"Живая память"

Разделы: Внеклассная работа


Анализ современной социокультурной ситуации в нашей стране показывает важность патриотизма как нравственной ценности, оказывающей влияние на формирование личности гражданина. Патриотическое воспитание в период построения гражданского общества несёт в себе нравственный аспект, а гражданское воспитание привносит в процесс воспитания правовую и социальную составляющую.

Представленное мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, так как способствует формированию у студентов личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, укреплению авторитета армии. А кроме этого развивает общий кругозор студентов. Мероприятие проводится в канун Дня памяти воинов –интернационалистов и приурочено к 20-летию вывода советских войск из Афганистана. Организованное в форме ток-шоу, оно предполагает не только непосредственное общение с ветеранами афганской войны, но и одной из задач имеет ознакомление студентов с фрагментами истории России ХХ века, дает возможность оценить эти неоднозначные события, взглянуть на них глазами участников, сформировать чувство любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в период боевых действий.

Данное мероприятие характеризуются публицистичностью, документально-художественной образностью, композиционной стройностью сценического действия, опорой на жизненный опыт молодежи, оказывает эмоциональное воздействие на духовную сферу студентов.

Результатом проведения мероприятия стало осознание студентами чувства гордости за принадлежность к великому народу, увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества.

Для успешного проведения данного мероприятия необходимо провести некоторую предварительную работу:

  • наладить контакт с общественной организацией Совет ветеранов войны в Афганистане;
  • подготовить зал, оформить сцену, в соответствии с тематикой и создать торжественно – официальную обстановку;
  • смонтировать видеосопровождение по материалам предложенным ветеранами, подготовить мультимедийную презентацию;
  • провести предварительное анкетирование студентов об отношении их к воинском долгу;
  • подобрать стихи;
  • подобрать музыкальное сопровождение;
  • составить со студентами вопросы для гостей.

Данная методическая разработка может быть использована при проведении учебных занятий по дисциплинам гуманитарного цикла, при подготовке классных часов и внеклассных мероприятий патриотической направленности.

Сценарий мероприятия

Ведущий 1: У этих войн еще нет истории. Она не написана. Мы знаем о них ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть.

Ведущий 2: Но у этих войн есть свидетели. Тысячи свидетелей. И они хотят быть услышанными раньше, чем их придумают такими, какими они будут удобны и опять кому-то для чего-то нужны. Они хотят быть нужными правде и памяти.

Ведущий 1: Нашу встречу сегодня мы назвали “Живая память”. Именно живая память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других “горячих точках”.

Ведущий 2: Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поем.

Ведущий 1: 15 февраля – особый день. Это дата начала вывода советских войск из Афганистана.

Ведущий 2: Прошло уже ровно 20 лет с окончания той войны. Но и сейчас вспыхивают пожары, где необходимо присутствие российского солдата. И для участников вооруженных конфликтов в Чечне и других горячих точках этот день тоже стал днем памяти.

Ведущий 1: Об этих войнах ни на день не умолкает спор: участие в войнах и вооруженных конфликтах есть добро или зло для российских солдат и нашей страны? Не напрасны ли были эти жертвы? Закалила или, напротив, исковеркала души и судьбы солдат война?

Ведущий 2: В преддверии сегодняшней встречи в техникуме было проведено анкетирование об отношении студентов к воинскому долгу (Приложение № 1).

Ведущий 1: Одним из вопросов, которые были заданы студентам, звучал так: “Как вы относитесь к тому, что наши соотечественники исполняли свой воинский долг в Афганистане ”.

Ведущий 2: Ответы разделились на четыре мнения:

– 22% не знают, зачем и кому это было нужно;
– 21% респондентов считает, что в этом не было смысла;
– 27% полагают, что это было необходимо;
– и 30% считают это воинским долгом и говорят, что это не обсуждается.

Ведущий 1: Именно поэтому сегодня мы приглашаем к разговору два поколения: участников войн в Афганистане, Чечне, и вас, студентов Мелекесского сельскохозяйственного техникума.

