Развитие духовно-нравственных ценностей на основе освоения историко-культурного наследия России

Разделы: Работа с дошкольниками


Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. Ребенок накапливает социокультурный опыт в виде чувств, отношений, знаний, умений. Значимость эмоциональной жизни ребенка дошкольного возраста обусловлена тем, что "не благодаря работе интеллекта, не через подражание входим мы в связь с социальной средой. Но благодаря тому, что непосредственно чувствуем эту среду, как живую, человеческую". (Зеньковский В.В.)

Новое педагогическое направление - программа "Истоки" вызывает живой интерес и имеет хороший потенциал, способствующий возрождению многовековых традиций России, формирует у детей систему жизненно важных ценностей. Целью этой программы является не информационное насыщение и формирование у детей умений и навыков, а развитие у детей души и сердца, умения чувствовать, проявлять свои чувства.

Воспитательная программа разработана для четырех возрастных групп: младшая, средняя, старшая и подготовительная. В течение каждого года предусмотрено проведение девяти занятий. Я начала работать по этой программе с октября 2006 года, пройдя обучение на курсах повышения квалификации в г. Вологде по программе "Истоки" (авторы И.А. Кузьмин, А.В.Камкин).

Возраст 5-6 лет - время, когда ребенок в полной мере открывает для себя существование внутреннего мира в других людях. В этом же возрасте происходит расширение социальных связей. В процессе общения со взрослыми и сверстниками уточняется самооценка, формируются социальные чувства - альтруизм, стыд и чувство совести. В старшей группе дети познакомились с категорией: "ВЕРА". Темы занятий: Верность родной земле. Богатыри и воины - защитники земли Русской. Вера рождает доверие. Доверие к ответу взрослых. Уважение, послушание, душевный покой.

Категория "НАДЕЖДА". Темы: Светлая надежда. Рождество Христово. Рождественская елочка. Почему надежда дружит с верой? Доброе согласие. Крепкая дружба. Умей сказать и умей выслушать.

Категория "ЛЮБОВЬ". Темы: Добрые друзья. Кого можно назвать добрым другом? Сочувствие, взаимопомощь. Добрые дела. Маленькие помощники.. Радовать других - радоваться самому.

Категория "МУДРОСТЬ". Темы: Мудрое слово. Как сказка и пословица учат мудрости. Победа добра. Вера, надежда, любовь - правила мудрости. Мудрые люди. Мудрость рядом с нами. Бабушка и дедушка. Мудрый наказ.

Знакомясь с категорий "Вера", дети узнали, что русские воины, былинные богатыри свято верили в свое правое дело и, защищая родную землю, защищали и свою веру. Мы с ребятами рассмотрели картину "Три богатыря" Васнецова, читали былины о русских богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, говорили о богатырских доспехах, раскрашивали альбом "Раскрась богатыря", конструировали богатырскую заставу, разучили танец с мечами "Богатыри земли Русской".

Надежда, как устремление к доброму исходу дела, в сознании русских людей также всегда была неразрывно связана с верой.

Надежда на завтрашнюю радость, вера в чудо ребенку необходимы еще более чем взрослому. Светлый праздник Рождество Христово как нельзя лучше позволяет детям поверить в реальность чуда, пережить чувство общности с родителями и сверстниками.

Главным условием доброй надежды является согласие. Дети учились достигать согласия со взрослыми и ровесниками в деле (выполнение заданий в паре, игра "Построим дом"), в слове следуя добрым советам старших (занятия "Мудрое слово", "Мудрые люди"), в чувствах и устремлениях (занятия "Добрые друзья", "Добрые дела").

Мудрый опыт поколений сохранен наиболее полно в народных сказках, пословицах, поговорках. В сказочных сюжетах в доступной для детей форме утверждается идея неизменной победы добра над злом, представлены образцы проявления ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБВИ как главных правил МУДРОСТИ.

