Программное содержание:
- Закреплять представление детей о посуде, её многообразии, назначении.
- Активизировать и расширять словарный запас по теме, введения новых слов: молочник, сервиз.
- Упражнять в словообразовании существительных с помощью суффикса – ниц, в прилагательных множественного числа, употреблении в речи относительных прилагательных.
- Развивать коммуникативные способности детей.
- Развивать зрительное, слуховое восприятие, память, произвольное внимание, логическое мышление.
- Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики.
Оборудование:
- Набор посуды: чайник, сковорода, ложка, кастрюля;
- Предметные картинки с изображением посуды;
- Скатерть;
- Коробочка из-под чая: лимонный, малиновый, смородиновый, клубничный;
- Градусник настроения, фишки.
Ход занятия
Приветствие
Логопед:
Здравствуйте, друзья хорошие:
Милые, добрые и пригожие,
Я спрошу у вас сейчас:
- “Кто хороший здесь у нас?”
Дети:
Я – хороший, ты – хороший,
Он – хороший, и она.
Если жить мы дружно сможем
Станет жизнь чудес полна.
Логопед: Ребята, вы любите чудеса? Вот вам и чудо! (показывает скатерть)
Голос: Я скатерть – самобранка, разверните меня.
(Дети разворачивают скатерть, накрывают ею стол, любуются)
Логопед: (Удивленно) Скатерть-самобранка, а пуста! Какая-то загадка! Дети, а вы любите загадки? Я загадаю, а вы отгадаете.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
“Пейте чай, вода вскипела!” (чайник)Сама не ем, а людей кормлю (ложка)
И в столовой, и на кухне,
В ресторане и везде:
Если варят – то в …… (кастрюле)Жарят на ………. (сковороде)
Логопед: Загадки о чем? (о посуде)Значит разговор у нас сегодня о посуде. Найдите предметы – отгадки в группе и несите их на скатерть-самобранку. Все отгадки на столе.
Логопед: Ребята, а вот, посуда спряталась в картинках.
(Дети садятся на стульчики, на столе в ряд 5 картинок с изображением посуды)
Игра “День - ночь”
Логопед: Посмотрите. Запомните картинки. На сигнал “Ночь” - закройте глаза, я уберу картинки, “День” - откройте глаза и назовите.
(Игра проводится несколько раз: 1. Назови посуду; 2. Что изменилось?; 3. Чего не стало?)
Логопед: Ваши глазки зоркие и внимательные, головушки мудрые, умные, язычки разговорчивые.
Ребята, вы любите ласковые слова?
Ласковое слово всем приятно. Даже посуду можно назвать ласково.
Игра “Назови ласково”
Чашка-чашечка, ложка-ложечка, тарелка-тарелочка, стакан-стаканчик, вилка-вилочка и т.д.
Много с вами о посуде говорили, а теперь её изобразим.
Физминутка. (Дети встают в круг.)
Логопед
Вот большой стеклянный чайник. |
Надувают животики. Ставят одну руку на |
Очень важный как начальник: | пояс, другую изгибают как носик. |
Вот фарфоровые чайники. | Приседают, одна рука на поясе. |
Очень хрупкие бедняжки! | |
Вот серебряные ложки: | Потягиваются, руки вверху, смыкают над |
Голова на тонкой ножке | головой. |
Вот пластмассовый поднос: | Наклоняются вперед, руки, как с подносом |
Он посуду нам принес! | Вытягиваются вперед. |
Логопед: Вот и стол накрыт. Здесь чайник из стекла, он …. (стеклянный)
Чашки из фарфора, они….. (фарфоровые)
Ложки из серебра, они….. (серебряные)
Поднос из пластмассы …. (пластмассовый)
Логопед: Пора стол к чаю накрывать. (Дифференцировка заданий).
Принести посуду, в названии которой, есть звук “с – ц” (сахарница, самовар, сухарница, стакан).
“ц” - (блюдце, конфетница)
“ч” - (чашка, чайник)
(На столе появляется молочник.) Сюда наливают молоко. Это ….. (молочник).
Мы собрали чайный сервиз. (закрепление слова “сервиз”).
Логопед: Выбирайте, какой будете пить чай. (Дети выбирают коробочки с изображением фруктов, ягод и рассказывают. Логопед побуждает строить развернутые предложения).
Игра “Угадай, какой я пью чай?”
(Малиновый, лимонный, земляничный, яблочный, ежевичный, смородиновый)
Логопед: Вот пора посуду убирать.
Пальчиковая гимнастика “Посуда”
Раз, два, три, четыре - | Прижимают ладони |
Мы посуду перемыли | Поглаживание ладоней |
Чашку, чайник, ковшик, ложку | Поочередное поглаживание пальцев |
И большую поварешку | от мизинца на левой руке. |
Мы посуду перемыли, | Поглаживание рук. |
Только чашку мы разбили, | Поглаживание пальцев на |
Ковшик тоже развалился, | на правой руке. |
Нос у чайника отбился, | |
Ложку мы чуть-чуть сломали, | Поднимание плеч, |
Так мы маме помогали! | Вдох-выдох. |
Логопед: Ой, разбили мы посуду. Помогите собрать! (на подносах разрезанные картинки, дети выбирают и садятся за стол. При затруднении предложить образец.). Ну вот пора сворачивать скатерть. Ох, и творили мы чудеса.
(Дети определяют свое настроение на градуснике настроения, при помощи фишек).