Конспект занятия в подготовительно-речевой группе "Скатерть-самобранка"

Разделы: Логопедия


Программное содержание:

  1. Закреплять представление детей о посуде, её многообразии, назначении.
  2. Активизировать и расширять словарный запас по теме, введения новых слов: молочник, сервиз.
  3. Упражнять в словообразовании существительных с помощью суффикса – ниц, в прилагательных множественного числа, употреблении в речи относительных прилагательных.
  4. Развивать коммуникативные способности детей.
  5. Развивать зрительное, слуховое восприятие, память, произвольное внимание, логическое мышление.
  6. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики.

Оборудование:

  • Набор посуды: чайник, сковорода, ложка, кастрюля;
  • Предметные картинки с изображением посуды;
  • Скатерть;
  • Коробочка из-под чая: лимонный, малиновый, смородиновый, клубничный;
  • Градусник настроения, фишки.

Ход занятия

Приветствие

Логопед:

Здравствуйте, друзья хорошие:
Милые, добрые и пригожие,
Я спрошу у вас сейчас:
- “Кто хороший здесь у нас?”

Дети:

Я – хороший, ты – хороший,
Он – хороший, и она.
Если жить мы дружно сможем
Станет жизнь чудес полна.

Логопед: Ребята, вы любите чудеса? Вот вам и чудо! (показывает скатерть)

Голос: Я скатерть – самобранка, разверните меня.

(Дети разворачивают скатерть, накрывают ею стол, любуются)

Логопед: (Удивленно) Скатерть-самобранка, а пуста! Какая-то загадка! Дети, а вы любите загадки? Я загадаю, а вы отгадаете.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
“Пейте чай, вода вскипела!”  (чайник)

Сама не ем, а людей кормлю  (ложка)

И в столовой, и на кухне,
В ресторане и везде:
Если варят – то в …… (кастрюле)

Жарят на ………. (сковороде)

Логопед: Загадки о чем? (о посуде)Значит разговор у нас сегодня о посуде. Найдите предметы – отгадки в группе и несите их на скатерть-самобранку. Все отгадки на столе.

Логопед: Ребята, а вот, посуда спряталась в картинках.

(Дети садятся на стульчики, на столе в ряд 5 картинок с изображением посуды)

Игра “День - ночь”

Логопед: Посмотрите. Запомните картинки. На сигнал “Ночь” - закройте глаза, я уберу картинки, “День” - откройте глаза и назовите.

(Игра проводится несколько раз: 1. Назови посуду; 2. Что изменилось?; 3. Чего не стало?)

Логопед: Ваши глазки зоркие и внимательные, головушки мудрые, умные, язычки разговорчивые.

Ребята, вы любите ласковые слова?

Ласковое слово всем приятно. Даже посуду можно назвать ласково.

Игра “Назови ласково”

Чашка-чашечка, ложка-ложечка, тарелка-тарелочка, стакан-стаканчик, вилка-вилочка и т.д.

Много с вами о посуде говорили, а теперь её изобразим.

Физминутка. (Дети встают в круг.)

Логопед

Вот большой стеклянный чайник.

Надувают животики. Ставят одну руку на

Очень важный как начальник: пояс, другую изгибают как носик.
Вот фарфоровые чайники. Приседают, одна рука на поясе.
Очень хрупкие бедняжки!
Вот серебряные ложки: Потягиваются, руки вверху, смыкают над
Голова на тонкой ножке головой.
Вот пластмассовый поднос: Наклоняются вперед, руки, как с подносом
Он посуду нам принес! Вытягиваются вперед.

Логопед: Вот и стол накрыт. Здесь чайник из стекла, он …. (стеклянный)

Чашки из фарфора, они….. (фарфоровые)

Ложки из серебра, они….. (серебряные)

Поднос из пластмассы …. (пластмассовый)

Логопед: Пора стол к чаю накрывать. (Дифференцировка заданий).

Принести посуду, в названии которой, есть звук “с – ц” (сахарница, самовар, сухарница, стакан).

“ц” - (блюдце, конфетница)

“ч” - (чашка, чайник)

(На столе появляется молочник.) Сюда наливают молоко. Это ….. (молочник).

Мы собрали чайный сервиз. (закрепление слова “сервиз”).

Логопед: Выбирайте, какой будете пить чай. (Дети выбирают коробочки с изображением фруктов, ягод и рассказывают. Логопед побуждает строить развернутые предложения).

Игра “Угадай, какой я пью чай?”

(Малиновый, лимонный, земляничный, яблочный, ежевичный, смородиновый)

Логопед: Вот пора посуду убирать.

Пальчиковая гимнастика “Посуда”

Раз, два, три, четыре - Прижимают ладони
Мы посуду перемыли Поглаживание ладоней
Чашку, чайник, ковшик, ложку Поочередное поглаживание пальцев
И большую поварешку от мизинца на левой руке.
Мы посуду перемыли, Поглаживание рук.
Только чашку мы разбили, Поглаживание пальцев на
Ковшик тоже развалился, на правой руке.
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали, Поднимание плеч,
Так мы маме помогали! Вдох-выдох.

Логопед: Ой, разбили мы посуду. Помогите собрать! (на подносах разрезанные картинки, дети выбирают и садятся за стол. При затруднении предложить образец.). Ну вот пора сворачивать скатерть. Ох, и творили мы чудеса.

(Дети определяют свое настроение на градуснике настроения, при помощи фишек).