Ведущий 2: Кому же нужны были эти войны? Как все начиналось? Начать наш разговор мы хотели с событий 1978 года.

Просмотр видеоролика об исторических предпосылках войны в Афганистане

Ведущий 1: По-разному оцениваются события тех лет. По-разному смотрят на афганскую войну те, кто отдавал приказы, те, кто их исполнял. Но для тех и других действия, которые проходили на территории Афганистана укладываются в одно ёмкое и страшное слово – война. Война, которая никогда не должна повториться,  уроки которой должны быть усвоены на всю оставшуюся жизнь.

Чтец:

Афганистан! Ты весь во мне:
Разрывами гранат, осколками свинца,
Ты заревом окутан, весь в огне,
Страданиям и болям нет конца.
Афганистан! Ты наша боль и горе,
Крик матерей доносится сюда,
Горючих слез уж выплакано море,
Пожалуй, хватит их на все года.
И снова поднимаюсь я в атаку,
И снова пули поднимают пыль.
Афган! Зачем же раньше сроку
Суровую всем открываешь быль.
Историю не повернуть вспять,
Сполна мы за Россию заплатили,
Но память возвращает нас опять
В Афганистан – туда, где мы служили.

Ведущий 2: Мы приглашаем на сцену наших гостей: Зотова Михаила Александровича, председателя Общественной организации “Совет ветеранов войны в Афганистане”, и Щипанского Виктора Станиславовича, члена Совета ветеранов войны в Афганистане.

Вопросы гостям:

  1. Сколько Вам было лет, когда Вы оказались в Афганистане?
  2. Как к этому известию отнеслась Ваша семья?
  3. Был ли у Вас раньше опыт боевых действий?
  4. Что вас потрясло в Афганистане больше всего?
  5. Как долго Вы были там?
  6. Что Вам дал Афганистан?
  7. Какое задание было самое трудное?
  8. Были ли у Вас ранения?
  9. Какое было Ваше главное оружие?

Слова благодарности. Вручение цветов.

Ведущий 1: Для Вас поет Николай Голованов. “Санинструктор”.

Ведущий 1: 10 лет войны,10 лет боев, крови, страха, подвигов. На истерзанных пулями и осколками афганских высотах, при защите мирных кишлаков, охране грузов проявились лучшие черты наших современников, солдат и офицеров.

Ведущий 2: Документ– справка: “Потери личного состава ограниченного контингента советских войск в Республике Афганистан в период с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. составили: убито, умерло от ран 13833 человека из состава 40-й армии. Ранено 49985 человек, стали инвалидами 6759, пропали без вести 312 человек.

Ведущий 1: В Афганской войне погибли 13 димитровградцев, 1 пропал без вести.

Ведущий 2: А сейчас мы хотели бы пригласить на сцену Кулакову Александру Степановну. Ее сын Валерий, окончив профтехучилище №11, 18 сентября 1982 года был призван в армию, затем – Афганистан. Он погиб, исполняя свой воинский долг 22 мая 1984 года, в день рождения мамы, до демобилизации оставалось 3 месяца. Валерий посмертно награжден орденом к4расной звезды.

Ведущий 1: Мы просим выйти на сцену Исакову Нину Александровну. Ее сын Олег, окончив Димитровградский техникум молочной промышленности, был призван в Армию. Олег служил водителем, доставлял топливо для военных самолетов. 29 июля 1981 его автоколонна попала под обстрел. Погибли все. Олег посмертно награжден орденом Красной Звезды.

Ведущий 2: Нина Александровна, Александра Степановна! Мы предоставляем Вам слово. Скажите, каково Ваше отношение к службе в армии?

Ведущий 1: А как Вы думаете, сильно ли изменилось нынешнее поколение молодежи, способны ли они на подвиг?

Ведущий 2: Спасибо Вам, что Вы так мужественно храните память о своих сыновьях, общаетесь с молодежью.

