугался. Изобразите испуганного водителя. Сборная по футболу забила гол. Изобразите веселье, радость футболистов.
/дети имитируют эмоции мимикой, позами, движениями/
2. Основная часть.
/логопед предлагает детям отгадать загадки/
Кто покрасил все заборы,
Окна, двери, коридоры?/отгадка - "маляр"/
Логопед: Назовите последний звук в этом слове.
Кто учит чисто говорить
И звуки все произносить?/отгадка - "логопед"/
Логопед: Назовите первый звук в этом слове.
Кто вам продаст творог, сосиски
И "Вискас" для любимой киски. /отгадка - "продавец"/
Логопед: Назовите второй звук в этом слове.
Я проказничать люблю,
Всех вокруг развеселю,
Посмотрите на мой нос -
Станет вам смешно до слёз. /отгадка - "клоун"/
Логопед: Назовите второй звук в этом слове.
/после того, как дети отгадали загадку, выставляется картинка с изображением данной профессии/
Логопед: Кто догадался, с какими звуками мы сегодня поиграем?
- Маляр, логопед, продавец, клоун. Что это одним словом?
- И сегодня мы поговорим о разных профессиях, а также будем следить за произношением звука [Л] и звука [Р].
3. Произношение в изолированном виде.
/опора на предметные картинки/
Логопед: Кому нужен самолёт?
- Как гудит в небесах самолёт? /[Л]-[Л]-[Л]/
- Кому нужен трактор?
- Как работает трактор? /[Р]-[Р]-[Р]/
4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
/логопед предлагает сравнить перед зеркалом артикуляцию звуков [Л] и [Р] (найти общее и различие), вспомнить характеристику звуков [Л] и [Р]/
Логопед: Когда мы произносим звук [Л], то:
- губки слегка в улыбке;
- зубки сближены;
- узкий кончик языка поднят за верхние зубки к "бугоркам" - альвеолам;
- горлышко "работает".
Логопед: Дайте характеристику звуку [Л] /звук [Л] - согласный, твёрдый, звонкий/
- Почему? /зубы, язык мешает воздуху свободно выходить изо рта/
- Для его обозначения мы будем использовать Звукошарик какого цвета? /Звукошарик синего цвета/
- Колокольчик с билом или без била? Почему? /с
билом, так как горлышко "работает"/
Логопед: Когда мы произносим звук [Р], то:
- губы свободны;
- зубы сближены, но не соприкасаются;
- кончик языка поднят к "бугоркам" - альвеолам за верхними зубками и вибрирует /дрожит/;
- горлышко "работает".
Логопед: Дайте характеристику звуку [Р] /звук [Р] - согласный, твёрдый, звонкий/
- Почему? /зубы, язык мешает воздуху свободно выходить изо рта/
- Для его обозначения мы будем использовать Звукошарик какого цвета? /Звукошарик синего цвета/
- Колокольчик с билом или без била? Почему? /с билом, так как горлышко "работает"/
5. Развитие фонематического слуха.
Логопед: Сейчас мы поиграем в игру на внимание. Услышите звук [Л] - поднимите кружок зелёного цвета, а услышите звук [Р] - поднимите кружок синего цвета. Будьте внимательными:
Л, М, Н, Р, Л, П, К,Р:; ЛА, МА, РА, АЛ, АН, УС, АР:
Логопед: Следующая игра называется "Что кому нужно?"
/на фланелеграф выставляются картинки со звуком [Л] и [Р]/
- Назовите картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [Л]. Скажите, кому в работе нужны эти предметы?
/лопата - дворнику, пила - плотнику, шланг садовнику, дворнику или пожарному, игла - швее/
- Назовите картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [Р]. Скажите, кому в работе нужны эти предметы?
/краски - художнику, сковорода - повару, руль - водителю или шофёру, градусник - врачу/
6. Динамическая пауза.
/И.Е. Аверина "Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ", стр.25/
Мы ногами - топ-топ /движения выполнять по содержанию текста/
Мы руками - хлоп-хлоп
Мы глазами - миг-миг /руки на поясе; моргаем глазами/
Мы плечами - чик-чик /руки на поясе; печи вверх-вниз/
Раз - сюда, два - туда /руки на поясе; повороты вправо-влево/
Повернись вокруг себя. /движения выполнять по содержанию текста/
Раз - присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали. Сели, встали.
Ванькой - встанькой словно стали
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
Будто мой весёлый мяч.
7. Закрепление материала. Звуко-слоговой анализ и синтез слов.
/игра "Четвертый лишний"/
Логопед: Я буду называть название инструментов, которые используют люди определенной профессии. Один из инструментов к этой профессии не относится. Определите его и назовите профессию.
Ножницы, весы, зеркало, расческа;
Пила, таблетки, градусник, шприц;
Сковорода, нож, половник, кисти.
Определите на слух самое короткое слово - парикмахер, врач, повар
Как это можно проверить? /подсчитать количество слогов в каждом слове/
Произнесите слово "врач" по звукам
/игра "Кому принадлежит фраза?"/
Логопед: Вы будете отвечать на вопрос: "Человек какой профессии мог сказать данную фразу...?"
Дети, здравствуйте, откройте учебники на странице 33.
Несите кирпичи, цемент.
Сегодня я буду рисовать пейзаж.
Как вас постричь? А челку сделать покороче?
Какие пуговицы пришить вам на эту блузку: белые или черные?
Откройте рот и скажите "а-а-а-а-а-".
Сколько килограммов картошки вам взвесить? С вас 25 рублей.
/игра с мячом/
Логопед: Предлагаю вам игру с мячом - я буду называть инструменты, а вы должны дать ответ, что с этим инструментом делают, какие действия совершают.
Ножом:;
Метлой:;
Пилой:;
Из лейки:;
Топором:;
Половником:;
Лопатой:;
Иглой:;
Ножницами:;
Расческой:;
На весах:;
В кастрюле:;
В сковороде:;
Градусником:;
Кистью:.
Логопед: Молодцы, вы справились со всеми заданиями!
8. Итог занятия.
Логопед: Ребята, кто мне ответит, каких звуков мы произнесли сегодня больше всего? Одинаковые это звуки или разные?
Логопед: Ребята, мы вспомнили так много профессий, как вы думаете, какая профессия самая главная? /в ответ дети назовут какую-либо профессию, тогда логопед называет свой вариант/
Обсудив несколько профессий, логопед подводит детей к выводу о том, что все профессии хорошие и важные.