Водоемы Татарстана и их охрана

Разделы: Начальная школа


Тема: Водоемы. Водоемы  Татарстана и их охрана.

Учебник: Плешаков «Окружающий мир».

Цели:

  • Раскрыть значение водоёмов в природе и жизни человека.
  • Показать необходимость и способы охраны.
  •  Познакомить уч-ся с разнообразием водных просторов края.
  • Формировать экологическое сознание и бережное отношение учащихся к окружающей природе.
  • Воспитывать любовь к природе родного края.
  • Правила поведения на водоемах.

Оборудование: рабочие тетради учащихся; физическая карта России; физическая карта Татарстана.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Отрывок из стихотворения Г. Ладонщикова «Ручей-ручеёк».

 – Эй, ручей-ручеёк,
Далеко ли ты потёк?
Тороплюсь я в речку,
В речку-быстротечку.
Вместе с речкою к реке
Мы помчимся налегке
И с рекою вскоре
Добежим до моря...

II. Постановка темы и цели урока

Учитель:  Куда бежал ручеёк? Кто помогал ему? (Ответы учащихся.)
Учитель: Ручей, река, море… Дополни список слов. (Ключ, родник, ручей, река, озеро, болото, пруд)
Назовите одним словом.  (Водоемы)
Учитель: Правильно все это природные водоемы.

Просмотр слайдов. Загадки

Учитель: На какие две группы можно разделить перечисленные водоемы? (Ответы учеников: те, которые созданы природой, без участия человека, и те, которые создал человек.)
Учитель:Делаем вывод. Что есть естественные и искусственные водоемы.
Сформулируйте, какие водоемы называются естественными? (Ответы детей: те, что созданы самой природой)
Учитель: Какие – искусственными? (Ответы детей: те, что созданы руками человека)
Учитель: Давайте назовем какие мы знаем естественные водоемы? (Ответы детей: ручей, река, озеро, море, океан)
Учитель: А какие мы знаем искусственные? (Ответы детей: пруд, канал, водохранилище)
Учитель: Подумайте, для чего создают люди искусственные водоемы? (Ответы детей: пруд – для разведения рыбы, каналы – для судоходства, а в сельском хозяйстве для орошения полей, водохранилища для гидроэлектростанций)
Учитель: Знаете ли вы, как образуется река? Если сомневаетесь, вспомните стихотворение о  ручейке. Рек на свете много, и все они разные. Но почти каждая река с чего начинается?  (Ответы детей: начинается с родничка, с  ключа, который бьёт из-под земли. Маленькие ручейки сливаются в речки. Из малых  речек образуются реки. Они вбирают в себя подземные воды и осадки.)
Учитель: Как называется начало реки? (Ответы детей: начало реки называется истоком.)
Учитель: Подумайте, почему его так назвали?
Учитель: То место, где река впадает в море, озеро или другую реку как называют? (Ответы детей: называют устьем.)

На доске появляется схема:

    Части реки:

    исток

    русло

    берега

    устье

Учитель: Объясните, чем ручей отличается от реки?
Учитель: Чем пополняются воды реки? (Снеговое питание)
Учитель: Что такое приток реки? (Ответы детей. Приток — это река, впадающая в другую реку. Вятка и Белая – притоки.)
Учитель: Чем озеро отличается от реки? (Ответы учеников. Озеро – это природный водоём, расположенный в углублениях суши, питается подземными и поверхностными водами).

III. Фронтальная работа

Учитель: Каким цветом на карте показаны моря и океаны? (Голубым)
Учитель: В России множество больших и маленьких озёр. Какое озеро из–за огромных размеров называют озером-морем и даже просто морем? (Каспийское).
Учитель: Покажите его на карте.

Один из учеников показывает на карте.

Учитель: Назовите самое глубокое озеро. (Ответы учеников. Байкал. Наибольшая глубина его составляет 1637 м).
Учитель: Покажите его на карте.

Один из учеников показывает на карте.

Учитель:Вода в одних озёрах пресная, в других солёная, например, в Байкале – пресная, а в Каспийском озере-море – солёная. Если бы случилось так, что все люди остались без питьевой воды,  то в озере Байкал воды хватило бы для всего человечества на 7 тысяч лет.

