"Формирование компетенций гражданственности в системе патриотического воспитания в ФГОУ СПО МСХТ"

Разделы: Общепедагогические технологии


“Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ  к сердцу человека…”

К.Д. Ушинский

События настоящего времени подтверждают, что нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное воздействие на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения, прежде всего современной молодежи.

Построение в России правового государства и гражданского общества актуализирует проблему готовности молодого человека к выбору и самостоятельному ответственному действию в политической, экономической, культурной жизни. Это предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических и деятельностных качеств, в частности патриотизма, гражданского долга, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите.

Цель предлагаемого проекта – создание условий для формирования у студентов важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, развития и воспитания поколения, обладающего важнейшими социально значимыми компетенциями, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества.

В качестве задач, решение которых обеспечивает достижение данной цели, реализация проекта предусматривает:

  • формирование самосознания молодежи, их ценностного отношения к личности, обществу, государству;
  • приобщение студентов к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры нашего Отечества;
  • воспитание уважения к закону, социальной и гражданской ответственности.

Предлагаемый проект реализуется в техникуме через следующие компоненты содержания патриотического воспитания:

  • – военно-исторический;
  • – историко-краеведческий;
  • – гражданско-правовой.

Предполагаемый результат: воспитание выпускника техникума, владеющего компетенциями гражданственности, способного к самореализации в обществе.

Содержание проекта

Формирование у молодежи способности к действенной любви к Отечеству, привитии гордости за русскую историю, Армию, уважения к русской военной истории, военной службе и военной форме одежды, ориентации на сохранение и приумножение славных воинских традиций предков – одно из приоритетных направлений патриотического воспитания.

В соответствии с Федеральным законом РФ “О днях воинской славы” в техникуме подготовлен и оформлен тематический стенд “Дни воинской славы России”, разработан алгоритм работы по накоплению материала в портфолио “Дни воинской славы России”. (Приложение № 1, Приложение 2, Приложение 3) Результаты активной поисковой работы студентов органично используются в контексте учебных занятий по отечественной истории, целого комплекса воспитательных мероприятий.

Студенческий совет техникума в ноябре 2007 году выступил с инициативой возложить памятный венок к Монументу Вечной Славы в День народного единения и предложил другим учебным заведениям продолжить эту инициативу, чтобы ни один из Дней воинской славы не оставался без внимания молодежи города Димитровграда.

В рамках военно-патриотического направления в техникуме организуются тематические вечера, ток-шоу. Подобные мероприятия характеризуются публицистичностью, документально-художественной образностью, композиционной стройностью сценического действия, опорой на жизненный опыт молодежи, оказывают эмоциональное воздействие на духовную сферу студентов. Наглядным примером могут послужить ток-шоу “Живая память” к 20-летию вывода Советских войск из Афганистана, тематический вечер “Нам есть что помнить и есть что беречь” к Дню победы, конференция, посвященная Дню снятия блокады Ленинграда – “Мы дышим завтрашним, свободным щедрым днем – мы этот день уже завоевали”.

Результатом проведения таких мероприятий становится осознание студентами чувства гордости за принадлежность к великому народу, к его свершениям, почитание национальных святынь и символов, увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества.

Воспитанию социально активных граждан, готовых к защите Родины, выполнению воинского долга способствуют тематические классные часы, уроки гражданственности “Есть такая профессия – Родину защищать”, “Патриотизм: знак вопроса”, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками войны в Афганистане, вооруженных конфликтов на Северном Кавказе. (Приложение № 4)

Познание историко-культурных корней на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ним, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве являются основой историко-краеведческого компонента патриотического воспитания.

“Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества”, – писал академик Д. Лихачев.

Краеведение – это часть национальной культуры, которая наиболее близка и дорога каждому. Краеведение позволяет значительно расширить и углубить знания и представления студентов об окружающем мире, освоить навыки использования методов различных предметов и научных дисциплин для осуществления краеведческих и иных исследований.

Студенты техникума изучают историю своей семьи, техникума, села, города, области, узнают разные стороны общественной жизни края: социальную, экономическую, политическую и культурную. Изучение осуществляется в форме поисково-исследовательской работы по следующим направлениям:

– Из истории моей семьи;

– Прошлым гордимся. В будущее верим. Историю пишем сейчас.

– Судьба семьи в судьбе страны.

Личные впечатления, которые появляются у студентов в процессе реализации различных форм учебной и внеклассной работы с использо-ванием краеведческих материалов, усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так, человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: “Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная”. Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут стать одним из принципов исследования краеведческих материалов.

Большое внимание уделяется организации учебных занятий и внеклассных мероприятий в активной форме (игра, викторина, интеллектуальный ринг), что позволяет повысить, прежде всего, интерес к региональному (краеведческому) компоненту в междисциплинарных связях, помогает сосредоточить внимание, облегчить восприятие и запоминание материала, вызывает позитивное эмоциональное отношение к изучению событий хоть и далеких исторически, но близких по духу и содержанию. (Приложение № 5, Приложение 6)

Развитию познавательного интереса к изучению истории города Димитровграда способствует разработанная преподавателями и студентами техникума Интернет-викторина “Рассказ-викторина об истории города Димитровграда”, которая проводилась на сайте техникума в феврале 2009 года.

