Дошкольник и… экономика

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение:

Изменения, происходящие в жизни общества, оказали огромное влияние на воспитание и образование молодого поколения нашей страны. Меняются идеи, ценности, многие личностные качества, на которые ориентировались и взрослые и дети. Нашим детям предстоит жить в новых условиях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующих иных знаний, профессиональных и личностных качеств.

Дети и деньги:долгое время отечественная дошкольная педагогика пыталась обойти эту проблему. Ставя задачу ознакомления дошкольников с трудом взрослых, труд преподносился, как "дело доблести геройства", но про деньги не говорилось ни слова. Вместе с тем, исследования, проведенные, еще в 70-е годы показали, что, отвечая на вопросы о том, зачем трудятся взрослые, и что будет, если они перестанут трудиться, подавляющее большинство дошкольников говорили: "Плохо будет, потому что денег не будет", и только единицы осознали значение трудовой деятельности для производства товаров и услуг: "Если все перестанут трудиться, то все продукты съедят, одежду сносят до дыр, негде станет жить". Так надо ли знакомить дошкольников с понятием "деньги", когда Россия уже вошла в товарно-денежные отношения, когда происходит становление рыночного механизма хозяйствования? Безусловно, да, но с учетом возрастных возможностей познания дошкольников. Системные знания о труде, его направленности на результат, удовлетворяющий разнообразные потребности человека (в пище, жилье, разнообразных услугах, медицинская помощь, образование и пр.) дают возможность старшему дошкольнику легко установить связь между результатом труда и деньгами, получить осознанное представление о том, что деньгами оплачивают результат труда человека.

Старшие дошкольники с удовольствием узнают, что было время, когда люди обходились без денег. В каждой семье, в каждом хозяйстве производилось все необходимое для жизни, не было профессий. Но вскоре произошло разделение труда, одни стали выращивать скот, другие шить одежду, молоть муку. Возникла проблема обмена одной продукции на другую. Приходилось договариваться, сколько мешков зерна отдать за одну корову. Обменивать так результаты было неудобно, и появились деньги.

Следует заметить, что старшими дошкольниками легко осознается понятие "деньги", как измерить ценности товара или услуг. Дети охотно играют в дидактические игры, суть которых в установлении цепочки действий между людьми разных профессий: "Откуда хлеб пришел?", "Как появилось платье?", "Кто построил этот дом?", "Как к нам пришла книга?" и так далее.

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Нельзя отрицать, что умелое ведение домашнего хозяйства требует разумности, знания комплекса правил. Хороший хозяин - это, прежде всего человек бережливый, в меру экономный, умеющий нести ношу семейных забот, думающий в прок о благополучии и достатке семьи. Разве не в семье чуть ли не с пеленок учат малыша не рвать книжки, не ломать игрушки, не пачкать одежду? И, едва научившись говорить, читают стихи наши Андрейки и Маринки: "Зайку бросила хозяйка:", "Уронили мишку на пол:", а чуть позже - "Что такое хорошо и что такое плохо?". Вот почему и в детском саду просто необходимо продолжать воспитывать чувство хозяина. Как научить наших детей жить в условиях рыночной экономики, когда они постоянно сталкиваются с такими непонятными им явлениями, как безработица родителей, отсутствие средств для существования семьи, и в то же время видят на прилавках магазинов изобилие недоступных товаров? Семья-это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок. Дети включены в реальные жизненные ситуации постоянно. Детский сад - некая условная ситуация, которая не дает полноценного опыта и практически "экономического поведения". Дети здесь тоже "покупают ", "продают", "меняют", "работают", но это лишь игра, которая закрепляет опыт, полученный в семье. Понятно, что только объединение двух аспектов поведения детей условного и реального может дать хорошие результаты в области их экономического воспитания и развития.

В последние годы стало необходимым знакомить старших дошкольников с рекламой, как способом распространения информации о товарах и услугах. Понимание значения рекламы способствует воспитанию правильного отношения к ней ребенка. Я заметила, что дети, в отличие от нас, взрослых, рекламу любят и довольно хорошо знают, легко запоминают текст и охотно используют его в тексте.

