Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека являются общими проблемами населения Земли. Все эти проблемы и катастрофы непосредственно связаны с образованностью населения - ее недостаточность или полное отсутствие и породили потребительское отношение к природе. Бережное и щадящее отношение к природе должно стать нормой поведения людей любого возраста. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу - значить творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом, наша планета Земля, стал еще краше и богаче.
Поэтому в настоящее время в дошкольных учреждениях стало уделяться большое внимание экологическому образованию детей. Экологическое образование - это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельности дошкольных учреждений. Ряд авторов утверждают, что система экологического образования является основным средством формирования экологической культуры подрастающего поколения. Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения.
Перед воспитателями дошкольных учреждений на сегодняшний день ставится очень важная задача - формирование у детей ключевых компетентностей: технологической, информационной, социально-коммуникативной. От уровня их сформированности зависит во многом успешное обучение ребенка в школе, становление личности, способной ориентироваться в современных социально-экономических условиях.
В основу компетентностно-ориентированной технологии экологического образования детей дошкольного возраста положена мысль о том, что ребенок познает окружающий мир через специфические для каждого конкретного возраста виды деятельности (игровую, трудовую, поисковую, деятельность экспериментирования), включающие в себя экологический компонент.
Сюжетно-ролевые игры, такие как: "Фермерское хозяйство", "Защитники природы", "Дизайнеры ландшафта", "Путешествие в мир океана" предполагают наличие природоведческого, природоохранного или экологического содержания, которые помогают детям познакомиться с различными природными явлениями и процессами. Так же большую роль в познавательном развитии детей играют дидактические и настольно - печатные игры: "Зоологическое лото", "Дары природы", "С какого дерева листок", "Узнай растение по семенам", "Животные нашего края" и другие. В процессе трудовой деятельности дети получают знания о растениях, об их строении и размножении, получают трудовые навыки. Воспитатели стараются, чтобы дети не механически выполняли свою работу, а подходили к ней сознательно. Важно, чтобы они понимали: все, что они делают в природе, приносит пользу не только растениям и животным, но и им самим.
Большое внимание в экологическом образовании отводится проектной деятельности. Анализ состояния практики экологического образования показал перспективность использования метода проектов, как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализации и направленной на формирование у них социально значимого опыта.
Чтобы добиться положительного результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, быть способными прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, уметь устанавливать причинно-следственные связи.
Посильное участие в реализации проектов принадлежит родителям. С их помощью оформляются газеты, альбомы, пополняются совместные копилки советов, опытов, они участвуют в проведении совместных праздников, походов. Благодаря этому в развивающемся воспитательно-образовательном пространстве учреждения создаются новые дидактические игры, придумываются сказки, появляются новые, интересные коллекции, накапливается творческий опыт.
Компетентностно-ориентированная технология экологического образования детей дошкольного возраста отражает проблемный подход в обучении и воспитании. Технология проблемного обучения не предполагает получения знаний в готовом виде, она предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение новыми знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительных способностей. Особенности технологии таковы, что не надо перестраивать работу учреждения, ломать привычный уклад и выстраивать новый. Технология постепенно входит в привычный для нас ритм жизни.
Компетентностно-ориентированный подход к образованию дает возможность воспитателям дошкольных учреждений использовать разные формы обучения, включающие интегрированные занятия, циклы наблюдений, целевые прогулки в природу, эколого - оздоровительные походы, экологические праздники и досуги, экологические акции, игровые обучающие ситуации, опыты, проблемные ситуации и др.
Таким образом, использование компетентностно-ориентированной технологии в воспитании детей позволяет воспитателям сформировать у детей самостоятельность в изучении и усвоении предлагаемого материала, повысить познавательный интерес, способствует развитию логического мышления, дает возможность в доступной и интересной форме познать азы экологической культуры.
Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе на тему: "Наши маленькие друзья".
Программное содержание:
- Обобщить знания детей о перелетных птицах. Закрепить умение строить причинно-следственные связи.
