Цель: закрепить понятие об устном народном творчестве: русскими народными песнями, потешками, дразнилками, загадками, пословицами, считалками, воспитывать интерес и любовь к творчеству русского народа, развивать память и внимание, обогащать словарный запас.
Оборудование: русские народные костюмы, домик, лавки, плетень домашняя утварь, рушники.
Учитель. Приглашаем всех на завалинку
(выходят дети, садятся на лавочку).
1 ученик. Добрый день вам и поклон, гости дорогие.
2 ученик. Собрались со всех сторон, наши все, родные.
3 ученик. Мы смотрим на ваши лица, хорошо, отрадно нам.
4 ученик. Словно мы т огромной, дружной замечательной семье.
5 ученик
От всех дверей,
От всех ворот
Выходи скорей,
Торопись, народ.
Хоровод: "Ой, сад во дворе", (выходят мальчики).
Учитель: Здравствуйте, гости дорогие
Все: Здравствуйте, веселья вам да радости
Учитель: С чем к нам пожаловали?
Все : Народные перевертыши.
- Ехала деревня мимо ямщика
Вдруг из-под воротни
Лают ворота - Крыши полетели,
Сели на ворон,
Лошадь понукает
Ямщика кнутом. - "Тпру" - сказала лошадь,
А ямщик заржал,
Лошадь пошла в гости,
А ямщик стоял. - Лошадь ела шаньги,
А ямщик овёс
Лошадь села в сани,
А ямщик повёз.
Учитель: Проходите к нам на завалинку
(на завалинке дети беседуют)
1 - Говорят, частушки вроде в наши дни уже не в моде.
2 - Что ты, что ты, разве дело в моде, если любят их в народе
Все:
Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно
Пропоём мы вам частушки
Очень замечательно.
1.
Я намылась, набелилась
И намазалась духами
Только вышла за ворота
Полюбилась петухами
2.
Попросила меня мать
Загонять гусака
А я вышел за ворота
И давай плясака.
3.
Не смотрите на меня,
Глазки не ломайте,
Я не вашего села вы
Вы меня не знаете.
4.
Ах, гармошка заиграла,
Значит надо выходить,
И самой повеселится,
И других повеселить.
5.
Эх, топни нога
Топни правенькая
Я плясать пошла
Хоть и маленькая
6.
Встал наш Ванька на носок,
А потом на пятку,
Стал он "русскую" плясать,
А потом присядку
Все:
Мы частушки много знаем
И хороших и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.
(выходят Фома и Ерёма)
Оба:
А вот и мы оба - Фома и Ерёма
- Низко поклонились
- Шапки свалились
1- Шапки надеваем
2- Снова начинаем.
Оба: - Мы пришли к вам оба Фома да Ерёма.
- Людей посмотреть
- Себя показать
Оба: Да небылицы рассказать
1
- Жил да был карась,
Вот и сказка началась.
Жили-были два налима,
Вот и сказки половина.
Жили-были три гуся,
Вот и сказка вся.
2
- Жил-был царь,
У царя был двор.
На дворе был кол.
На колу был дворец
Во дворце жил скворец,
Царь любил скворца
Не сказать ли с конца? (садятся на стул)
- Подвинься!
2- Нет, ты, подвинься!
1-Я на хочу!
2 - И я н е хочу!
1 - Фома вредный - голос медный!
2 - Сам с кувшин - голова аршин!(расходятся)
А на обиженных воду возят!
1 - начинай!
2 - нет, ты начинай!
1 - ну, давай вместе!
- Как у нашего Данилы
Разыгралась скотина
Овцы - в донцы,
Тараканы - в барабаны,
Утки - в дудки,
Сверчки - в смычки.
Козёл пляшет,
Ножкой машет
Ух - ух- ух
Пляши, Фома, за двух (пляшут)
(выходят Федул и Прошка)
А я-Федул
А я - Прошка игр да забав полное лукошко.
1 Собирайся, народ, становись в хоровод.
2. Без толчёк без спешки
Оба: вас сегодня ожидают русские потешки
Хоровод - игра "Заинька"
1 - (считает)
Бежит зайка по дороге,
Да устали сильно ноги .
Захотел зайка поиграть
выходи-ка догонять.
Дети . - где ты, заинька, был?
3айка. - в огороде
Д. - кто тебя видел, заинька?
3. - серые волки
Д. - не били ли заиньку?
3. - били, били колотили
Д. - ты бы, заинька, в деревню.
3. - в деревне народ, зайку гонят от ворот.
Учитель: Давайте пожалеем зайку, попляшем с ним.
Песня - игра "Заинька"
Прошка: Жил - был кот Колоброд.
Он развёл огород.
Федул: Уродился огурец играм нашим - конец.
(выходят гости - бабушки) Песня "А я по лугу" Учитель:. Это кто так славно поёт?
Здравствуйте, гости дорогие.
Бабушки
1. Вот услышали ваши песни, решили заглянуть к вам.
2. Мы рады, что вы знаете столько русских народных песен, потешек, ведь эти потешки, частушки знали наши бабушки, прабабкшки, а теперь и вы их поёте и играете.
1. Мы пришли к вам ни с пустыми руками: с играми и загадками, (загадки о домашних живо
2. А знаете ли вы пословицы, (игра "Продолжи").
Ну, Марьянушка, спокойны мы теперь, знают наши внуки русские традиции.
Да, Авдотья Никифоровна, порадовали нас детки, давай-ка угостим их нашими вкусными пирожками, да и гостей попотчуем.
Учитедь: Милые, Марья Никитишна и Авдотья Никифоровна, отдохните с нами, на завалинке, послушайте, что ещё детки знают.
(игра - дразнилка)
Девочки:
а)Коля - Коля - Николай,
Сиди лома не гуляй,
Чисти картошку,
Ешь понемножку,
б) Ваня - Ваня простота
купил лошадь без хвоста
Сел задом наперёд,
И поехал в огород.
Хоровод "Со двора, со дворика".
Сказка "Старуха, дверь закрой"
Учитель: Дома ли Дуняша?
Дуняша : Туточки я !
Сказки захотелось?
Сказка мудростью богата
Скажем сказки, приходите
Это присказка ребята,
Сказка будет впереди, (инсценировка)
Финал.
Учитель: А вот и конец, всему делу венец.
1ученик: - Желаем дней побольше ясных
2 ученик: Побольше света и тепла
3 ученик: Здоровья, радости, успехов,
4 ученик: Покоя, счастья и тепла.
Песня: "Ах, улица, широкая"
Все: Приходите снова к нам будем рады мы гостям.
Заключение.
Учитель: Ребята, какой из жанров народного творчества вам особенно понравился? почему?
- Какие слова, прозвучавшие в вашем выступлении, в настоящей жизни редко услышишь?
- Как выдумаете, что давали вот такие мероприятия народу?
Итог: На этом нашем занятие окончено. И я думаю, что у каждого в душе осталось искорки народного творчества, которые мы рассказали и показали.
И я уверена, что некоторые из этих песенок, загадок, потешек вы запомните, а потом кому-нибудь расскажите, споёте, загадаете - и вот снова заживёт новой жизнью художественное слово народа, дошедшие до нас из глубины веков.
Конец, всему делу венец.