Прежде чем давать старшим дошкольникам азы экономического образования, я разработала перспективный план работы. Определила для себя задачи:

  • Дать детям теоретическую основу экономических наук (через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями).
  • Знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой, бизнесом.
  • Формировать экономическое мышление.

Подобрала ряд сюжетно-дидактических игр, связанных с экономикой. Очень понравилась детям игра "Подбери то, что тебе нужно для работы". В ходе игры они разбились на команды. Каждая из команд получила набор карточек с изображением предметов, необходимых для работы человеку определенной профессии, а дети должны были быстро подобрать к ней всю атрибутику. Побеждала та команда, которая делала это быстрее всех. В результате словарь детей обогатился профессиональной терминологией: рекламодатель, рекламный агент, режиссер, сценарий, оператор, рекламный ролик.

Каждый день в детском саду индивидуально с каждым ребенком (по предварительной договоренности с родителями) заполняли карту таблицу семейных расходов. Таблица включала в себя такие разделы: продукты питания, покупка одежды, коммунальные услуги, покупка игрушек, оплата лекарственных средств, проезд в транспорте, крупные покупки и развлечения. Например: вчера в Сашиной семье покупали продукты: хлеб, молоко. Ставим знак напротив раздела "Продукты". В конце месяца подводим с ребенком итог: на что больше всего расходовалось денег, какие дополнительные покупки могла сделать семья. Эта таблица помогает ребенку понять, что расходы в семье зависят от зарплаты родителей, от возраста членов семьи, наличие своего дома или квартиры, собственного огородного хозяйства. Ребята сами стали включаться в планирование семейного бюджета и спокойнее воспринимать временное безденежье родителей, быстрее и эффективнее усваивать математические операции.

Перспективный план

Педагогические задачи Содержание Литература
1. Формировать представления о содержании деятельности людей некоторых профессий.

2. Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.

3. Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезным делом, помогать взрослым.

Труд-продукт

Беседа "Все профессии важны, все профессии нужны". Заучивание пословиц о труде

Беседа "Кем я буду, когда вырасту".

Д/и "Кому, что нужно для работы"

. Знакомство с семейными династиями.

Беседа "Откуда пришла книга"

Д/и "Одежда для книг"

Беседа "От зернышка до булочки"

Сюжетно - ролевая игра "Пекари", "Магазин".

Изготовление хлебной продукции из теста.

С.Михалков "А что у вас?"

Д. Родари " Чем пахнут ремесла"

В.Даликевич "Как делают книгу"

М.Константиновский "как ткани ткут и нити прядут" В. Зубов "как машины строят машины".

С. Маршак "Откуда стол пришел?", "Как печатали книгу?"

Педагогические задачи Содержание Литература
1. Воспитывать у детей навыки и привычки культурного поведения в быту, Навыки взаимодействия с окружающим вещным миром: вещами следует пользоваться по назначению.

2. Формировать представление о том, что в мир рукотворный, вложен человеческий труд.

Полезные навыки и привычки в быту - тоже экономика.

1.Беседа "Приобрел вещь - умей с ней обращаться". Коллективный труд: "Лечим книжку", "Душ для игрушек", "Мастерская оторванной пуговицы"

2.Сюжетно - ролевая игра "День рождения дома" (как встречать гостей, что ставить на стол)

3. "Время деньги".

4. Экономика и экология.

1.К. Чуковский "Федорино горе".

2.В. Маяковский "Что такое хорошо, что такое плохо".

3.Л. Кларина "Экономика и экология в начальной школе"

1. Формировать правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости.

2. Воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.

3. Дать представление о том, что деньги оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.

Деньги, цена (стоимость).

1. Беседа о различных странах: язык, флаг, валюта. Д/игра "Узнай флаг и валюту страны" И.З.О. "Флаги разных стран"

2. Беседа "Откуда берутся деньги (зарплата, пенсия, стипендия).

3. Как знакомить детей с денежными единицами

знакомство с денежными знаками

обмен

наличная сумма, цена, сдача.

Д/игра "Разложи деньги по достоинству"

1. Э. Успенский "Бизнес крокодила Гены".

