Цели: расширить "поэтический" кругозор учащихся; приобщить к книге не только как к источнику знаний, но и как к стимулу желания научного и творческого поиска; развивать память, мышление, творческие способности учащихся; развивать умение слаженно работать в группах.
Оборудование. Компьютер, проекционный экран, сборники стихов; учебник "Родная речь" для IV класса (сост. Л.Ф. Климанова и др.)
Ход урока
I. Организационный момент.
Поприветствуем гостей и разделимся на группы, чтобы удобнее было работать на уроке.
II. Постановка темы и задач урока.
(Группы слов набраны на компьютере и отображены на проекционном экране).
У. Прочитайте слова.
Олицетворение, метафора, стихотворение, контраст, ритм, перифраз, звукозапись, эпитет, гипербола, рифма, стопа, ямб, хорей.
А.А. Ахматова, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, В.Я. Брюсов,
И.А. Бунин, С.А. Есенин,
О.Э. Мандельштам, Б.Л. Пастернак, М.И. Цветаева,
С.Черный.
О дни, где утро было рай,
И полдень рай, и все закаты:
У. По какому признаку объединены слова первой группы?
Д. Эти слова имеют отношение к поэзии.
У. Прочитайте только те из них, с которыми вы знакомы.
У. По какому признаку объединены слова второй группы?
Д. Это поэты Серебряного века.
У. Прочитайте тех авторов, с творчеством которых вы познакомились на уроках литературного чтения.
У. Почему некоторые фамилии подчеркнуты?
Д. Стихотворения В.Я. Брюсова, С.А. Есенина, М.И. Цветаевой вошли в "Поэтическую тетрадь № 2".
У. Прочитайте следующие строки из стихотворения и определите автора.
Д. Эти строки из стихотворения М.И. Цветаевой. Они станут эпиграфом к нашему уроку.
У. На основе прочитанного определите тему урока.
Д. Развивающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь № 2".
У. Какие задачи мы поставим перед собой на данном уроке?
Д. На уроке мы познакомимся с интересными фактами из жизни поэтов, познакомимся с новыми произведениями, значит, расширим свой "поэтический" кругозор.
Будем читать стихотворения наизусть, говорить об их поэтических особенностях, отвечать на вопросы, обмениваться мнениями, сочинять стихи, значит, будем развивать память, мышление, творческие способности.
А еще мы будем учиться работать в группах (тема и задачи урока проецируются на экране).
III. Подготовка к восприятию материала.
У. Какое название мы дали "Поэтической тетради № 2"?
Д. "Мне вспомнились детства далекие годы:"
У. Какие произведения вошли в нее?
Стихотворения В.Я. Брюсова "Опять сон", "Детская", С.А. Есенина "Бабушкины сказки", М.И. Цветаевой "Бежит тропинка с бугорка", "Наши царства".
Д. Что объединяет эти произведения?
У. Авторы делятся с нами своими яркими воспоминаниями из своего далекого детства.
Д. Зачем люди делятся своими впечатлениями? Интересно ли их читать другим людям? Почему?
(Выслушиваются ответы детей)
У. Может ли взрослый человек снова попасть в мир детства?
Д. - Думаю, что нельзя, как бы нам этого ни хотелось.
- А я думаю, что можно, через воспоминания, рассматривая фотографии.
У. Послушайте стихотворение.
(Учитель наизусть читает стихотворение).
В той удивительной Стране Где я увидел свет, Как многим исполнялось мне И пять, и десять лет. В стране Фантазий и Проказ И озорных Затей Когда-то каждый был из нас Одним из тех детей. Все те, кто рос тогда со мной И набирал года, Однажды с этою Страной Простились навсегда. Держава Детство далеко Осталась позади |
"Хочу назад!" - сказать легко. Попробуй! Попади! А я могу! Но свой секрет Я не открою вам, Как я уже десятки лет Живу и тут, и там. Мне стоит лишь собрать багаж! А долго ли собрать Бумагу, руку, карандаш И общую тетрадь? И вот уже я в той Стране, Где я увидел свет. И, как ни странно, снова мне И пять, и десять лет. |
У. Узнали ли вы это стихотворение?
Д. Это стихотворение "Мой секрет" С.В. Михалкова, с которым мы познакомились во втором классе.
У. Как видите, поэту и писателю довольно легко перенестись в Страну Детства. Багаж совсем невелик. Сможем ли мы с вами перенестись в Страну Чужого Детства так же легко? Какой багаж нужен нам?
Д. Книги и немного фантазии.
IV. Защита проектов.
(Учащиеся сидят вокруг трех столов. На столах портреты, символы творчества и сборники стихов того поэта, которого они будут представлять)
У. Вы разделились на три группы, каждая из которых представит выбранного поэта. Защита проектов будет проходить в три этапа.
На первом этапе представители от каждой команды расскажут о детских годах поэта. На втором этапе представят символ творчества поэта на основе прочитанных произведений. На третьем этапе познакомят одноклассников с одним из понравившихся стихотворений поэта.