Вручение цветов.

Ведущий 1: А сейчас мы вновь вернемся к результатам анкетирования. Каково отношение наших студентов к службе в армии?

Ведущий 2:

46% опрошенных хотели бы служить;
– 29% респондентов ответили отрицательно и 26% затруднились дать точный ответ.

Ведущий 1: 9% респондентов считают, что служба в армии подрывает психическое и физическое здоровье человека. Однако 32% говорят, что армия необходима молодым людям для улучшения физической формы. А 50% всех респондентов высказали мнение, что служба необходима молодым людям для становления личности. 51% всех респондентов также считает, что служба в армии нужна прежде всего Родине.

Ведущий 2: Почему же молодые люди не хотят служить в армии? Почему некоторые считают армию опасной территорией?

Ведущий 1: Мы приглашаем к разговору преподавателя нашего техникума, Альберта Алексеевича Гаака – подполковника запаса, кавалера ордена Красной звезды. В 1979-1980 годах Альберт Алексеевич служил в составе ограниченного воинского контингента ВС СССР в республике Афганистан.

Ведущий 2: Альберт Алексеевич, что Вы думаете по этому поводу?

Ведущий 1: Спасибо, Альберт Алексеевич.

Вручение цветов.

Чтец:

Запах войны здесь услышит любой,
И дым сигарет, как туманная завесь,
Живу я в Афгане давно уж с тобой
И пылью, и потом, и кровью пропах весь.
А в модуле нашем полнейший бардак -
Давно все мы ждем самолета,
Душой уже дома здесь каждый чудак,
А в целом мечтает вся рота,
Ведь счастье нас ждет впереди,
Как радостны с милыми встречи,
И потому ты, браток, не сиди,
Скорей собирай свои вещи.
И вот самолет показался вдали,
И счастьем наполнились лица,
Как долго тебя, дорогой, мы ждали,
Чтоб к милым своим возвратиться
Любимая, ты меня подожди,
Теперь я уже на подлете,
И радостно корпус дрожит
На нашем родном самолете.

Ведущий 2: Мы предлагаем вновь вернуться к истории.

Видеоролик о выводе советских войск из Афганистана часть 2

Ведущий 1: Мы приглашаем на сцену членов Совета ветеранов войны в Афганистане Галактионова Андрея Николаевича, и Гаязова Дамира Идрисовича.

Ведущий 2: Скажите, что Вы почувствовали, когда узнали, что наши войска покидают Афган? Что Вы чувствуете сейчас спустя долгие годы?

Ведущий 1: Спасибо большое.

На фоне мелодии из песни “Журавли” читается стихотворение:

Уходили парни из Афгана
Через перевалы и Саланг…
Уходили парни утром ранним,
А в мечети голосил мулла.
И была молитва,
Как спасение, что парней
Убережет Аллах…
Не забыть февраль и воскресение,
Радость и улыбки
На устах.

Ведущий 1: Немало воды утекло с того времени. Потихоньку зажили раны, возмужали, стали мудрее, состарились солдаты и офицеры. Но только память о далёкой Афганской войне жива, и стереть события той войны не смогут ни годы, ни расстоянья.

Ведущий 2: Многим не суждено было вернуться к родному порогу, немало полегло совсем юных мальчишек на каменистой афганской земле, среди них и наши земляки. Память о парнях, не вернувшихся с той войны, память о тех,   кто ушел из жизни в мирное время будет вечной.

Минута молчания

Слайды с фотографиями димитровградцев, погибших в Афганистане.

Ведущий 1: Когда выводили советские войска из Афганистана, многие надеялись, что на свете станет больше мира, что воины займутся созидательным трудом, что успокоятся сердца их матерей и жён. Но, увы, так не случилось. Прошло совсем немного времени, и начались конфликты в Чечне, в Абхазии, Южной Осетии. И снова потребовалась помощь российских солдат, и снова матери стали терять своих сыновей и лить нескончаемые слёзы.