2. Л. Кнышева "Экономика для малышей или как Миша стал бизнесменом"

3. Б. А. Райзберг "Экономика для детей в играх, задачах и примерах"

4. Журнал "Обруч"№1 1999г., с.24 "Как знакомить детей с денежными единицами"

1. Развивать у детей интерес положительное отношение к рекламе.

2. Дать представление о рекламе и её значении.

3. Учить детей правильно воспринимать рекламу (не покупай все, что рекламируется; прежде чем купить подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на её приобретение.)

4.Воспитовать разумные потребности.

Реклама: желание и возможности

1. Беседа "Что такое реклама, и её разные виды".

Рассматривание рекламных листков. Беседы о запомнившейся рекламе. Экскурсия в магазин.

2. Назначение рекламы. Д/игра "Дерево объявлений".

3. Кто делает рекламу? Рассказ воспитателя о рекламе собачьих будок (по мотивам книги Э. Успенского "Бизнес крокодила Гены").

Занятие "Кто работает в рекламном агентстве?". Словесная игра "Угадай, о ком я говорю".

4. Придумывание детьми собственной рекламы

1. Э. Успенского "Бизнес крокодила Гены".

2. Журнал "Обруч" №3 1998г., "Играем в рекламу".

3. Журнал "Обруч" №1 1999, "Мы любим рекламу".

Задачи:

  1. Дать детям теоретическую основу экономических наук (через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями)
  2. Знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой и бизнесом.
  3. Формировать экономическое мышление

Программное содержание

Дать на доступной для детей дошкольного возраста уровне, представления о структуре работы мини - маркета, показывая взаимосвязь понятий: труд - продукт - деньги, и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

Воспитывать у детей ответственность, стремление достичь качественного результата;

Обогащать словарь детей понятиями: менеджер, мини - маркет, электрооборудование, наставник, реклама, предприятие, репортаж, диктофон, качество, дегустация, равиоли, манты.

Ход занятия

Воспитатель (редактор) обращается к детям: "Ребята, сегодня мы продолжаем готовить новости для нашего детского сада. Давайте подумаем, о чем мы будем сообщать жителям нашей Лесной полянки в вечерних новостях?" (раздается телефонный звонок).

Воспитатель: Алло! Да, это редакция службы новостей детского сада №81 "Лесная полянка". Мы вас слушаем. О! Это идея! Мы воспользуемся вашим советом. Хорошо!

- Дети, нам позвонили из редакции газеты "Диалог" и предложили подготовить репортаж для вечерних новостей об открытии мини - маркета в нашем микрорайоне.

Дети: А что такое мни - маркет?

Воспитатель: На созданной модели мини - маркета мы постараемся разобраться, что это такое. Итак, друзья, идем.

Воспитатель и дети отправляются в "мини - маркет".

Воспитатель: Здравствуйте! Мы получили задание сделать репортаж о работе вашего мини - маркета.

Менеджер: Нам уже позвонили, и мы ждем вас. Разрешите представиться - я работаю менеджером.

Ребенок: Кто такой менеджер? И объясните, пожалуйста, что такое мини - маркет

Менеджер: Менеджер - служащий компании, фирмы, который управляет людьми, трудом, производством и продажей товаров. Мини - маркет отличается от простого магазина тем, что у нас более разнообразный и качественный товар.

Воспитатель: А кто вам поставляет продукты?

Менеджер: Мы заключаем договора, у нас самые лучшие поставщики, есть у нас свои подсобные цеха, мини - пекарни. ( слышится звук машин)

Дети: А можно нам посмотреть?

Дети переодеваются и идут в цех, где их встречает зав. производством.

Менеджер: Наш цех изготавливает манты, пельмени обычные, пельмени - равили.

Воспитатель: Мы с детьми слышим звук работающих машин. Какие машины облегчают ваш труд?

Менеджер: Чтобы переработать большое количество мяса в фарш, мы пользуемся электромясорубкой. Я могу, показать вам, как она работает. Только вы мне помогите, прочитайте на стене схему: мясо + лук + соль + перец = фарш.