1 этап. Детские годы поэта.
1 группа (В.Я. Брюсов).
Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря 1873 года в Москве в купеческой семье, где увлекались философией, литературой, науками. Дед со стороны матери был поэтом-самоучкой, писал сказки, басни. Писал стихи и отец Брюсова. Читать Валера научился в четыре года по газетам.
Свободная атмосфера родительского дома способствовала тому, что Валерий рос живым и любознательным мальчиком. Вместо игрушек родители покупали ему модели паровых машин и приборы для физических и электрических опытов. Не удивительно, что десятилетний Брюсов мечтает стать изобретателем или путешественником. Но, учась в гимназии, увлекается литературой. Окончив в 1899 году Московский университет, посвящает себя литературной деятельности.
У. Каким вы увидели маленького Валеру Брюсова?
Д. Подвижным, любознательным мечтателем.
2 группа (С.А. Есенин).
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Ему шел третий год, когда отец уехал в Москву. Сережа рос под присмотром деда и бабки по материнской линии. Но гораздо больше времени он проводил со своими дядьями, "ребятами озорными и отчаянными". Один из них старым дедовским способом учил мальчика плавать: бросал в воду с лодки. Для другого он был "охотничьей собакой" и доставал подстреленных уток. Сережа стал отчаянным сорванцом: отважно лазил по деревьям, дрался и вечно был в царапинах. Бабушка его ругала, но при этом любила внука "изо всей мочи, и нежности ее не было границ". От нее и услышал будущий поэт задушевные песни, народные сказки, духовные стихи. С пяти лет Сережу учили читать, и за короткое время он "освоил" любимых писателей: Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Тургенева, Некрасова, Толстого. В девять лет уже сочинял сам, а начальную сельскую школу окончил с похвальным листом.
У. Каким предстал перед вами маленький Сергей Есенин?
Д. Отчаянным сорванцом, ловким, умеющим постоять за себя, умным.
3 группа (М.И. Цветаева).
Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. Ее отец - основатель московского Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, мать - пианистка. В мамином дневнике много лет спустя можно было прочесть: "Четырехлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы, - может быть будет поэт?". Стихи Марина начала сочинять с пяти лет. Но больше всего на свете она любила читать. Много времени она проводила за книгой в старом доме в Трехпрудном переулке и у Патриарших прудов, а также в старинном городке Тарусе на Оке, где обычно проводила летние месяцы. В 1910 году на собственные деньги издала первую книгу "Вечерний альбом", в которой прощается со своим детством. Здесь и детское понимание мира, и детская мудрость, ощущение волшебства жизни, переливы фантазии и реальности. Феи, эльфы, царевны живут в ее стихах рядом с мамой и сестрой.
Счастливая пора детства, связанная с рождественскими елками, рассказами матери, волшебством книжных открытий была прервана смертью матери.
Все бледней лазурный остров - детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно, грусть оставила в наследство
Ты, о мама, девочкам своим!
У. Какой вы увидели маленькую Марину Цветаеву?
Д. Любознательной, начитанной, целеустремленной, стремящейся к одиночеству.
2 этап. Символ творчества поэта.
1 группа
Наша группа считает, что символом творчества В.Я. Брюсова может стать звезда. Поэт был многогранным человеком: он писал о природе, о любви, о человеке, и творчество его было многогранным: он был и поэтом, и прозаиком, и критиком, и переводчиком, и литературоведом, и историком.
Три с небольшим десятилетия продолжалась его творческая жизнь. За эти годы он прошел необычайно яркий путь. Он считается классиком символизма. Он твердо верил в свою звезду.
2 группа
Мы считаем, что символом творчества Сергея Есенина может стать клен. Поэт всю жизнь считал, что нет ничего лучше родных раздолий, родительского дома. Его образ он хранил в сердце, будучи далеко от дома - в Петербурге, в Москве, за границей. Об этом мы узнали из его стихов:
А сейчас, как глаза закрою,
Вижу только родительский дом.
Есенин боялся, что пока он находится вдалеке от родного дома, там что-то изменится. Вот и просил поэт клен, росший неподалеку от его избы, посторожить ее, сохранить все вокруг таким, каким запомнил. И казалось ему, что кудрявый клен его понимает как человек.
Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись, под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.
А еще Сергею Есенину казалось, что они с кленом похожи.
Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым:
3 группа
Наша группа считает, что символом творчества Марины Цветаевой является рябина. Марина Цветаева родилась в ночь с субботы на воскресенье, в полночь, накануне церковного праздника - Иоанна Богослова.
О своем рождении она написала такие строки:
Красною нитью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов. |
День был субботний Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. |
Рябина станет символом цветаевских стихов и самой ее жизни - горькая, яркая.
В 1992 году был открыт первый и пока единственный в России памятник Марине Цветаевой. Автор памятника, уфимский скульптор Ю.Ф. Солдатов, запечатлел юную Марину с веточкой рябины.
3 этап. "Театр одного актера".
