Тема: Водоемы. Водоемы Татарстана и их охрана.
Учебник: Плешаков «Окружающий мир».
Цели:
- Раскрыть значение водоёмов в природе и жизни человека.
- Показать необходимость и способы охраны.
- Познакомить уч-ся с разнообразием водных просторов края.
- Формировать экологическое сознание и бережное отношение учащихся к окружающей природе.
- Воспитывать любовь к природе родного края.
- Правила поведения на водоемах.
Оборудование: рабочие тетради учащихся; физическая карта России; физическая карта Татарстана.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Отрывок из стихотворения Г. Ладонщикова «Ручей-ручеёк».
– Эй, ручей-ручеёк,
Далеко ли ты потёк?
Тороплюсь я в речку,
В речку-быстротечку.
Вместе с речкою к реке
Мы помчимся налегке
И с рекою вскоре
Добежим до моря...
II. Постановка темы и цели урока
Учитель: Куда бежал ручеёк? Кто
помогал ему? (Ответы учащихся.)
Учитель: Ручей, река, море… Дополни
список слов. (Ключ, родник, ручей, река, озеро,
болото, пруд)
Назовите одним словом. (Водоемы)
Учитель: Правильно все это природные
водоемы.
Просмотр слайдов. Загадки
Учитель: На какие две группы можно
разделить перечисленные водоемы? (Ответы
учеников: те, которые созданы природой, без
участия человека, и те, которые создал человек.)
Учитель:Делаем вывод. Что есть
естественные и искусственные водоемы.
Сформулируйте, какие водоемы называются
естественными? (Ответы детей: те, что созданы
самой природой)
Учитель: Какие – искусственными? (Ответы
детей: те, что созданы руками человека)
Учитель: Давайте назовем какие мы знаем
естественные водоемы? (Ответы детей: ручей,
река, озеро, море, океан)
Учитель: А какие мы знаем искусственные?
(Ответы детей: пруд, канал, водохранилище)
Учитель: Подумайте, для чего создают
люди искусственные водоемы? (Ответы детей: пруд
– для разведения рыбы, каналы – для судоходства,
а в сельском хозяйстве для орошения полей,
водохранилища для гидроэлектростанций)
Учитель: Знаете ли вы, как образуется
река? Если сомневаетесь, вспомните стихотворение
о ручейке. Рек на свете много, и все они разные.
Но почти каждая река с чего начинается? (Ответы
детей: начинается с родничка, с ключа, который
бьёт из-под земли. Маленькие ручейки сливаются в
речки. Из малых речек образуются реки. Они
вбирают в себя подземные воды и осадки.)
Учитель: Как называется начало реки? (Ответы
детей: начало реки называется истоком.)
Учитель: Подумайте, почему его так
назвали?
Учитель: То место, где река впадает в
море, озеро или другую реку как называют? (Ответы
детей: называют устьем.)
На доске появляется схема:
Части реки:
исток
русло
берега
устье
Учитель: Объясните, чем ручей
отличается от реки?
Учитель: Чем пополняются воды реки? (Снеговое
питание)
Учитель: Что такое приток реки? (Ответы
детей. Приток — это река, впадающая в другую реку.
Вятка и Белая – притоки.)
Учитель: Чем озеро отличается от реки? (Ответы
учеников. Озеро – это природный водоём,
расположенный в углублениях суши, питается
подземными и поверхностными водами).
III. Фронтальная работа
Учитель: Каким цветом на карте
показаны моря и океаны? (Голубым)
Учитель: В России множество больших и
маленьких озёр. Какое озеро из–за огромных
размеров называют озером-морем и даже просто
морем? (Каспийское).
Учитель: Покажите его на карте.
Один из учеников показывает на карте.
Учитель: Назовите самое глубокое
озеро. (Ответы учеников. Байкал. Наибольшая
глубина его составляет 1637 м).
Учитель: Покажите его на карте.
Один из учеников показывает на карте.
Учитель:Вода в одних озёрах пресная, в других солёная, например, в Байкале – пресная, а в Каспийском озере-море – солёная. Если бы случилось так, что все люди остались без питьевой воды, то в озере Байкал воды хватило бы для всего человечества на 7 тысяч лет.
