Контрольно-диагностическая работа заместителя заведующего по АХР

Разделы: Работа с дошкольниками


Контроль - специфический вид управленческой деятельности, результатом которого является сбор, систематизация и хранение информации о ходе и развитии педагогического процесса. Контроль способствует глубине анализа воспитательно-образовательной деятельности педагогов, оценке деятельности с целью принятия конструктивных оперативных решений по дальнейшей оптимизации управления и самоуправления в дошкольном образовательном учреждении.

Для того, чтобы система контроля в ДОУ соответствовала данному определению, необходимо проделать большую аналитическую работу, в результате которой определятся проблемные зоны, появится возможность выстраивать, прогнозировать и формировать будущее.

При этом управленческую деятельность необходимо организовывать таким образом, чтобы через рефлексию, углубленное изучение проблем, проведение совещаний, планерок, методических и педагогических советов можно было точно представить состояние управляемой системы и складывающиеся тенденции.

Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля с последующим его анализом, является основой для принятия управленческих решений.

Важность функции контроля в единой системе воспитательно-образовательной работы определяется рядом положений:

контроль позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета или распоряжениями руководителя. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недочетов:

  • устраняясь от контроля или осуществляя его не систематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им;
  • отсутствие системы контроля вызывает стихийность в осуществлении воспитательно-образовательного процесса;
  • контроль является важнейшим фактором воспитания кадров, усиления личной ответственности специалистов за исполнение своих обязанностей.

При организации контроля необходимо соблюдать определенную последовательность или алгоритм осуществления контроля:

  1. Определение цели и объекта контроля.
  2. Разработка программы (плана) контроля или схемы предстоящего наблюдения.
  3. Сбор информации.
  4. Ее анализ.
  5. Выработка рекомендаций и определение путей их реализации.
  6. Проверка исполнения рекомендаций.

Контроль в ДОУ осуществляется на основе годового и месячного планов работы. Наиболее эффективным, на наш взгляд, является комплексное планирование, в котором по блокам отражены все направления деятельности ДОУ, такие, как:

  • охрана жизни и здоровья детей;
  • уровень развития детей и организации педагогического процесса;
  • профессиональная компетентность педагогов;
  • организация питания воспитанников;
  • санитарное состояние ДОУ;
  • соблюдение сотрудниками санитарно-эпидемиологического режима;
  • создание условий для производственной деятельности сотрудников;
  • документоведение.

В плане указывается тематика, вид, объект контроля, его периодичность (или сроки), а также ответственные за контроль и форма отражения. На основе годового комплексного плана разрабатывается план контроля на месяц, где обязательно указаны его цели.

Зам. зав. по АХР должен уделять пристальное внимание соблюдению правил пожарной безопасности, так как речь идет о жизни воспитанников и сотрудников. Его основная задача заключается в систематическом контроле выполнения соответствующих инструкций, направленных на создание специальных условий для обеспечения пожарной безопасности в ДОУ. Такая работа не может носить эпизодический характер, об этом всегда должен помнить каждый сотрудник детского учреждения. Поэтому зачастую, нами используется оперативный контроль, который позволяет собрать максимум информации за минимальное время и не особенно травмируя сотрудников.

Однако любой контроль не является самоцелью. Он отражает состояние дел в детском саду. Составной его частью является анализ, позволяющий выявить причины успехов или неудач и определить перспективы дальнейшей работы.

Итак, оперативный контроль и анализ предполагают сбор информации "количественного характера, который не требует длительных наблюдений, но показывает. Проводится или не проводится тот или иной вид деятельности, есть или нет опасности для жизни и здоровья детей, в каком состоянии находится помещения ДОУ и т.д.

Таким образом, оперативный контроль даёт информацию для последующего, уже более длительного контроля и анализа в процессе целевых посещений или тематической проверки, то есть он осуществляет функцию регулирования.

Необходимо разработать систему организации оперативного контроля, имея в виду, что он осуществляется ежедневно, еженедельно, ежемесячно (анализ выполнения натуральных норм, проведение режимных моментов, охрана жизни детей и сотрудников выполнение решений педсовета и т.д.), ежеквартально (выполнение сметы, проведение работы с семьёй, участие в методической работе и т.д.) Оперативный контроль должен осуществляется не только руководителем ДОУ, но и заместителем по УВР, старшим воспитателем, медсестрой, заместителем заведующего по АХР, председателем профсоюзного комитета. Следует так же обеспечить гласность результатов оперативного контроля, представив его в таблице, в соответствующих графах которой можно показать цветом состояние работы по данному вопросу. Этот материал и является отчётом о проведении данного вида контроля.

Приложение 1.

Приложение 2.