Развитие этновосприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Изучение истории народов, живущих в родном краю, их быта и культуры, на этапе дошкольного развития - актуальная задача современного образования. Все чаще и чаще в дошкольных учреждениях используются "новые возможности для духовного становления детей, появления "корней памяти" своей страны. Народная культура является хранительницей вековых традиций и исторического опыта" [18].

Любить Родину - значит знать ее, знать, прежде всего, свою малую Родину. Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой. Используя в работе с детьми краеведческий материал, воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. "Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живших когда-то и живущих сейчас рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края - верный путь повышения качества воспитания и обучения" [9].

В МДОУ № 58 "Аленушка" г. Междуреченска Кемеровской области образовательный процесс реализуется на основе "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой, Гербовой, Т.С. Комаровой; с дополнительным компонентом краеведческой программой "Маленький горожанин" составитель Н.И. Манкова, Н.С. Ряпосова. Цель краеведческой программы: способствовать воспитанию и развитию детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием [10].

Многие отечественные педагоги, психологи, исследователи детской изобразительной деятельности (Н.П. Сакурова, Т.С. Комарова, Т.Н. Доронова и другие) отмечали, что "ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре" [3]. На занятиях в детском саду мы знакомим детей с разными видами русского прикладного искусства, но мы живем в многонациональной стране, где у каждого народа испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя культура, с которыми необходимо знакомить малышей. В данном случае, рассматриваем знакомство с культурой и бытом коренных жителей Кузбасса - шорцев, в сравнении с бытом русского народа, через изобразительную деятельность. Наша задача - помочь маленькому человеку выразить свое отношение к миру, через его творчество. Для этого необходимо, на сколько возможно "ранее погружение ребенка в ту среду, окружение его той системой отношений, которые бы стимулировали разнообразную творческую деятельность"[17]. Полученные затем сведения закрепляются, и у ребят формируется эмоционально-ценностное отношение к людям другой национальности.

Исследования доказывают:

  • что чем раньше ребенок почувствует свои корни, тем охотнее он будет обращаться в дальнейшем к опыту и знаниям людей, живших в далекие времена, научится чтить память своих предков;
  • а также свидетельствуют о больших возможностях детей 5-7 лет в работе с цветом. В этом возрасте у ребенка достаточно хорошо развит анализатор. Дети способны различать разнообразные цвета и оттенки, в это же время наиболее ярко проявляется способность к цветовосприятию. Дошкольники выражают при помощи цвета свое отношение к предметам и осознано используют цвет при создании интересных, эмоционально значимых для них образов [1].

"Развитие цветовосприятия - одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Недостаточное внимание к основам цветоведения, развитию способностей цветоведения и восприятия эмоциональной насыщенности цвета является одним из факторов угасания интереса ребенка к изобразительному искусству. Отсюда следует, что снижение мотивации к данному виду деятельности в дошкольном возрасте влияет на развитии ребенка в целом"[13].

Для решения проблемы разработана концепция "Развитие этновосприятие цвета у детей старшего дошкольного возраста".

Цель концепции: погружение детей в мир народной культуры при помощи особенностей цветовосприятия различных народностей населяющих Кузбасс.

Концепция направлена на решение следующих задач:

  • способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре и истории народов Кузбасса;
  • формировать представления детей об использовании цвета и его значении, в народном изобразительном искусстве этнических групп проживающих в Кемеровской области (русских, шорцев), умение понимать символику цвета.
  • развивать умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах деятельности (главным образом в изобразительной деятельности).

Принципы концепции:

  • принцип познания ребенком мира через историческую связь и культурные ценности;
  • принципа исторического подхода (процесс познания есть исторический процесс);
  • принцип исследования;
  • принцип овладение практическими, предметными операциями и действиями;
  • принцип последовательности и поиска;
  • принцип наглядности и доступности изучаемого материала;
  • принцип вариативности используемого материала.

Методы исследования:

  • теоретический анализ педагогической и научной литературы;
  • изучение и анализ учебных программ;
  • изучение и анализ педагогического опыта;
  • диагностический метод - срез знаний, умений и навыков детей старшего дошкольного возраста.

