Анализ современной социокультурной ситуации в нашей стране показывает важность патриотизма как нравственной ценности, оказывающей влияние на формирование личности гражданина. Патриотическое воспитание в период построения гражданского общества несёт в себе нравственный аспект, а гражданское воспитание привносит в процесс воспитания правовую и социальную составляющую.
Представленное мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, так как способствует формированию у студентов личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, укреплению авторитета армии. А кроме этого развивает общий кругозор студентов. Мероприятие проводится в канун Дня памяти воинов –интернационалистов и приурочено к 20-летию вывода советских войск из Афганистана. Организованное в форме ток-шоу, оно предполагает не только непосредственное общение с ветеранами афганской войны, но и одной из задач имеет ознакомление студентов с фрагментами истории России ХХ века, дает возможность оценить эти неоднозначные события, взглянуть на них глазами участников, сформировать чувство любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в период боевых действий.
Данное мероприятие характеризуются публицистичностью, документально-художественной образностью, композиционной стройностью сценического действия, опорой на жизненный опыт молодежи, оказывает эмоциональное воздействие на духовную сферу студентов.
Результатом проведения мероприятия стало осознание студентами чувства гордости за принадлежность к великому народу, увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества.
Для успешного проведения данного мероприятия необходимо провести некоторую предварительную работу:
- наладить контакт с общественной организацией Совет ветеранов войны в Афганистане;
- подготовить зал, оформить сцену, в соответствии с тематикой и создать торжественно – официальную обстановку;
- смонтировать видеосопровождение по материалам предложенным ветеранами, подготовить мультимедийную презентацию;
- провести предварительное анкетирование студентов об отношении их к воинском долгу;
- подобрать стихи;
- подобрать музыкальное сопровождение;
- составить со студентами вопросы для гостей.
Данная методическая разработка может быть использована при проведении учебных занятий по дисциплинам гуманитарного цикла, при подготовке классных часов и внеклассных мероприятий патриотической направленности.
Сценарий мероприятия
Ведущий 1: У этих войн еще нет истории. Она не написана. Мы знаем о них ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть.
Ведущий 2: Но у этих войн есть свидетели. Тысячи свидетелей. И они хотят быть услышанными раньше, чем их придумают такими, какими они будут удобны и опять кому-то для чего-то нужны. Они хотят быть нужными правде и памяти.
Ведущий 1: Нашу встречу сегодня мы назвали “Живая память”. Именно живая память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других “горячих точках”.
Ведущий 2: Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поем.
Ведущий 1: 15 февраля – особый день. Это дата начала вывода советских войск из Афганистана.
Ведущий 2: Прошло уже ровно 20 лет с окончания той войны. Но и сейчас вспыхивают пожары, где необходимо присутствие российского солдата. И для участников вооруженных конфликтов в Чечне и других горячих точках этот день тоже стал днем памяти.
Ведущий 1: Об этих войнах ни на день не умолкает спор: участие в войнах и вооруженных конфликтах есть добро или зло для российских солдат и нашей страны? Не напрасны ли были эти жертвы? Закалила или, напротив, исковеркала души и судьбы солдат война?
Ведущий 2: В преддверии сегодняшней встречи в техникуме было проведено анкетирование об отношении студентов к воинскому долгу (Приложение № 1).
Ведущий 1: Одним из вопросов, которые были заданы студентам, звучал так: “Как вы относитесь к тому, что наши соотечественники исполняли свой воинский долг в Афганистане ”.
Ведущий 2: Ответы разделились на четыре мнения:
– 22% не знают, зачем и кому это было
нужно;
– 21% респондентов считает, что в этом не было
смысла;
– 27% полагают, что это было необходимо;
– и 30% считают это воинским долгом и говорят, что
это не обсуждается.
Ведущий 1: Именно поэтому сегодня мы приглашаем к разговору два поколения: участников войн в Афганистане, Чечне, и вас, студентов Мелекесского сельскохозяйственного техникума.