Учитель: Реки тоже являются богатством и украшением России. Назовите и покажите самые крупные реки нашей страны (Волга, Обь, Лена, Енисей). Не ошибитесь! Реки всегда показывают на карте от истока к устью. Одна из этих рек протекает по территории нашей республике. Как называется эта река? (Ответы учащихся. Почти строго с юга на север несёт свои воды в Каспийское море главная река – Волга)

Учитель: Помните, что исток реки на карте изображён тоненькой линией, а устье выделено жирной чертой. А какие еще крупные реки вы знаете, которые протекают по территории республики Татарстан? (Ответы детей: Кама, Вятка, Белая)

Физминутка

К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре…
Вот так славно освежились,
А теперь поплыли дружно:
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Три, два, один –
Плывём как дельфин,
Качаясь на волне,
Плывём на спине.
Вышли на берег крутой,
Отряхнулись – и домой.

Учитель:  Разветвленная речная сеть Татарстана общей протяженностью около 17 тыс. км включает крупные реки – Волгу, Каму и их притоки – Вятку, Белую. Кроме того, в республике имеются 4 водохранилища, в том числе два больших – Куйбышевское и Нижнекамское.
Из общего количества водотоков республики (4098 рек, речек и ручьев общей протяженностью 19632,5 км), 3686 рек являются действительно малыми реками, длина которых не превышает 10 км.

Река Казанка

Казанка (тат. Qazansu, Казансу) — река, левый приток Волги. Длина около 140 км, площадь бассейна 2600 км?. Впадает в Куйбышевское водохранилище в черте города Казань. Одним из притоков реки является река Булак.

Историческая справка

Река Казанка берет начало из покрытой лесом возвышенности в северо-восточной части уезда, близ деревни Казанбаш, тихо течет (150 вер.) по извилистому руслу к ЮЗ между крутыми и обрывистыми берегами и впадает в Волгу, в 4 вер. ниже города Казани. Дно русла известковое, отчего вода жирная, насыщена сернокислой известью и не годна для домашнего употребления. Ширина К. 10-25 саж., глубиною 4-7 фт., но на перекатах 10-12 врш.; устье занесено песком, оттого Казанка несудоходна.
Река Казанка официально считается памятником природы номер один города Казани. Устье Казанки несколько раз перегорожено транспортными дамбами. Фактически устье сейчас – цепь искусственных заливов с почти полным отсутствием течения.

Учитель: На территории Республики Татарстан насчитывается более 8 тыс. озер. По их числу республика значительно превосходит Чувашскую Республику, Республику Марий Эл и Ульяновскую обл. Общая площадь водной поверхности Татарстана составляет 4,4 тыс. км2 или 6,4% всей территории.
Учитель: А какие наиболее крупные озера есть в РТ?
Ученик: К наиболее крупным относятся озера Средний (112 га), Нижний (56,0 га) и Верхний Кабан (25,0 га), система озер Лебяжье, состоящая из трех озер, соединенных протоками, с зеркалом 34,4 га) в черте г. Казань, Ковалинское (88,2 га) и Тарлашинское (60,1) в Лаишевском районе, Раифское (32,3 га) и Ильинское (27,5 га) в Зеленодольском районе.
Учитель: А какое озеро самое глубокое? Мы просили об этом узнатьТимура.
Ученик: В отношении глубин, большинство озер относится к мелководным водоемам (1-3 м). Среди карстовых озер, в т.ч. очень малых, встречаются глубоководные – до 20 м и более. Так, глубина оз. Раифское составляет 19,6 м,
Учитель: В республике функционирует четыре водохранилища – Куйбышевское, Нижнекамское, Заинское, Карабашское, построенные на pp. Волга, Кама, Степной Зай, Бугульминский Зай, используемые в т.ч. в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоназначения.. Послушаем сообщения наших ребят.
Ученик: Куйбышевское водохранище
Куйбышевское водохранилище – самое крупное в Европе, образовано 31.10.1955 г. вследствие    перекрытия    р. Волга    гидротехническими    сооружениями    Куйбышевского гидроузла и в 1957 г. наполнено до  53,0 м. Полный объем его составляет 57,3 км3.
Ученик: Нижнекамское водохранилище
Нижнекамское водохранилище – создано в 1978 г. путем наполнения до промежуточной отметки подпорного уровня  62,0 м БС.
Ученик: Заинское водохранилище. Заинское водохранилище – образовано в 1963 г. близ г. Заинск в связи с созданием ГРЭС и пруда охладителя.
Ученик: Карабашское водохранилище. Карабашское водохранилище – расположено близ п. Карабаш. Введено в эксплуатацию в 1957 г., пропускная способность составляет 250 м.
Учитель: Все реки несут свои воды в океан. У нас много и маленьких рек, которые не нанесены на карту. Все реки, и большие, и маленькие имеют огромное значение. Их необходимо оберегать.
Учитель: Знаете ли вы, сколько в Татарстане рек? Около 3.164 рек и речек. Перед вами карта речной сети Татарстана. Посмотрите внимательно, прочитайте и назовите эти реки.
Учитель: В каком районе Казани мы с вами живем и учимся? (Ответы детей: в Ново-Савиновском)
Учитель: А знаете сколько водоемов на территории нашего района?
Ученик: Семь водоемов в Ново-Савиновском районе Казани будут очищены от загрязнения, расположенные на территории Ново-Савиновского района озера нуждаются в очистке. Общая площадь которых составляет 32 гектара.