А вот тесто нам поможет замесить тестомешалка (дети читают схему: вода + яйцо +соль +мука = тесто)

Менеджер: Машины нам помогают, но пельмени мы лепим вручную, так как наша продукция должна быть высокого качества. Отменного вкуса.

Воспитатель: Дети, а вы хотели бы полепить пельмени? (воспитатель обращается к менеджеру). А можно попробовать это сделать?

Менеджер: Можно. Только с этой работой могут справиться лишь специалисты, которые могут определить продукты на ощупь, на вкус, на запах. А вы сможете?

Воспитатель завязывает салфеткой детям глаза. Дети определяют (на осязание - мешочки с крупами; на вкус: соль, сахар, вода; на обоняние: лук, чеснок, готовые пельмени).

Менеджер: Вы будете работать под руководством наставников. Работу нужно выполнять аккуратно, так как качество продукции влияет на цену.

Совместная работа:

1 Оценка изготовленного продукта.

2 Составление рекламы, направленной на реализацию продукта. Для активизации воображения творческого мышления предлагается дидактическая игра "Подскажи слово":

Вы пельмени есть хотите?
Будем рады видеть вас,
Цены вас не испугают,
В мини - маркет (приходите)
Даже и в полночный (час)
У нас охотно (покупают)

Менеджер: Чтобы репортаж был полным и чтобы пельмени хорошо продавались, приглашаем вас попробовать нашу продукцию.

Дидактические игры

"Веселые повара"

Дидактическая задача: из предложенного ассортимента продуктов необходимо выбрать те, из, которых можно приготовить обед, ужин или завтрак; развивать мышление, память. Фантазию, активизировать словарь кулинарными терминами.

Ход игры: играют от двух до четырех человек. Карточки раскладывают хаотичном порядке. Дети выбирают из предложенного ассортимента продуктов те, из которых можно приготовить завтрак, обед, ужин. За определенный срок времени ребенок должен составить меню. Выигрывает тот, кто быстрее и вкуснее приготовит. Повар должен уметь не только приготовить, но и продекламировать свои блюда.

"В доме зарплата"

Дидактическая задача: учить детей чувствовать стороны экономической действительности, благодаря приобщенности к повседневным делам семьи; представлять границы ее экономических возможностей; достаток примерный уровень потребностей соответственно семейным доходам; воспитывать нравственность, отношение к деньгам, вещам, труду.

Ход игры: детям предлагается представить себе семейную ситуацию: " Ты будешь исполнять роль папы (мамы) и сегодня у тебя день зарплаты. Надо пойти в магазин купить все, что нужно твоей семье. Все, что нарисовано на картинах, как бы настоящее".

Среди предметов первой необходимости на картинках нарисованы овощи, фрукты, книги, мебель, так же картинки с изображением разных марок машин, велосипед и несколько провоцирующих явно не требующих семье объектов.

"Придумай рекламу"

Дидактическая задача: дать детям теоретическую основу составления рекламы, развивать фантазию, слово творчество, учить быть доброжелательными, вежливыми.

Ход игры: Играют все желающие. Каждый ребенок выбирает наиболее понравившуюся карточку. За определенный промежуток времени он должен составить рекламу - рассказ.

Рассказ должен быть кратким, лаконичным. Реклама должна быть убедительной, чтобы у остальных играющих, появилось желание приобрести эту карточку и придумать свою рекламу на этот товар.

"Необитаемый остров"

Дидактическая задача: Из предложенных картинок ребенок должен выбрать те, которые, по его мнению, необходимы для выживания на необитаемом острове. Обосновать свой выбор.

Ход игры: Перед детьми картинки с изображением предметов: хлеб, вода, медицинская аптечка, книги, набор для игры в теннис, мяч, топор, бинокль (картинки можно заменить предметами)

Пословицы:

  1. Копеечка к копеечке рубль набегает.
  2. Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит
  3. Приобрел вещь - умей обращаться с ней.
  4. Делано наспех - и сделано на смех.
  5. Двое пашут, а семеро руками машут.
  6. Есть так сегодня, а работать так завтра.
  7. Каждую крошку в ладошку.