Данная концепция согласуется с целью и задачами городской краеведческой программы "Маленький горожанин" (г. Междуреченск). Способствует развитию эмоционального восприятия насыщенности цвета, "именно в том возрасте (5-7 лет), когда ребенок наиболее готов к восприятию различных оттенков цвета, и способен выразить свое отношение к окружающей его действительности" [13]. Цвет - одно из самых доступных детям средств художественной выразительности. Цвета имеют свойство по-разному воздействовать на людей вызывать самые разнообразные эмоции [7]. У каждого ребенка есть свои любимые цвета, которые его радуют, создают хорошее настроение. В своих работах они активно используют разнообразные цветовые сочетания, преимущественно ярких, чистых тонов. Такой подход сохраняется на протяжении практически всего дошкольного детства. Эстетический мотив при выборе цвета формируется постепенно, в старшем дошкольном детстве таким мотивом является красота. Свобода в использовании цвета, богатство колорита и сочетаемость его элементов в рисунке ребенка приходит с опытом, который в значительной мере приобретается в процессе обучения. В силу этого в изобразительном искусстве и детском творчестве цвет становится важным средством выразительности, создаваемым взрослым и маленьким художником образа [15].

Чтобы дети стали участниками прошлого и могли легко погрузиться в быт народов Кузбасса (русских, шорцев) в группе создана специально организованная среда, которая способствует развитию творческого потенциала и этновосприятию цвета. Ведь "предметно-развивающая среда это способ установления взаимосвязи, диалог национальной культуры, поисковое "поле" ребенка. Предметно-развивающая среда позволяет ребенку предоставить меру свободы, оказывает влияние на мировоззрение" [19].

Специально организованная среда в группе постоянно пополняется и обогащается работами детей. Это и изготовление домашней утвари, и декоративное оформление изделий, используемых в русском народном быте, и помощь в изготовлении макетов русской избы и шорского жилища. "В этнокультуре дом - это наиболее организованная часть мира, имеющий пространственный смысл. Именно в доме проходил весь цикл жизни людей, здесь они рождались, жили и умирали. Вместе с ними свою жизнь проживали и предметы быта, одежда. Здесь людей окружали те цвета, которые были для них наиболее "приятны" и значимы в их жизни" [4].

В нашем случаи, жилище является мобильным, то есть если необходимо познакомить с русским вариантом этновосприятия цвета - русской избой, то подбираются пособия и характерные элементы русской народной культуры: убранства, посуда, одежда, орудия труда и т.п.

После знакомства изба убирается, и на ее месте располагается жилище шорского народа - шалаш (одага) и, соответственно, материал по шорской культуре.

Игрушки, иллюстрации, рисунки, модели - "Птицы родного края", "Животные Кемеровской области", альбомы "Деревья и растения Кемеровской области" на некоторое время расставляются в групповой комнате, а именно возле жилища народа. В этой зоне детской активности дети могут использовать в деятельности предметы старинного быта, орудия труда, игрушки и др., например, покачать куклу в люльке, посидеть за прялкой, взять в руки деревянные ложки и т.д. [12].

Так как, основной задачей при развитии этновосприятия цвета у дошкольников (5-7 лет), стоит приобщение к декоративно-прикладному искусству; то первый шаг - это знакомство детей с видами искусства. Воспитанникам предлагаем рассмотреть предметы, отметить их особенности, тем самым обогащаем представления детей о взаимосвязи народного промысла и природы. Для этого используем наглядно - вспомогательный материал: копии инструментов труда, посуды; оригиналы - русская прялка, веретено, вышивка. А так же различные иллюстрации, фотографии народных промыслов и национальной одежды; различные макеты, шаблоны, эскизы и картины. А также посещаем городской краеведческий музей, где знакомимся с экспозициями шорского и русского быта.