Учитель: Реки тоже являются богатством и украшением России. Назовите и покажите самые крупные реки нашей страны (Волга, Обь, Лена, Енисей). Не ошибитесь! Реки всегда показывают на карте от истока к устью. Одна из этих рек протекает по территории нашей республике. Как называется эта река? (Ответы учащихся. Почти строго с юга на север несёт свои воды в Каспийское море главная река – Волга)
Учитель: Помните, что исток реки на карте изображён тоненькой линией, а устье выделено жирной чертой. А какие еще крупные реки вы знаете, которые протекают по территории республики Татарстан? (Ответы детей: Кама, Вятка, Белая)
Физминутка
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре…
Вот так славно освежились,
А теперь поплыли дружно:
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Три, два, один –
Плывём как дельфин,
Качаясь на волне,
Плывём на спине.
Вышли на берег крутой,
Отряхнулись – и домой.
Учитель: Разветвленная речная сеть
Татарстана общей протяженностью около 17 тыс. км
включает крупные реки – Волгу, Каму и их притоки
– Вятку, Белую. Кроме того, в республике имеются 4
водохранилища, в том числе два больших –
Куйбышевское и Нижнекамское.
Из общего количества водотоков республики (4098
рек, речек и ручьев общей протяженностью 19632,5 км),
3686 рек являются действительно малыми реками,
длина которых не превышает 10 км.
Река Казанка
Казанка (тат. Qazansu, Казансу) — река, левый приток Волги. Длина около 140 км, площадь бассейна 2600 км?. Впадает в Куйбышевское водохранилище в черте города Казань. Одним из притоков реки является река Булак.
Историческая справка
Река Казанка берет начало из покрытой лесом
возвышенности в северо-восточной части уезда,
близ деревни Казанбаш, тихо течет (150 вер.) по
извилистому руслу к ЮЗ между крутыми и
обрывистыми берегами и впадает в Волгу, в 4 вер.
ниже города Казани. Дно русла известковое, отчего
вода жирная, насыщена сернокислой известью и не
годна для домашнего употребления. Ширина К. 10-25
саж., глубиною 4-7 фт., но на перекатах 10-12 врш.;
устье занесено песком, оттого Казанка
несудоходна.
Река Казанка официально считается памятником
природы номер один города Казани. Устье Казанки
несколько раз перегорожено транспортными
дамбами. Фактически устье сейчас – цепь
искусственных заливов с почти полным
отсутствием течения.
Учитель: На территории Республики
Татарстан насчитывается более 8 тыс. озер. По их
числу республика значительно превосходит
Чувашскую Республику, Республику Марий Эл и
Ульяновскую обл. Общая площадь водной
поверхности Татарстана составляет 4,4 тыс. км2
или 6,4% всей территории.
Учитель: А какие наиболее крупные озера
есть в РТ?
Ученик: К наиболее крупным относятся
озера Средний (112 га), Нижний (56,0 га) и Верхний
Кабан (25,0 га), система озер Лебяжье, состоящая из
трех озер, соединенных протоками, с зеркалом 34,4
га) в черте г. Казань, Ковалинское (88,2 га) и
Тарлашинское (60,1) в Лаишевском районе, Раифское
(32,3 га) и Ильинское (27,5 га) в Зеленодольском
районе.
Учитель: А какое озеро самое глубокое?
Мы просили об этом узнатьТимура.
Ученик: В отношении глубин, большинство
озер относится к мелководным водоемам (1-3 м).
Среди карстовых озер, в т.ч. очень малых,
встречаются глубоководные – до 20 м и более. Так,
глубина оз. Раифское составляет 19,6 м,
Учитель: В республике функционирует
четыре водохранилища – Куйбышевское,
Нижнекамское, Заинское, Карабашское, построенные
на pp. Волга, Кама, Степной Зай, Бугульминский Зай,
используемые в т.ч. в целях питьевого и
хозяйственно-бытового водоназначения..
Послушаем сообщения наших ребят.
Ученик: Куйбышевское водохранище
Куйбышевское водохранилище – самое крупное в
Европе, образовано 31.10.1955 г. вследствие
перекрытия р. Волга
гидротехническими
сооружениями Куйбышевского гидроузла
и в 1957 г. наполнено до 53,0 м. Полный объем его
составляет 57,3 км3.
Ученик: Нижнекамское водохранилище
Нижнекамское водохранилище – создано в 1978 г.
путем наполнения до промежуточной отметки
подпорного уровня 62,0 м БС.
Ученик: Заинское водохранилище.
Заинское водохранилище – образовано в 1963 г. близ
г. Заинск в связи с созданием ГРЭС и пруда
охладителя.
Ученик: Карабашское водохранилище.