В возрасте 6-7 лет целями воспитательной программы являются:

  • первоначальное знакомство с истоками русских традиций как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей Российской цивилизации.
  • дальнейшее развитие умений и навыков делового, познавательного и личностного общения со сверстниками в ходе активных занятий (умение понять сверстника, встать на его точку зрения, поделиться своими знаниями, участвовать в общем деле).
  • создание условий для успешной адаптации ребенка в школе.

В подготовительной группе мы с родителями приобрели для каждого ребенка серию книг, разработанных в соответствии с программой учебного курса: "Сказочное слово", "Напутственное слово", "Мастера и рукодельницы" (Приложение № 1) и "Семейные традиции". Главная задача этих книг - приобщить взрослого и ребенка к истокам русских традиций: "Традиции слова", "Традиции образа", "Традиции дела" и "Традиции праздника". Книги предназначены для семейного чтения и присоединения читателя в широком смысле этого слова к высшим ценностям отечественной культуры. Эта литература позволяет воспитателю, родителю и ребенку вернуться к педагогической традиции России, базовым основанием которой всегда была любовь к людям. Книги для развития построены таким образом, что они одинаково интересны и полезны детям, их родителям и воспитателям.

Каждая глава в книге начинается с проникновенного слова к родителям, так как именно семья должна определять цели, смысл и содержание воспитательного и образовательного процесса, возвращая себе исконную функцию хранения и передачи социокультурной традиции.

Центральное место в каждой главе занимает сказка и ее анализ. Сказка помещена в полном объеме, первоначальном малознакомом православном контексте. Сказка ценна уже тем, что она является копилкой мудрости, самым большим чудом в народном творчестве, в каждой из них заключен простейший нравственный урок. Кроме того, мудрое человечество в сказках зашифровало важнейшие общечеловеческие знания (отношения между людьми, духовное развитие, жизненные ценности, жизненные ситуации, жизненные уроки, народные традиции). Русские народные сказки: "Царевна-лягушка", "Василиса Прекрасная", "Перышко Финиста Ясна-Сокола", "Морозко", "Иван - крестьянский сын и Чудо - Юдо".

Размышляя над заданиями, помещенными после текстов сказок, дети постигают вечные истины, духовные ценности своего народа, поднимаются на новую нравственную ступень развития.

Как в сказке "Царевна - лягушка" проявилось уважение сыновей к родительскому слову?

Как материнское благословение помогло Василисе в жизни? Чем путь - дорога, которую прошла Марьюшка к Финисту Ясну - Соколу напоминает жизненный путь каждого человека?

Кроме сказок в книгах мы находим и лучшие литературные образцы произведений русских поэтов и писателей, воздействующие на морально -этические и духовно - нравственные установки ребенка - дошкольника. Например, рассказы К.Д. Ушинского: "Ветер и солнце", "Как рубашка в поле выросла", притча "Старик и яблоня". Сказки А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне лебеди", сказы П.П. Бажова "Каменный цветок", "Живинка в деле".

Вся предлагаемая для чтения и обсуждения литература проникнута гуманистическими идеями, несущими вечные ценности: любовь и добро, веру и справедливость, труд и счастье, заботу о ближнем и надежду на лучшее. Она развивает ум и душу ребенка.

Для более глубокого осмысления традиционных ценностей родного народа, в книге помещены активные занятия, рекомендуемые для проведения в кругу семьи или в детском саду. Значимость этой работы заключается в том, что при таком общении создается доверительная обстановка, осуществляется тесное взаимодействие детей и взрослых, те и другие учатся договариваться, терпеливо выслушивать друг друга, осуществлять выбор, приходить к согласию, радоваться положительным результатам работы. Так, после проведения занятия "Напутственное слово", дети, утром приходя в детский сад с родителями, желали папе и маме хорошей дороги по пути на работу, успехов в делах. Толя Е. "А ты, мама, мне скажешь напутственное слово, у нас сегодня соревнование в бассейне". Виолетта Р. на вопрос: "Зачем нужны добрые слова-пожелания?", отвечает: "Чтобы не было комочков в груди. Когда говорят злые, обидные слова, у меня в груди появляется комочек, который мешает дышать. А когда слышишь добрые и ласковые слова, становится приятно и легко".

