Оборудование: Физическая карта России и Кемеровской области, раздаточный материал, образцы полезных ископаемых, занимательный материал, учитель заранее раздает детям стихи о Кемерово.
Дидактическая задача урока: Сформировать у школьников в ходе урока представление об истории, достопримечательности Кемеровской области, о богатстве растительного и животного мира, вызвать восхищение и удивление, чем и спровоцировать интерес к изучению темы.
Форма обучения: Групповая (4 группы, каждая по 6 человек).
Условное обозначение: У - учитель, Д - дети.
I. Организационный момент.
У: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычный урок. Мы будем думать, считать, отгадывать. Могу вам точно пообещать, что будет очень интересно, скучать никто не будет. Тему нашего занятия, попробуйте отгадать сами.
II. Сообщение новой темы.
Задание № 1.
У: В каждой группе на парте лежат карточки. Решите их и запишите ответы.
М | 700:2= |
К | 800:2= |
Г | 200:4= |
Д | 100:10= |
В | 300:5= |
Е | 500:5= |
Р | 600:4= |
О | 400:2= |
50 | 200 | 150 | 200 | 10 |
Ответ: город
400 | 100 | 350 | 100 | 150 | 200 | 60 | 200 |
Ответ: Кемерово
У: Итак, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?
Д: О г. Кемерово
У: Да, действительно, сегодня мы будем говорить о нашем замечательном городе, о нашем богатом крае.
У: Ребята, а кто найдет и покажет, где находится город Кемерово на карте?
У: Молодцы! А почему мы будем говорить о нашем любимом городе, Вы узнаете отгадав ребус.
Задание № 2.
На доске ребус:
ТЬ = НО 9 + 100 |
М=Л М ЕТР, |
Д: г. Кемерово 90 лет.
У: Совершенно верно. Нашему городу исполняется 90 лет.
(Учащиеся читают стихи)
Здравствуй, здравствуй город
Наш любимый,
Созданный хорошими людьми.
Здравствуй, здравствуй
Город наш красивый
Кемерово - город на Томи
Мы гордимся городом недаром
Здесь когда-то давнею порой
Бегал по досчатым тротуарам
Будущий космический герой.
Всё светлей на улицах просторных
Города родного моего.
Химики, строители, шахтеры
Славные хозяева его.
У: Одно важное событие в истории нашего города вы отгадали. Молодцы! А сейчас будьте внимательны, и вы узнаете еще об одной знаменательной дате.
Мы живем в Сибири, в Кемеровской области. Она расположена на юго-востоке Западно-Сибирской равнины и северных острогах Алтайских гор. Зелёная тайга, высокие горные хребты и плодородные степи нашего края - неповторимы.
Наша область протянулась почти на 500 км с юга на север и на 300 км в самой её широкой части - с запада на восток.
Кемеровская область на юге и юго-западе граничит с Алтайским краем, на западе - с Новосибирской областью, на севере - с Томской областью, на востоке - с Красноярским краем и республикой Хакасией. Площадь нашей области - 95500 км2.
Кемеровская область образована 26 января 1943 года.
(дату учитель вывешивает на доску)
- А теперь сосчитайте сколько лет Кемеровской области в 2008 году?.
Д: В январе 2008 будет 65 лет.
У: Итак, оказывается в этом году мы отмечаем целых два важных события, два дня рождения. Каких?
Д: День рождения города Кемерово - 90 лет, а Кемеровской области - 65 лет.
У: Нашу область называют Кузбассом, потому что в самом центре её расположен Кузнецкий угольный бассейн, принесший славу нашему краю. Из Кузбасса во все уголки страны направляются уголь, сталь, химические продукты, машины.
III. Закрепление материала.
У: А сейчас мы проверим, что Вы знаете о своем крае, в котором живете.
На доске и на партах учащихся лежат трафареты Кемеровской области.
У: Кто догадался, что за рисунок перед вами?
Д: Контур Кемеровской области.
У: Как вы думаете, чего здесь не хватает?
Д: Городов.
У: А какие города Кемеровской области вы знаете?
На территории Кемеровской области расположено 20 городов.
Давайте попробуем создать карту сами и покажем на ней их месторасположения. (учитель называет город, показывает месторасположение на карте, дети обозначают их на своих трафаретах).
1. Кемерово | 11. Анжеро-Судженск |
2. Новокузнецк | 12. Мариинск |
3. Тайга | 13. Калтан |
4. Таштагол | 14. Осинники |
5. Мыски | 15. Гурьевск |
6. Прокопьевск | 16. Топки |
7. Киселевск | 17. Берёзовский |
8. Белово | 18. Юрга |
9. Ленинск-Кузнецкий | 19. Полысаево |
10. Междуреченск | 20. Салаир |
У: Получилась у нас с вами карта?
- Что в ней не хватает? Перечислите все, что обозначают на картах
Д: Города, полезные ископаемые, реки: .
У: Мы обозначим на нашей карте только три крупные реки Кемеровской области: Томь, Кия, Иня.
Если вам интересно, Вы можете продолжить обозначение остальных рек и озер на своей карте дома.
Месторождение каких полезных ископаемых есть в Кемеровской области?
Д: Уголь, руда, гранит:
У: Сейчас проверим, сумеете, ли вы догадаться о каких полезных ископаемых идет речь?
Задание № 4.
Загадки: "Знаешь ли ты полезные ископаемые ?":
Он очень прочен и упруг.
Строителям - надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
(Гранит)Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль.
(Каменный уголь)Если встретишь на дороге-
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу.
(Глина)Он очень нужен детворе,
Он на дорожках, во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.
(Песок)Одну её не едят,
А без неё мало, что едят.
(Соль)Этот мастер белый-белый,
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляя белый след.
Потолок наш тоже белый-
Ведь и он побелен:: (Мелом)
Без неё не побежит
И такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
(Нефть)Росли на болоте растения,
А теперь это топливо и удобрение.
(Торф)Она варилась долго в доменной печи,
Чтобы потом нам сделали ножницы и ключи.
(Железная руда)
Отгадки сопровождаются показом образцов полезных ископаемых и их условным обозначением на карте.
Задание № 5.
Работа в группах: учащимся предлагаются карточки со словами "Кемеровская область", на каждую букву учащиеся придумывают: животных, птиц, насекомых, рыб, название рек, озер Кемеровской области.
К | Карась | Кедровка | Клест | |
Е | Ежи | |||
М | Медведь | |||
Е | Ерши | |||
Р | Рябина | Рябчик | Рысь | Росомаха |
О | Ольха | |||
В | Волк | Выдра | ||
С | Суслик | Синица | Сурок | |
К | Косуля | Колонок | ||
А | Астры | |||
Я | Язь | Яя | ||
О | Облепиха | Окунь | ||
Б | Бобер | Белка | Барсук | Берчикуль |
Л | Липа | Лось | Лиственница | |
А | Аист | (Черный) | ||
С | Соболь | Сова | ||
Т | Тетерев | Томь | ||
Ь | Лось | Олень | Рысь |
IV. Итог урока.
У: Что нового Вы открыли на сегодняшним уроке?
Ребята, отразите свои впечатления, свое отношение к родному краю в своих сочинениях, в составлении кроссвордов, вопросов для викторин. После чего мы проведем конкурс на самое оригинальное выполнение работы.