Карабашское водохранилище – расположено близ п.
Карабаш. Введено в эксплуатацию в 1957 г.,
пропускная способность составляет 250 м.
Учитель: Все реки несут свои воды в
океан. У нас много и маленьких рек, которые не
нанесены на карту. Все реки, и большие, и
маленькие имеют огромное значение. Их необходимо
оберегать.
Учитель: Знаете ли вы, сколько в
Татарстане рек? Около 3.164 рек и речек. Перед вами
карта речной сети Татарстана. Посмотрите
внимательно, прочитайте и назовите эти реки.
Учитель: В каком районе Казани мы с вами
живем и учимся? (Ответы детей: в
Ново-Савиновском)
Учитель: А знаете сколько водоемов на
территории нашего района?
Ученик: Семь водоемов в
Ново-Савиновском районе Казани будут очищены от
загрязнения, расположенные на территории
Ново-Савиновского района озера нуждаются в
очистке. Общая площадь которых составляет 32
гектара.
Просмотр фотографий
Учитель: А может быть лучше засыпать
эти озера?
Ученик: По словам инспектора,
уничтожение водных объектов может привести к
нарушению экологической системы города. В
гибнущих озерах до сих пор живут животные и рыбы,
занесенные в Красную книгу.
IV. Как вести себя на воде
Учитель: Посмотрите на карту: наше
государство является великой морской и речной
державой. Оно раскинулось на тысячи километров.
Солнце, воздух, вода при правильном их
использовании являются источником закалки и
укрепления здоровья человека.
Однако нарушение правил поведения на воде могут
иметь тяжелые последствия, вплоть до утопления.
Вот почему каждый должен научиться плавать (что
мы с вами и делаем, посещая бассейн МЦ), соблюдать
меры безопасности на воде и уметь оказывать
помощь пострадавшим.
Правила безопасного поведения на воде
Первое правило: не стоять и не играть в
тех местах, откуда можно свалиться в воду. Это
могут быть – край пристани, мост, крутой берег.
Второе правило: ни в коем случае нельзя
нырять в незнакомых местах. На дне могут
оказаться камни, коряги, притопленные бревна.
Третье правило: не следует купаться в
заболоченных местах и там, где есть водоросли и
тина, так как можно запутаться в воде и утонуть.
Четвертое правило: ни в коем случае не
плавать на надувных матрасах, автомобильных
камерах, надувных игрушках. Они могут быть
неисправными, порваться, и вы внезапно окажетесь
в воде, а это очень опасно даже для умеющих
плавать.
Пятое правило: нельзя цепляться за
лодки, подплывать к проходящим судам, заплывать
за буйки.
Физминутка
Ваня шел купаться с другом
И с большим, красивым кругом.
Ваня плавал на кругу –
Друг стоял на берегу.
Думал друг: «А если вдруг
Лопнет круг… – утонет друг.
Подниму-ка лучше лай:
«Далеко не заплывай!»
«Не волнуйся, дружок,
Выхожу на бережок!» (Дети имитируют движения)
Учитель: Давайте послушаем шуточные частушки и скажите, о каких правилах безопасного поведения на воде забыли герои
1. Вижу в море я кита,
Сердце слегка екнуло.
Он хороший, и не зря
Я его не шлепнула.
(Ответы детей: нельзя подплывать близко к лодкам и судам, а кит – огромный, как пароход, значит, тоже нельзя подплывать)
2. Пионервожатый наш
Как-то за буек заплыл.
Говорил потом весь пляж:
«Да, хороший парень был».
(Ответы детей: нельзя заплывать за буйки)
3. Я на речке под Казанью
На матрас лег надувной:
Где-то через два-три дня
В море вынесло меня.
(Ответы детей: не следует плавать на надувных матрасах и камерах)
V. Итог урока
Водоёмы нуждаются в охране. Каково значение экологически чистой воды для жизни всего живого?
“Правила бережного отношения к водоёмам”.
Предполагаемые ответы учащихся:
1) Водоёмы – это хранилища воды.
2) Дом для растений и животных.
3) Место отдыха людей.
4) Служат для перевозки грузов.
5) Люди используют в быту и на производстве.
6) Оберегать животных и растения.
7) Нельзя мыть в водоёмах машины и другие
транспортные средства, так как в воду попадёт
бензин или машинное масло.
8) Не выбрасывать мусор в водоёмы и не оставлять
его на берегу.
9) Следить за чистотой воды, расчищать родники и
ручьи.