1 группа
Мы выбрали стихотворение В.Я. Брюсова "Первый снег".
(Ученик читает стихотворение наизусть).
Серебро, огни и блестки - Целый мир из серебра! В жемчугах горят березки, Черно-голые вчера. Это область чьей-то грезы, Это - призраки и сны! Все предметы старой прозы Волшебством озарены. |
Экипажи, пешеходы, На лазури белый дым, Жизнь людей и жизнь природы Полны новым и святым. Воплощение метаний, Жизни с грезою игра, Этот мир очарований, Этот мир из серебра! |
У. Какие чувства выразил поэт в этом стихотворении?
Д. Восхищение, радость, восторг.
У. Чем восхищается поэт?
Д. Первым снегом.
У. Какими средствами художественной выразительности воспользовался поэт в этом стихотворении, чтобы мы могли лучше представить эту картину и разделить его чувства?
Д. Метафоры.
У. В каком смысловом значении (прямом или переносном) употреблено слово "горит"?
Д. В переносном.
У. Что имел в виду автор, употребляя это слово?
Д. Жемчуга переливаются на солнце.
У. Без какой краски не мог бы обойтись художник, если бы хотел проиллюстрировать стихотворение "Первый снег"?
Д. Жемчуга переливаются на солнце.
У. Без какой краски не мог бы обойтись художник, если бы хотел проиллюстрировать стихотворение "Первый снег"?
Д. Без серебряной.
У. И что же он должен был "посеребрить"?
Д. Березки, экипажи, пешеходов, весь мир.
У. Получается "серебряное" стихотворение. А давайте попробуем сочинить "золотое" стихотворение.
Я предлагаю зарифмовать строки, используя параллельную, перекрестную или опоясывающую рифму:
Чудесный день какой - Как будто золотой! Зима, ты будь добра - Дай нам и серебра. |
Какой сегодня день! На солнце снег искрится. Летит зима, как птица, Отбрасывая тень. |
|
Замерзли небеса От колкого мороза, Недвижимы леса, Цветут на окнах розы. |
2 группа
Мы выбрали отрывок из стихотворения Сергея Есенина "Низкий дом с голубыми ставнями:".
(Ученик читает стихотворение наизусть).
Низкий дом с голубыми ставнями
Не забыть мне тебя никогда, -
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.
У. Это стихотворение, отрывок из которого мы услышали, было написано в 1924 году, за год до смерти поэта. Оно относится к поздней лирике.
У. О чем повествует Есенин в этом стихотворении?
Д. В этом стихотворении он выражает собственные чувства и мысли о Родине.
У. Какие природные образы вы увидели?
Д. Дом, поле, леса.
У. Какая цветовая гамма преобладает?
Д. Серые оттенки.
У. С чем сравнивает поэт небо?
Д. С сереньким ситцем.
У. Какое настроение навевает стихотворение?
Д. Безрадостное: грусть, тоску.
У. Изменилось мироощущение лирического героя: если раньше он был молод, и вся Земля представлялась ему в разноцветье, то теперь иллюзии у него нет, но он все равно любит нищую, безрадостную Русь. Любит нежно, сквозь слезы и жалость.
У. В каких строках он об этом пишет?
Дети отвечают.
Самые печальные и теплые строки Есенина посвящены Родине, которая всегда оставалась источником его вдохновения.
У. Обсудите в группах: что свойственно поэтическому языку автора?
Д. Поэтическому языку автора свойственны четкий ритм, лаконичность. Поэт использует перекрестную рифму. Это стихотворение написано анапестом (-- / -- / -- / -- ).
3 группа
Наша группа выбрала стихотворение М.И. Цветаевой "Мирок".
(Ученик читает стихотворение наизусть).
Дети - это взгляды глазок боязливых, Ножек шаловливых по паркету стук, Дети - это солнце в пасмурных мотивах, Целый мир гипотез радостных наук. Вечный беспорядок в золоте колечек, Ласковых словечек шепот в полусне, Мирные картинки птичек и овечек, Что в уютной детской дремлют на стене. |
Дети - это вечер, вечер на диване, Сквозь окно, в тумане блестки фонарей, Мерный голос сказки о Салтане, О русалках - сестрах сказочных морей. Дети -
это отдых, миг покоя краткий, |
У. С какими образами ассоциирует автор детей?
Д. С солнцем, ласковыми овечками, мирными картинками, сказками, нежными загадками.
У. С каким цветом, запахом, вкусом ассоциируется у вас слово "детство"?
(Выслушиваются ответы детей).
Итог урока.
Ребята, вы уже достаточно взрослые и у вас тоже есть воспоминания. Любите ли вы вспоминать свое раннее детство? Наверное, нередко расспрашиваете родителей о том, как вы сделали свой первый шаг, как сказали свое первое слово и какое это было слово. Многие ребята написали стихи о своем детстве. Каждая группа представит самые интересные из них (Приложение1).
Домашнее задание.
Каждая группа красочно оформит альбом о жизни и творчестве своего поэта.