Ощутимую пользу в процессе воспитания личности приносят краеведческие экскурсии, которые разрабатывают и организуют слушатели отделения “Экскурсоводоведение” факультета общественных профессий техникума. В рамках проекта “Живая история” слушатели факультета разработали и проводят учебные экскурсии: загородную экскурсию по маршруту Димитровград-Антоновка “Согласно его монаршей воли”, организуемую по дисциплине “История” по теме “Отмена крепостного права”, экскурсию с элементами викторины “Великие крестьянские войны. Крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева”, экскурсию по городу Казань “Взятие Казани Иваном Грозным”. (Приложение № 7 )

Уже второй года в техникуме работает экспозиция под названием “Я тот, кто любит свой город”. Эта коллекция живописи включает в себя более 60 работ именитых димитровградских художников. По выставке проводится экскурсия “Мелодии проспектов и пейзажей”в рамках проекта “Признание в любви родному городу”, организуется ток-шоу “Портрет на фоне пейзажа”, викторина “Ты узнал уголок города, где стоял художник с мольбертом”.

В 2009 году в техникуме открыт музей-аудитория “Вдохновение”, посвященный творчеству широко известного в г. Димитровграде человека, заслуженного работника культуры России Л.М. Мамай. Доброй традицией станет проведение первых уроков по дисциплинам “Литература”, “Русский язык и культура речи” с тематического вечера о жизни и творчестве этого замечательного живописца, который будут проводить как преподаватели, так и экскурсоводы из числа студентов.

Реалии сегодняшнего дня требуют социализированного специалиста, способного участвовать в решении современных проблем гражданского общества. Формирование правовой культуры и законопослушности, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу и выполнению своего конституционного долга, гражданских обязанностей – эти задачи решаются в рамках гражданско-правового направления.

От уровня правовой культуры выпускников зависит очень многое: уровень профессиональной компетентности будущих специалистов, их адаптация и степень защищённости в современном обществе. Формированию гражданских компетенций выпускников способствуют работа Клуба правовых знаний, с постоянно работающим консультационным центром, лектории “Изучаем право”, классные часы на тему “Государственные символы России”. Мероприятия “Сделай свой выбор!”, “Выборы в Законодательное собрание Ульяновской области”, деловая игра “Требуется президент” повышают уровень политической грамотности и культуры студентов.

Активное участие студентов техникума в традиционной акции “Добрые дела”, организуемой Комитетом по делам молодежи г. Димитровграда, позволяет им увидеть, что их труд приносит реальную пользу людям. Это ведет к изменению мотивационной сферы, воспитанию потребности в общественной деятельности, обогащению социального опыта студентов.

Патриотическое воспитание, формирование у молодого поколения чувства принадлежности и сопричастности Российскому государству и обществу, желания достойно жить, плодотворно трудиться в сотрудничестве со своими согражданами, самореализовываться в своей стране является одним из основных приоритетов развития государства и общества, основной задачей воспитания молодежи в современных социокультурных условиях.

Результат патриотического воспитания в образовательном учреждении возможен лишь при условии, что все действия осуществляются в определенной системе, где каждый этап деятельности выполняет свою определенную воспитательную задачу, являясь необходимым звеном всего воспитательного процесса.

Именно подход комплексного проектирования процесса воспитания позволит соединить профессиональную компетентность с гражданским поведением специалиста.

Список литературы

  1. Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы”.
  2. Гражданское становление и патриотическое воспитание молодежи: Методический сборник // Под. ред. И.И. Мельниченко, И.В. Метлика. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2005.
  3. Алиева И.Е. Воспитание активной гражданской позиции студентов// Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу “СПО”. – 2007. №6.
  4. Городилова И.Б. Патриотизм – основа становления личности// Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу “СПО”. – 2004. №8.
  5. Густырь А.В. Формы и методы работы по патриотическому воспитанию студентов// СПО. – 2004. № 4.
  6. Журавлева А.И. Воспитываем профессионала и гражданина// СПО. – 2006. № 1.
  7. Засухина А.Н. Патриотическое воспитание в ссузе// Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу “СПО”. – 2005. №3.
  8. Здерева Г.В. Принципы патриотического и межнационального воспитания// СПО. – 2005. № 11.
  9. Мальгин Е.Л. Формирование российской идентичности у студенческой молодежи как основы патриотического воспитания// СПО. – 2008. № 11.
  10. Нефедкин О.А. Особенности гражданско-патриотического воспитания студенче кой молодежи в современных условиях// Новые педагогические исследования. – 2007. № 2.
  11. Попов В.П. Актуальные вопросы патриотического воспитания студентов // СПО. Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу “СПО”. – 2007. №5.
  12. Снопко Н.М. Постановка эффективного патриотического воспитания студентов ссузов// Новые педагогические исследования. – 2007. № 2.
  13. Снопко Н.М. Руководство процессом патриотического воспитания в системе СПО// СПО. Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу “СПО”. – 2007. №5.
  14. Тапилин А.И. Студенческие краеведческие экскурсии// Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу “СПО”. – 2009. №1.