Ведущий 2: Кому же нужны были эти войны? Как все начиналось? Начать наш разговор мы хотели с событий 1978 года.
Просмотр видеоролика об исторических предпосылках войны в Афганистане
Ведущий 1: По-разному оцениваются события тех лет. По-разному смотрят на афганскую войну те, кто отдавал приказы, те, кто их исполнял. Но для тех и других действия, которые проходили на территории Афганистана укладываются в одно ёмкое и страшное слово – война. Война, которая никогда не должна повториться, уроки которой должны быть усвоены на всю оставшуюся жизнь.
Чтец:
Афганистан! Ты весь во мне:
Разрывами гранат, осколками свинца,
Ты заревом окутан, весь в огне,
Страданиям и болям нет конца.
Афганистан! Ты наша боль и горе,
Крик матерей доносится сюда,
Горючих слез уж выплакано море,
Пожалуй, хватит их на все года.
И снова поднимаюсь я в атаку,
И снова пули поднимают пыль.
Афган! Зачем же раньше сроку
Суровую всем открываешь быль.
Историю не повернуть вспять,
Сполна мы за Россию заплатили,
Но память возвращает нас опять
В Афганистан – туда, где мы служили.
Ведущий 2: Мы приглашаем на сцену наших гостей: Зотова Михаила Александровича, председателя Общественной организации “Совет ветеранов войны в Афганистане”, и Щипанского Виктора Станиславовича, члена Совета ветеранов войны в Афганистане.
Вопросы гостям:
- Сколько Вам было лет, когда Вы оказались в Афганистане?
- Как к этому известию отнеслась Ваша семья?
- Был ли у Вас раньше опыт боевых действий?
- Что вас потрясло в Афганистане больше всего?
- Как долго Вы были там?
- Что Вам дал Афганистан?
- Какое задание было самое трудное?
- Были ли у Вас ранения?
- Какое было Ваше главное оружие?
Слова благодарности. Вручение цветов.
Ведущий 1: Для Вас поет Николай Голованов. “Санинструктор”.
Ведущий 1: 10 лет войны,10 лет боев, крови, страха, подвигов. На истерзанных пулями и осколками афганских высотах, при защите мирных кишлаков, охране грузов проявились лучшие черты наших современников, солдат и офицеров.
Ведущий 2: Документ– справка: “Потери личного состава ограниченного контингента советских войск в Республике Афганистан в период с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. составили: убито, умерло от ран 13833 человека из состава 40-й армии. Ранено 49985 человек, стали инвалидами 6759, пропали без вести 312 человек.
Ведущий 1: В Афганской войне погибли 13 димитровградцев, 1 пропал без вести.
Ведущий 2: А сейчас мы хотели бы пригласить на сцену Кулакову Александру Степановну. Ее сын Валерий, окончив профтехучилище №11, 18 сентября 1982 года был призван в армию, затем – Афганистан. Он погиб, исполняя свой воинский долг 22 мая 1984 года, в день рождения мамы, до демобилизации оставалось 3 месяца. Валерий посмертно награжден орденом к4расной звезды.
Ведущий 1: Мы просим выйти на сцену Исакову Нину Александровну. Ее сын Олег, окончив Димитровградский техникум молочной промышленности, был призван в Армию. Олег служил водителем, доставлял топливо для военных самолетов. 29 июля 1981 его автоколонна попала под обстрел. Погибли все. Олег посмертно награжден орденом Красной Звезды.
Ведущий 2: Нина Александровна, Александра Степановна! Мы предоставляем Вам слово. Скажите, каково Ваше отношение к службе в армии?
Ведущий 1: А как Вы думаете, сильно ли изменилось нынешнее поколение молодежи, способны ли они на подвиг?
Ведущий 2: Спасибо Вам, что Вы так мужественно храните память о своих сыновьях, общаетесь с молодежью.
Вручение цветов.