Ведущий 2: Это незаживающая рана России. “Восстановление конституционности и правопорядка на территории Чеченской республики”, “ Ликвидация незаконных вооруженных бандформирований”, “Антитеррористическая операция” … так назывались события, происходящие в республике Чечня.

Ведущий 1: Но – это война.

Ведущий 2: В декабре 1994 года началась первая чеченская компания. Мы были свидетелями кровавых злодеяний Шамиля Басаева, Аслана Масхадова, Хаттаба.

Ведущий 1: Внимание на экран.

Видеоролик о вооруженных конфликтах в Чеченской республике.

Ведущий 2: Рядом с нами есть люди, которые могут рассказать не менее драматичные правдивые истории из своей жизни, люди, пережившие события, происходящие в Чеченской республике.

Ведущий 1: Мы просим пройти на сцену Ашурова Ильхама Аманкуловича.

Ведущий 2: С каким чувством вы вспоминаете свою службу в Чечне?

Вопросы гостю:

Что дала вам служба в армии?
Что приобрели ли вы за годы службы?
Расскажите, пожалуйста, где вы проходили службу? Помните ли вы день своего призыва?

Ведущий 1: Примите от нас слова благодарности.

Вручение цветов.

Чтец: “Я не хочу быть русским Рембо” (Приложение №2)

Ведущий 2: Мы приглашаем на сцену председателя комитета солдатских матерей “Сыновья” Зубареву Зинаиду Андреевну. Ее сын Юрий, не закончив механико-технологический техникум молочной промышленности 26 декабря 1993 года был призван в армию, служил в морской пехоте во Владивостоке. Затем была Чечня. 7 февраля Юра погиб. Зубарев Юрий награжден посмертно орденом Мужества.

Ведущий 1: Мы просим подняться на сцену Шалину Галину Игнатьевну. Ее сын Александр был призван в армию 14 декабря 1993 года в войска ВДВ в Северо-Кавказский военный округ. Погиб в августе 1994 года, исполняя воинский долг в Абхазии.

Ведущий 2: Что дает служба в армии молодым ребятам?

Ведущий 1: Что бы Вы хотели пожелать современным молодым людям, которым предстоит служба в армии?

Вручение цветов.

Ведущий 2: Поет Николай Голованов. “Дети синдрома локального”.

Ведущий 1: В завершении нашей встречи еще раз хотим выразить слова благодарности нашим гостям.

Ведущий 2: Чтобы ни говорили, чтобы ни думали, вы сумели с достоинством и честью пройти огонь боёв и дым пожарищ…

Ведущий 1: Чтобы ни говорили, чтобы не думали, вы знаете цену, мужской дружбе, закаленной в огне, знаете, как оплакивать потери, вы честны перед совестью и святой памятью.

Ведущий 2: Человеческая жизнь не бесконечна и продлить ее может лишь память, которая одна только побеждает время. (Обращение к эпиграфу)

Ведущий 1: Память войны.

Ведущий 2: Живая память.

Ведущий 1: Счастлив тот, кто не знает ее.

Ведущий 2: И мы хотели бы пожелать всем добрым людям: не знать ее никогда.

Ведущий 1: Не ведать, не носить раскаленные угли в сердце, сжигающие его.

Ведущий 2: Для Вас поет Петров Антон.

Песня “Я вернусь” муз. Г. Витке, сл. Л. Дербенева

Список литературы

  1. Гражданское становление и патриотическое воспитание молодежи: Методический сборник / Под. ред. И.И. Мельниченко, И.В. Метлика. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2005.
  2. Засухина А.Н. Патриотическое воспитание в ссузе// Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу “СПО”. – 2005. №3.
  3. Попов В.П. Актуальные вопросы патриотического воспитания студентов // СПО. Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу “СПО”. – 2007. №5.
  4. Снопко Н.М.. Руководство процессом патриотического воспитания
  5. в системе СПО// СПО. Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу “СПО”. – 2007. №5.