Следующий шаг - проведение познавательного занятия о конкретных предметах народного промысла (Филимоновская игрушка, Гжель, Дымковская игрушка, и т.д.) [16]. Детям эмоционально, в доступной для них форме рассказываем об истории возникновения промысла, его этнопроисхождении, специфике цвета и формы, "ведь каждый вид обладает своей цветовой гаммой и позволяет научить детей выделять и различать название цвета предмета, а затем передавать основные цвета в рисунке" [13]. Затем проведение ряд занятий по ознакомлению со средствами выразительности, с основными элементами художественного языка, одной из которых является - цветовая гамма. Цветовая гамма русского народного костюма отличается от шорского, насыщенностью ярких цветов и использование растительного и геометрического орнамента. Пример этому народная вышивка и декоративно - прикладные изделия разных мастеров. Черный цвет у русского народа употреблялся реже. Черный цвет характеризует отрешенность от мирских радостей, это определенная параллель смерти, траур. У древних шорцев темный цвет преобладал, т.к. одежду шили из выделанных шкур животных, войлока.

Еще в древности люди субъективно относились к цвету. Для первобытных народов цвет выражал мировые силы и начала "высшего" уровня.

Цвет - красный, желтый, зеленый, черный, как живое существо имеет возраст и родину. История человечества - это и история сопутствующих факторов его развития, в том числе и цвета [1]. Это можно заметить на примере изделий декоративно прикладного искусства любого народа, изделий народных промыслов, которые имеют свои глубинные корни. В этническом понимании - каждый цвет это символ, несущий определенный смысл и исполняющий роль оберега, амулета или свидетель прошлого. Отношение шорского и русского народа к цвету, восприятие цветов у двух этнических групп двоякое, есть общее цветовое восприятие, но есть и отличия.

Красный цвет и русского и у шорского народа, считается излюбленным. Например, красный угол в избе - это почетное место для дорогих гостей. Красный цвет в одежде, выражение красоты. У шорцев - одежда из красной материи считалась атрибутом достатка в семье (атлас, бархат, закупался у купцов) [8]. Красный цвет - это знак огня. А огонь у древних шорцев являлся основой жизни. Огонь обогревал жилище и предоставлял возможность приготовить горячую пищу. Желтый цвет - это символ тепла, солнца.

Зеленый цвет - символ жизни, цвет весны, цвет пробуждения природы (отмечается как у русских, так и у щорцев). Цвет зеленой травы, покрывающей степи, горы, дающие корм скоту - основа жизни кочевников. У шорского народа зеленый цвет часто встречался в одежде, изготовленной из кендырной ткани (из волокон конопли изготовлялась ткань, цвет ее был либо коричневато - зеленый, либо темно-зеленый) [8]. В одежде шорского народа преобладают темные цвета, украшенные орнаментом синего, желтого и красного цвета, преимущественно геометрическим, с изображением зигзагов, прямых и кривых линий. Шорские орнаменты имеют свою символику, так например, волнистая линия или зигзаг обозначают воду; треугольник - землю; круг, спираль - солнце [6]. Характерное изображение на красном фоне - сочетание - желтого, зеленого, а на черном - красного и желтого, которым украшали ворот халатов или пояса, оборку шапок.

Далее обучаем детей созданию декоративного образа, освоению ими элементов узора, символики изучаемого промысла.

Для привития интереса к народному декоративно-прикладному искусству, для развития этновосприятия цвета, используем различные игровые приемы. Например, в гости приходит кукла в русском народном костюме и демонстрирует свой наряд. Дошкольники вспоминают сказки, мультфильмы, картинки, в которых есть герой в русском наряде. Затем детям предлагаем нарисовать несколько несложных узоров, при этом особое внимание необходимо уделять цветовой гамме узора и его значение в народной символике, тем самым, развивая этновосприятие цвета. Или при изучении шорского национального костюма - кукла в шорском наряде.

Разработано перспективное и тематическое планирование по развитию этновосприятия цвета в цикле занятий<Приложение 1>:

"Традиционный костюм шорцев" <Приложение 2>,

"Шорское жилище" <Приложение 3> ,

"Русская изба" <Приложение 4>,

"Русский народный костюм"<Приложение 5> ,

"Декоративные промыслы".