Ведущий 1: А сейчас мы вновь вернемся к результатам анкетирования. Каково отношение наших студентов к службе в армии?
Ведущий 2:
– 46% опрошенных хотели бы служить;
– 29% респондентов ответили отрицательно и 26%
затруднились дать точный ответ.
Ведущий 1: 9% респондентов считают, что служба в армии подрывает психическое и физическое здоровье человека. Однако 32% говорят, что армия необходима молодым людям для улучшения физической формы. А 50% всех респондентов высказали мнение, что служба необходима молодым людям для становления личности. 51% всех респондентов также считает, что служба в армии нужна прежде всего Родине.
Ведущий 2: Почему же молодые люди не хотят служить в армии? Почему некоторые считают армию опасной территорией?
Ведущий 1: Мы приглашаем к разговору преподавателя нашего техникума, Альберта Алексеевича Гаака – подполковника запаса, кавалера ордена Красной звезды. В 1979-1980 годах Альберт Алексеевич служил в составе ограниченного воинского контингента ВС СССР в республике Афганистан.
Ведущий 2: Альберт Алексеевич, что Вы думаете по этому поводу?
Ведущий 1: Спасибо, Альберт Алексеевич.
Вручение цветов.
Чтец:
Запах войны здесь услышит любой,
И дым сигарет, как туманная завесь,
Живу я в Афгане давно уж с тобой
И пылью, и потом, и кровью пропах весь.
А в модуле нашем полнейший бардак -
Давно все мы ждем самолета,
Душой уже дома здесь каждый чудак,
А в целом мечтает вся рота,
Ведь счастье нас ждет впереди,
Как радостны с милыми встречи,
И потому ты, браток, не сиди,
Скорей собирай свои вещи.
И вот самолет показался вдали,
И счастьем наполнились лица,
Как долго тебя, дорогой, мы ждали,
Чтоб к милым своим возвратиться
Любимая, ты меня подожди,
Теперь я уже на подлете,
И радостно корпус дрожит
На нашем родном самолете.
Ведущий 2: Мы предлагаем вновь вернуться к истории.
Видеоролик о выводе советских войск из Афганистана часть 2
Ведущий 1: Мы приглашаем на сцену членов Совета ветеранов войны в Афганистане Галактионова Андрея Николаевича, и Гаязова Дамира Идрисовича.
Ведущий 2: Скажите, что Вы почувствовали, когда узнали, что наши войска покидают Афган? Что Вы чувствуете сейчас спустя долгие годы?
Ведущий 1: Спасибо большое.
На фоне мелодии из песни “Журавли” читается стихотворение:
Уходили парни из Афгана
Через перевалы и Саланг…
Уходили парни утром ранним,
А в мечети голосил мулла.
И была молитва,
Как спасение, что парней
Убережет Аллах…
Не забыть февраль и воскресение,
Радость и улыбки
На устах.
Ведущий 1: Немало воды утекло с того времени. Потихоньку зажили раны, возмужали, стали мудрее, состарились солдаты и офицеры. Но только память о далёкой Афганской войне жива, и стереть события той войны не смогут ни годы, ни расстоянья.
Ведущий 2: Многим не суждено было вернуться к родному порогу, немало полегло совсем юных мальчишек на каменистой афганской земле, среди них и наши земляки. Память о парнях, не вернувшихся с той войны, память о тех, кто ушел из жизни в мирное время будет вечной.
Минута молчания
Слайды с фотографиями димитровградцев, погибших в Афганистане.
Ведущий 1: Когда выводили советские войска из Афганистана, многие надеялись, что на свете станет больше мира, что воины займутся созидательным трудом, что успокоятся сердца их матерей и жён. Но, увы, так не случилось. Прошло совсем немного времени, и начались конфликты в Чечне, в Абхазии, Южной Осетии. И снова потребовалась помощь российских солдат, и снова матери стали терять своих сыновей и лить нескончаемые слёзы.