- Выявлять умения планировать этапы своей деятельности. Учить понимать и принимать задания взрослого и выполнять алгоритм действий.
- Воспитывать сочувствие, доброжелательное отношение к птицам.
Материал:
Книга с иллюстрациями, листы с контурами фигур птиц, кружочки разных цветов, пиктограммы, бумажная масса (папье - маше) для лепки, дощечки.
Ход занятия
Воспитатель приносит в группу большую старинную книгу.
Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Что это? Посмотрите, какая эта книга большая и тяжелая. (Дети рассматривают книгу, трогают её руками). Потом садятся на стульчики.
Воспитатель:
- Эта книга хранит в себе много нового и интересного. Хотите ее посмотреть?
Воспитатель открывает первую страницу. На ней большая сова.
- Это умная сова, она будет помогать нам в просмотре книги.
Воспитатель открывает следующую страницу - там различные птицы.
- Скажите, на какие два вида по способу обитания делятся все птицы? Зимующие и перелетные.
- Почему их так называют? Ответы детей.
- Почему же птицы улетают в теплые края? Чтобы понять это вспомним, что служит им кормом? Ответы детей. Совершенно верно, эти птицы питаются насекомыми и их личинками. А зимой часть насекомых погибает, а другие прячутся глубоко в трещины. Поэтому зимой этим птицам прокормиться не возможно.
Сейчас умная сова покажет вам перелетных птиц, а вы их назовите. Дети называют птиц: соловей, грач, скворец, ласточка, жаворонок и др.
Если вы внимательно посмотрите, то заметите, что птицы имеют разную окраску. Одни яркие, а другие серенькие, совсем незаметные. Как вы думаете, с чем это связано? Ответы детей. Правильно окрас птиц зависит от места их обитания. Ведь птицы живут и в лесах, и в полях, и на воде.
А сейчас умная сова предлагает вам самим подобрать окрас птиц. Разделитесь на пары и подойдите к столам. С помощью цветных кружочков составьте окрас птицы и выложите его на контуре фигуры. Но сначала вы должны договориться, какую птицу вы выберите. В этом вам поможет умная сова, она покажет вам несколько известных птиц. Дети работают в парах, воспитатель проверяет правильность работы. После окончания работы дети рассматривают и называют всех получившихся птиц.
Физкультминутка:
Филин.
Филин ночью оживает, на охоту вылетает. Его зоркие глазища все себе добычу ищут Берегитесь, лягушата и мышата и зайчата! Прячьте хвостики и уши, чтоб не съел он вас на ужин. Но лишь солнышко взойдет, филин сразу же уснет. Вот теперь пора зверюшкам порезвиться на опушке. Веселитесь, лягушата, и мышата, и зайчата! Будем петь и танцевать, пока филин будет спать. |
Дети изображают, как летает филин. Дети смотрят и поворачиваются в стороны. Дети изображают, как боятся зверьки. Дети показывают, как прячут зверьки хвостики и уши. Дети присаживаются и закрывают глаза. Дети встают, улыбаются. Дети веселятся и танцуют. |
Представьте, что вы с родителями в выходной день пошли в лес. И вот вы увидели на ветке дерева птицу, но что это за птица вы не знаете. И вам очень захотелось больше узнать про нее. Подумайте и скажите, где вы можете получить информацию про эту птицу?
Ответы детей:
- Спросить у родителей.
- Прочитать в книге, энциклопедии.
- Посмотреть диафильм, видеофильм.
- Посмотреть альбом "Птицы наших лесов".
Воспитатель переворачивает страницу в волшебной книге.
- Расскажите, какую пользу приносят птицы людям? Ответы детей.
- Молодцы, ребята, вы очень интересно рассказали о пользе птиц. Если птицы полезны людям, то люди должны заботиться и беречь их. Кто хочет рассказать об этом? Но рассказывать вы будете по пиктограммам? Воспитатель показывает пиктограмму, дети формулируют правило.
- Нельзя ловить птиц и сажать их в клетки.