Каждая заданная тема переходит в занятия по лепке, отражается в познавательной деятельности и в играх:

  • игра дидактическая;
  • игра-путешествие;
  • игра-поиск;
  • игра на чувство стиля ("Выбирай, угадай, подбирай");
  • игра-фантазия;
  • ролевая и сюжетно-ролевая игра.

Кроме того, предполагается закрепление каждой темы в блоке совместной деятельности детей с родителями дома и в свободной самостоятельной деятельности детей. Для родителей оформили консультации: "Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики", "Семейные традиции или история семьи", "Пословицы и поговорки русского народа о семье и семейном воспитании" [2]. Организованы смотры-выставки совместных творческих работ родителей и детей "Герб моей семьи", "Семейное древо".

На практике педагогами детского сада № 58 "Аленушка" г. Междуреченска Кемеровской области было выявлено, что использование элементов истории и целенаправленная работа по развитию цветовосприятия - положительно влияет на знания и умения старших дошкольников; дает возможность приблизить их к культуре своего народа, сделать носителем этнокультуры; повышает эффективность воспитательно-образовательного процесса. Включение исторических сведений в педагогический процесс способствует не только укреплению познавательных интересов к истории родного края, но и углублению понимания изучаемого материала, расширению кругозора дошкольников, повышению их общей культуры; способствует развитию эмоционального восприятия насыщенности цвета.

Используемая литература:

  1. Афанасьева С., "Чудеса чародея цвета"- журнал "Дошкольное воспитание" №2 /2006 г.
  2. "Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства 14-17 вв."- М., Педагогика,- 1985 г.
  3. Васильева М.А. "Программа воспитания и обучения в детском саду" - Просвещение, - 2006 г.
  4. Волков Г.Н. "Этнопедагогика" - учебное пособие для студентов - М.: Издательский центр "Академия", 1999 г.
  5. Выготский Л.С. "Воображение и творчество в детском возрасте" - М., 1990 г.
  6. Калишева Г.П. "Легенды горы Зеленой" - устное народное творчество шорского народа, - Кемерово "СКИФ"; "Кузбасс" 2004 г.
  7. Комарова Т.С. "Народное искусство в воспитании детей" - Издательство "Российское педагогическое агентство", 1997 г.
  8. Кимеева Т.И. "Каталог этнографических коллекций музеев России. Шорцы часть 4" - Кемерово: "Кузбассвузиздат" 1999 г.
  9. Лаврина В. "История Кузбасса" / серия "Краеведение для детей" - Кемерово ИПП "Кузбасс", 2007 г.
  10. Манкова Н.И., Ряпосова Н.С. "Маленький горожанин" - программа краеведческого образования старших дошкольников - Кемерово 2003 г.
  11. Пидкасистый П.И. "Педагогика" - учебное пособие для студентов - М., 1998 г.
  12. Платохина Н.А. "Организация этнокультурного музея на базе дошкольного образовательного учреждения" - научно-методический журнал "Детский сад от А до Я"
  13. Русакова Т., Колесниченко Т. "Цветовосприятие и позитивное отношение к миру" - журнал "Дошкольное воспитание" №2 /2006 г.
  14. Ривина Е.К. "Детский сад - объект истории и культуры" - научно-методический журнал "Детский сад от А до Я"
  15. Казакова Т. "Искусство, которое мы называем изобразительным" - журнал "Дошкольное воспитание" № 10 / 2006 г.
  16. Скорлупова О.А. "Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ" Часть 2. - М.: ООО Издательство "Скрипторий 2003", 2006 г.
  17. Соломенникова О.А. "Радость творчества" - программа дополнительного образования - издательство Мозаика-синтез, 2006 г.
  18. Туранина Н. "Формирование этнокультурной компетентности дошкольника" - журнал "Дошкольное воспитание" №8/ 2006 г.
  19. Чумичева Р.М. "Ребенок в мире искусства" - Ставрополь, 1998 г.