Ведущий 2: Это незаживающая рана России. “Восстановление конституционности и правопорядка на территории Чеченской республики”, “ Ликвидация незаконных вооруженных бандформирований”, “Антитеррористическая операция” … так назывались события, происходящие в республике Чечня.
Ведущий 1: Но – это война.
Ведущий 2: В декабре 1994 года началась первая чеченская компания. Мы были свидетелями кровавых злодеяний Шамиля Басаева, Аслана Масхадова, Хаттаба.
Ведущий 1: Внимание на экран.
Видеоролик о вооруженных конфликтах в Чеченской республике.
Ведущий 2: Рядом с нами есть люди, которые могут рассказать не менее драматичные правдивые истории из своей жизни, люди, пережившие события, происходящие в Чеченской республике.
Ведущий 1: Мы просим пройти на сцену Ашурова Ильхама Аманкуловича.
Ведущий 2: С каким чувством вы вспоминаете свою службу в Чечне?
Вопросы гостю:
Что дала вам служба в армии?
Что приобрели ли вы за годы службы?
Расскажите, пожалуйста, где вы проходили службу?
Помните ли вы день своего призыва?
Ведущий 1: Примите от нас слова благодарности.
Вручение цветов.
Чтец: “Я не хочу быть русским Рембо” (Приложение №2)
Ведущий 2: Мы приглашаем на сцену председателя комитета солдатских матерей “Сыновья” Зубареву Зинаиду Андреевну. Ее сын Юрий, не закончив механико-технологический техникум молочной промышленности 26 декабря 1993 года был призван в армию, служил в морской пехоте во Владивостоке. Затем была Чечня. 7 февраля Юра погиб. Зубарев Юрий награжден посмертно орденом Мужества.
Ведущий 1: Мы просим подняться на сцену Шалину Галину Игнатьевну. Ее сын Александр был призван в армию 14 декабря 1993 года в войска ВДВ в Северо-Кавказский военный округ. Погиб в августе 1994 года, исполняя воинский долг в Абхазии.
Ведущий 2: Что дает служба в армии молодым ребятам?
Ведущий 1: Что бы Вы хотели пожелать современным молодым людям, которым предстоит служба в армии?
Вручение цветов.
Ведущий 2: Поет Николай Голованов. “Дети синдрома локального”.
Ведущий 1: В завершении нашей встречи еще раз хотим выразить слова благодарности нашим гостям.
Ведущий 2: Чтобы ни говорили, чтобы ни думали, вы сумели с достоинством и честью пройти огонь боёв и дым пожарищ…
Ведущий 1: Чтобы ни говорили, чтобы не думали, вы знаете цену, мужской дружбе, закаленной в огне, знаете, как оплакивать потери, вы честны перед совестью и святой памятью.
Ведущий 2: Человеческая жизнь не бесконечна и продлить ее может лишь память, которая одна только побеждает время. (Обращение к эпиграфу)
Ведущий 1: Память войны.
Ведущий 2: Живая память.
Ведущий 1: Счастлив тот, кто не знает ее.
Ведущий 2: И мы хотели бы пожелать всем добрым людям: не знать ее никогда.
Ведущий 1: Не ведать, не носить раскаленные угли в сердце, сжигающие его.
Ведущий 2: Для Вас поет Петров Антон.
Песня “Я вернусь” муз. Г. Витке, сл. Л. Дербенева
Список литературы
- Гражданское становление и патриотическое воспитание молодежи: Методический сборник / Под. ред. И.И. Мельниченко, И.В. Метлика. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2005.
- Засухина А.Н. Патриотическое воспитание в ссузе// Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу “СПО”. – 2005. №3.
- Попов В.П. Актуальные вопросы патриотического воспитания студентов // СПО. Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу “СПО”. – 2007. №5.
- Снопко Н.М.. Руководство процессом патриотического воспитания
в системе СПО// СПО. Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу “СПО”. – 2007. №5.