Дети рассказывали, как они дома выполняли задание, что кому было трудно, легко ли было прийти к согласию. Таким образом, постепенно происходит присоединение родителей к детскому саду, создание единого контекста воспитания и общения в детском саду и семье, освоение коммуникативных и управленческих навыков, формирование ресурса успеха.

После проведения занятия "Жизненный путь", предложила детям спросить у родителей, а родителей рассказать детям о своем жизненном пути, выборе профессии.

На страницах книг предусмотрено выполнение творческих заданий детьми, здесь есть возможность и самому ребенку стать их соавтором, художественно оформляя одну из страниц ("Моя любимая сказка", "Кем я хочу стать"). Все чувства, эмоции, размышления ребенок может выплеснуть и выразить в рисунке на чистой странице книги.

Алина С: "Я хочу стать ветеринаром, как моя мама. Я очень люблю животных, особенно лошадей и хочу их лечить, если они заболеют".

Дима М.: "А я хочу стать инспектором ДПС, чтобы водители и пешеходы соблюдали правила дорожного движения, и не было аварий на дорогах".

Даша Я.: "Я когда вырасту, буду работать учительницей. Буду учить детей уму-разуму".

Мы с ребятами договорились, что эти книги - особенные, они учат нас доброте, любви, послушанию, трудолюбию, уважению к старшим, согласию и еще многому. Мы будем беречь эти книги, перечитывать, а когда станем взрослыми, будем читать их своим детям и внукам.

В возрасте 6-7 лет в детской душе зарождается интерес к будущей взрослой жизни, выбору профессии. В ходе занятий по темам: "Напутственное слово", "Жизненный путь", "Мастера и рукодельницы", "Старание и терпение" дети в активной форме знакомились с социокультурными традициями выбора жизненного пути. Предлагали детям подумать, согласны ли они с изречением, что человек должен за свою жизнь построить дом, посадить дерево и вырастить детей? На каком этапе жизненного пути вы сейчас находитесь? Ваши братья и сестры? Родители? (Младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость).

Достаточно высокий уровень развития монологической речи делает ресурсный круг, работу в паре и микрогруппе значимыми с точки зрения развития познавательных мотивов общения дошкольников. Очередность высказываний в круге, сопереживание, интерес к вкладу во взаимодействие в ходе работы в паре и микрогруппе способствуют увеличению числа личностных контактов у детей к развитию мотивации к общению. На занятии "Радость послушания" Владик К. рассказывает: "У меня есть младшая сестренка Вика. И я помогаю маме ухаживать за ней. Когда заплачет, я даю ей пустышку или веселю погремушкой, пока мама занята. А еще мама просит меня покачать Вику, чтобы она быстрее заснула".

С детства мы помним о прекрасных традициях гостеприимства и радушия, глубочайшего почитания родителей, традициях родительского слова, послушания и заботы о старших, традициях благодарения и милосердия, помощи сиротам. Эти и другие семейные традиции бережно передаются из поколения в поколение. К замечательным традициям наших предков относятся и традиции праздника. Любой семейный праздник: именины и дни рождения, новоселье, свадьба и другие не обходился без угощения от всей души, словами приветствия и поздравления, сказанными от чистого сердца и, конечно, задушевной песни. В праздники преображается дом: становится шумным, веселым и особенно нарядным. Душа согревается, наполняется радостью и любовью, уходят тревоги и переживания.

Многообразны старинные семейные традиции. Каждая несет свое заповедное и заветное слово, каждая сближает людей, укрепляет связь поколений.

Приложение.