- Нельзя шуметь и пугать птиц в лесу.
- Нельзя разрушать гнезда.
- Нужно строить скворечники.
- Нужно подкармливать птиц зимой.
Сове понравились все ваши ответы. Вы очень хорошо рассказали, как должны люди заботиться и беречь птиц.
Далее воспитатель предлагает детям пальчиковую гимнастику: "Птички".
Птички полетели Крыльями махали На деревья сели Вместе отдыхали. |
Большой палец согнуть в
горизонтальном положении ,сверху присоединить
сомкнутые остальные пальцы. Махи ладошками с широко раскрытыми пальцами. Руки вверх, пальцы широко расставили. Большой палец отогнуть в горизонтальное положение сверху присоединить сомкнутые остальные пальцы. |
Воспитатель:
- А вот Сережа, хочет рассказать вам о невидимой пирамиде. Рассказ ребенка (домашнее задание):
Сова крупнее и тяжелее мыши, а мышь крупнее и тяжелее желудя. Если бы у нас были бы весы, и мы бы взвесили всех сов в лесу, мышей и желудей, то получилось бы, что желуди тяжелее мышей, а мыши тяжелее сов. Потому что желудей в лесу очень, очень много, а мышей много, а сов мало. Ведь одной сове, чтобы прокормиться нужно множество мышей. А одной мышке много желудей. Вот и получается невидимая пирамида.
- Спасибо, Сережа, твой рассказ очень интересный и познавательный. А мы поблагодарим умную сову за помощь. Книга закрывается.
- Давайте с вами вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии, что узнали нового, интересного. Дети встают в круг, считалочкой выбирается ребенок - стрелочка, он встает в центр круга. На слова "Я верчусь, верчусь, верчусь, на тебе остановлюсь", ребенок двигается по кругу, останавливается стрелочкой, показывая на ребенка. Ребенок задает детям вопрос, после ответа стрелочка двигается дальше. Примерные вопросы: О каких птицах мы сегодня говорили? Что особенно понравилось на занятии? Что узнали нового? Что еще хотели бы узнать о перелетных птицах?
- А сейчас я предлагаю вам вылепить из бумажной массы (папье-маше) различных птиц для оформления выставки. Во время работы детей прослушивается запись "Голоса птиц в лесу".
Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе на тему: "Волшебный мир цветов".
Программное содержание:
- Уточнить и закрепить знания детей о цветах.
- Учить детей определять, какие природные условия необходимы для роста цветов.
- Обобщить знания детей об основных частях растений.
- Учить детей находить ответы на проблемные вопросы.
- Развивать логическое мышление, любознательность.
- Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Материал:
Книга с иллюстрациями, карточки, фломастеры, два рисунка, засушенные веточки лекарственных трав, музыкальный диск.
Ход занятия
Воспитатель:
- Ребята, сегодня я снова принесла вам нашу волшебную книгу. Давайте посмотрим, о чем она хочет нам рассказать. Дети рассаживаются около воспитателя на стульчики. Воспитатель открывает первую страницу, на ней умная сова держит скрипичный ключ.
- Ребята, умная сова предлагает вам послушать музыку. Включается запись П. И. Чайковского "Вальс цветов".
- Мир цветов удивителен. У каждого цветка свой характер, своя тайна, своя красота. Расскажите, какие виды цветов существуют в природе? Воспитатель открывает страницу, где нарисована схема видов. Дети отвечают: Лесные цветы, полевые, луговые, садовые.
А сейчас давайте рассмотрим каждый вид отдельно. Умная сова вам покажет лесные цветы, назовите их. Ответы: детей: подснежник, сон-трава, купальница, хохлатка, венерин башмачок, ландыш и др.
Молодцы, вы все правильно назвали. Кто из вас знает стихи про цветы? Пожалуйста, Даша, прочти нам стихотворение "Ландыш".
Возле лап пушистой ели
Тонко ландыши звенели,
Замирал душистый звон
В вышине колючих крон.
Плыл по мягким сочным травам,
Плыл по рощам и дубравам.
