Внеклассное занятие по чтению. Урок-утренник "Устное творчество русского народа"

Разделы: Начальная школа


Цель: закрепить понятие об устном народном творчестве: русскими народными песнями, потешками, дразнилками, загадками, пословицами, считалками, воспитывать интерес и любовь к творчеству русского народа, развивать память и внимание, обогащать словарный запас.

Оборудование: русские народные костюмы, домик, лавки, плетень домашняя утварь, рушники.

Учитель. Приглашаем всех на завалинку

(выходят дети, садятся на лавочку).

1 ученик. Добрый день вам и поклон, гости дорогие.

2 ученик. Собрались со всех сторон, наши все, родные.

3 ученик. Мы смотрим на ваши лица, хорошо, отрадно нам.

4 ученик. Словно мы т огромной, дружной замечательной семье.

5 ученик

От всех дверей,
От всех ворот
Выходи скорей,
Торопись, народ.

Хоровод: "Ой, сад во дворе", (выходят мальчики).

Учитель: Здравствуйте, гости дорогие

Все: Здравствуйте, веселья вам да радости

Учитель: С чем к нам пожаловали?

Все : Народные перевертыши.

  1. Ехала деревня мимо ямщика
    Вдруг из-под воротни
    Лают ворота
  2. Крыши полетели,
    Сели на ворон,
    Лошадь понукает
    Ямщика кнутом.
  3. "Тпру" - сказала лошадь,
    А ямщик заржал,
    Лошадь пошла в гости,
    А ямщик стоял.
  4. Лошадь ела шаньги,
    А ямщик овёс
    Лошадь села в сани,
    А ямщик повёз.

Учитель: Проходите к нам на завалинку

(на завалинке дети беседуют)

1 - Говорят, частушки вроде в наши дни уже не в моде.

2 - Что ты, что ты, разве дело в моде, если любят их в народе

Все:

Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно
Пропоём мы вам частушки
Очень замечательно.

1.

Я намылась, набелилась
И намазалась духами
Только вышла за ворота
Полюбилась петухами

2.

Попросила меня мать
Загонять гусака
А я вышел за ворота
И давай плясака.

3.

Не смотрите на меня,
Глазки не ломайте,
Я не вашего села вы
Вы меня не знаете.

4.

Ах, гармошка заиграла,
Значит надо выходить,
И самой повеселится,
И других повеселить.

5.

Эх, топни нога
Топни правенькая
Я плясать пошла
Хоть и маленькая

6.

Встал наш Ванька на носок,
А потом на пятку,
Стал он "русскую" плясать,
А потом присядку

Все:

Мы частушки много знаем
И хороших и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.

(выходят Фома и Ерёма)

Оба:

А вот и мы оба - Фома и Ерёма
- Низко поклонились
- Шапки свалились

1- Шапки надеваем

2- Снова начинаем.

Оба: - Мы пришли к вам оба Фома да Ерёма.

- Людей посмотреть

- Себя показать

Оба: Да небылицы рассказать

1

- Жил да был карась,
Вот и сказка началась.
Жили-были два налима,
Вот и сказки половина.
Жили-были три гуся,
Вот и сказка вся.

2

- Жил-был царь,
У царя был двор.
На дворе был кол.
На колу был дворец
Во дворце жил скворец,
Царь любил скворца
Не сказать ли с конца? (садятся на стул)

- Подвинься!

2- Нет, ты, подвинься!

1-Я на хочу!

2 - И я н е хочу!

1 - Фома вредный - голос медный!

2 - Сам с кувшин - голова аршин!(расходятся)

А на обиженных воду возят!

1 - начинай!

2 - нет, ты начинай!

1 - ну, давай вместе!

- Как у нашего Данилы
Разыгралась скотина
Овцы - в донцы,
Тараканы - в барабаны,
Утки - в дудки,
Сверчки - в смычки.
Козёл пляшет,
Ножкой машет
Ух - ух- ух
Пляши, Фома, за двух (пляшут)

(выходят Федул и Прошка)

А я-Федул

А я - Прошка игр да забав полное лукошко.

1 Собирайся, народ, становись в хоровод.

2. Без толчёк без спешки

Оба: вас сегодня ожидают русские потешки

Хоровод - игра "Заинька"

1 - (считает)

Бежит зайка по дороге,
Да устали сильно ноги .
Захотел зайка поиграть
выходи-ка догонять.

Дети . - где ты, заинька, был?

3айка. - в огороде

Д. - кто тебя видел, заинька?

3. - серые волки

Д. - не били ли заиньку?

3. - били, били колотили

Д. - ты бы, заинька, в деревню.

3. - в деревне народ, зайку гонят от ворот.

Учитель: Давайте пожалеем зайку, попляшем с ним.

Песня - игра "Заинька"

Прошка: Жил - был кот Колоброд.

Он развёл огород.

Федул: Уродился огурец играм нашим - конец.

(выходят гости - бабушки) Песня "А я по лугу" Учитель:. Это кто так славно поёт?

Здравствуйте, гости дорогие.

Бабушки

1. Вот услышали ваши песни, решили заглянуть к вам.

2. Мы рады, что вы знаете столько русских народных песен, потешек, ведь эти потешки, частушки знали наши бабушки, прабабкшки, а теперь и вы их поёте и играете.

1. Мы пришли к вам ни с пустыми руками: с играми и загадками, (загадки о домашних живо

2. А знаете ли вы пословицы, (игра "Продолжи").

Ну, Марьянушка, спокойны мы теперь, знают наши внуки русские традиции.

Да, Авдотья Никифоровна, порадовали нас детки, давай-ка угостим их нашими вкусными пирожками, да и гостей попотчуем.

Учитедь: Милые, Марья Никитишна и Авдотья Никифоровна, отдохните с нами, на завалинке, послушайте, что ещё детки знают.

(игра - дразнилка)

Девочки:

а)Коля - Коля - Николай,
Сиди лома не гуляй,
Чисти картошку,
Ешь понемножку,

б) Ваня - Ваня простота
купил лошадь без хвоста
Сел задом наперёд,
И поехал в огород.

Хоровод "Со двора, со дворика".

Сказка "Старуха, дверь закрой"

Учитель: Дома ли Дуняша?

Дуняша : Туточки я !

Сказки захотелось?

Сказка мудростью богата

Скажем сказки, приходите

Это присказка ребята,

Сказка будет впереди, (инсценировка)

Финал.

Учитель: А вот и конец, всему делу венец.

1ученик: - Желаем дней побольше ясных

2 ученик: Побольше света и тепла

3 ученик: Здоровья, радости, успехов,

4 ученик: Покоя, счастья и тепла.

Песня: "Ах, улица, широкая"

Все: Приходите снова к нам будем рады мы гостям.

Заключение.

Учитель: Ребята, какой из жанров народного творчества вам особенно понравился? почему?

- Какие слова, прозвучавшие в вашем выступлении, в настоящей жизни редко услышишь?

- Как выдумаете, что давали вот такие мероприятия народу?

Итог: На этом нашем занятие окончено. И я думаю, что у каждого в душе осталось искорки народного творчества, которые мы рассказали и показали.

И я уверена, что некоторые из этих песенок, загадок, потешек вы запомните, а потом кому-нибудь расскажите, споёте, загадаете - и вот снова заживёт новой жизнью художественное слово народа, дошедшие до нас из глубины веков.

Конец, всему делу венец.