Просмотр фотографий

Учитель: А может быть лучше засыпать эти озера?
Ученик: По словам инспектора, уничтожение водных объектов может привести к нарушению экологической системы города. В гибнущих озерах до сих пор живут животные и рыбы, занесенные в Красную книгу.

IV. Как вести себя на воде

Учитель: Посмотрите на карту: наше государство является великой морской и речной державой. Оно раскинулось на тысячи километров. Солнце, воздух, вода при правильном их использовании являются источником закалки и укрепления здоровья человека.
Однако нарушение правил поведения на воде могут иметь тяжелые последствия, вплоть до утопления. Вот почему каждый должен научиться плавать (что мы с вами и делаем, посещая бассейн МЦ), соблюдать меры безопасности на воде и уметь оказывать помощь пострадавшим.

Правила безопасного поведения на воде

Первое правило: не стоять и не играть в тех местах, откуда можно свалиться в воду. Это могут быть – край пристани, мост, крутой берег.
Второе правило: ни в коем случае нельзя нырять в незнакомых местах. На дне могут оказаться камни, коряги, притопленные бревна.
Третье правило: не следует купаться в заболоченных местах и там, где есть водоросли и тина, так как можно запутаться в воде и утонуть.
Четвертое правило: ни в коем случае не плавать на надувных матрасах, автомобильных камерах, надувных игрушках. Они могут быть неисправными, порваться, и вы внезапно окажетесь в воде, а это очень опасно даже для умеющих плавать.
Пятое правило: нельзя цепляться за лодки, подплывать к проходящим судам, заплывать за буйки.

Физминутка

Ваня шел купаться с другом
И с большим, красивым кругом.
Ваня плавал на кругу –
Друг стоял на берегу.
Думал друг: «А если вдруг
Лопнет круг… – утонет друг.
Подниму-ка лучше лай:
«Далеко не заплывай!»
«Не волнуйся, дружок,
Выхожу на бережок!» (Дети имитируют движения)

Учитель: Давайте послушаем шуточные частушки и скажите, о каких правилах безопасного поведения на воде забыли герои

1. Вижу в море я кита,
Сердце слегка екнуло.
Он хороший, и не зря
Я его не шлепнула.

(Ответы детей: нельзя подплывать близко к лодкам и судам, а кит – огромный, как пароход, значит, тоже нельзя подплывать)

2. Пионервожатый наш
Как-то за буек заплыл.
Говорил потом весь пляж:
«Да, хороший парень был».

(Ответы детей: нельзя заплывать за буйки)

3. Я на речке под Казанью
На матрас лег надувной:
Где-то через два-три дня
В море вынесло меня.

(Ответы детей: не следует плавать на надувных матрасах и камерах)

V. Итог урока

Водоёмы нуждаются в охране. Каково значение экологически чистой воды для жизни всего живого?

“Правила бережного отношения к водоёмам”.

Предполагаемые ответы учащихся:

1) Водоёмы – это хранилища воды.
2) Дом для растений и животных.
3) Место отдыха людей.
4) Служат для перевозки грузов.
5) Люди используют в быту и на производстве.
6) Оберегать животных и растения.
7) Нельзя мыть в водоёмах машины и другие транспортные средства, так как в воду попадёт бензин или машинное масло.
8) Не выбрасывать мусор в водоёмы и не оставлять его на берегу.
9) Следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.