Белый ландыш?
Знаем, знаем!
Он леса наполнил маем!
- Спасибо, Даша, за интересное стихотворение. А сейчас я предлагаю вам физкультминутку.
"Бабочка".
Спал цветок и вдруг проснулся Больше спать не захотел, Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. С неба солнышко уйдет - Бабочка опять уснет. |
Дети изображают, как просыпается
бабочка. Дети покачиваются и выпрямляются. Дети изображают, как засыпает бабочка. |
- Теперь рассмотрим, какие растут цветы на полях. Назовите их. Дети отвечают: Одуванчик, незабудка, лютик, вьюнок, печеночница и др. Умная сова благодарит вас за правильные ответы.
- Однажды девочка Таня захотела вырастить красивый цветок. А что нужно цветку, чтобы он вырос и зацвел, девочка не знает. Давайте поможем Тане. У каждого из вас есть карточка, в ней обозначьте символами природные условия, необходимые для роста и развития растений. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания, а затем выслушивает ответы нескольких детей.
Вывод: Цветок будет расти в тех условиях, где есть воздух, вода, земля, свет и тепло.
- А сейчас рассмотрим луговые цветы. Умная сова приготовила вам картинки луговых цветов. Назовите их. Дети отвечают: ромашка, колокольчик, лен, клевер, мак и др.
Ребята, художник нарисовал вам цветы, но он очень торопился и не дорисовал некоторые части цветка. Разделитесь на две группы, подойдите к мольбертам. Сначала внимательно рассмотрите рисунок, определите, что не дорисовал художник, посоветуйтесь, только потом дорисуйте. Дети работают с рисунками. Затем, каждая группа проверяет правильность выполнения задания друг у друга.
Воспитатель предлагает гимнастику для глаз.
Посмотрите вправо, влево. Посмотрите вверх и вниз. Дружно глаза мы закрываем, А потом их открываем. |
Не поворачивая головы, дети смотрят
вправо-влево. Не поворачивая головы, дети смотрят вверх-вниз. Дети закрывают глаза. Дети открывают глаза и улыбаются. |
- Давайте вернемся к нашей схеме и рассмотрим садовые цветы. Дети называют садовые цветы: Роза, пион, тюльпан, гвоздика и др. Умницы, вы так много назвали разных садовых цветов.
Умная сова предлагает вам поиграть в игру "Найди хорошее и плохое". Расскажите, что есть хорошего и в садовых цветах и в дикорастущих, а так же что в них есть плохого. (Ответы детей: садовые цветы крупные, красивые , но они быстро вянут, а так же они требуют большого ухода. Дикорастущие цветы мелкие, не яркие, но зато они живучие, и не требуют ни какого ухода).
Замечательное богатство природы - лекарственные растения. Кто может рассказать нам, что это за растения и почему их так называют. Ответы детей. Видели ли вы, как используют эти растения ваши родные: мамы, бабушки? Расскажите об этом. Ответы детей.
А сейчас Умная сова хочет проверить ваши знания. Она принесла вам засушенные веточки некоторых растений. Кто может назвать их? Правильно это ромашка, это мята, а это зверобой. У этого растения грозное название, а на самом деле оно миролюбивое и помогает от многих болезней.
А сейчас давайте поиграем в игру "Задай вопрос". Дети делятся на две команды. Выбирают считалкой команду, которая первой начнет задавать вопрос. (Побеждает та команда, которая задаст вопрос последней.) Каждая команда задает другой команде вопросы по содержанию сегодняшнего занятия. Примерные вопросы: С какими видами растений мы познакомились? Назовите части цветка? Что больше всего вам понравилось на занятии? Где можно найти информацию о незнакомом цветке? Что бы вы хотели еще узнать о растениях? и т.д.
- Наше занятие заканчивается, давайте поблагодарим умную сову за помощь. А вот и сюрприз! Пока мы с вами занимались, нам приготовили травяной чай. Я предлагаю всем попить чайку и отдохнуть.