Цели урока:
- Обучающие: обобщить и закрепить знания детей о весенних изменениях в природе и охране растений, учить детей работать в группах, проверить умения детей выполнять мозаику из бумаги.
- Воспитательные: воспитывать любовь к природе, прививать навыки культуры поведения, взаимопонимания и взаимопомощи при работе в группах.
- Развивающие: развивать эстетический вкус и творческие способности учащихся.
Оборудование: иллюстрации первоцветов, “ Красная книга”, магнитофон, ватман с иллюстрацией для изготовления мозаики, шаблоны солнца, травы, бабочки, подснежника, выставка различных мозаик, цветная бумага, клей, ножницы, подкладные листы, коробочки для мусора, эпиграф на доске “ Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
Быть должны у вас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки!
А девиз у вас какой?
Дети: Всё что надо - под рукой!
2. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы выполним мозаику из цветной бумаги, повторим материал о сезонных изменениях в природе и охране растений.
3. Беседа учителя:
Загадка: “ Тает снежок, ожил лужок, день прибывает. Когда это бывает?”
Весна – это замечательное время года. Природа оживает и просыпается после долгого зимнего сна. Недаром весну называют “утром года”. Послушайте, как об этом говорится в стихотворении: (читает ученик)
Отшумела злая вьюга.
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня…
Улеглись в полях метели
В свои белые постели
И весна идёт повсюду,
Гонит зиму со двора.
Какие изменения в природе происходят весной?
- Назовите весенние месяцы. Какой из них первый?
- (Сообщение ученика) Март – утро года. Хотя и сердитым бывает, снегами да морозцем оборачивается. Но весной пахнет. 21 марта – день весеннего равноденствия. Сыреет, мякнет под ногами податливый снег. На солнышке капель, лужи, первые проталины. Пригреет солнце, и появляются на проталинах первые цветы.
Учитель: Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, что это:
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.
(Подснежник)
- Почему его назвали подснежник?
(Сообщение ученика – сказка о подснежнике.)
Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решили не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. Пригрело ласковое Солнышко, растопило потемневший снег. Появились лужицы. А на поляне под деревом цветок вырос. Синий-синий и очень тонкий. Родился цветок под снегом, вот его и назвали Подснежник.
(Показ иллюстраций подснежников, названий их)
- Долго ли живут подснежники? А долго ли они живут в букете?
- Хорошо, что есть на земле растения. Они приносят огромную радость и пользу человеку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Весна, весна! Пришла весна!
(хлопки в ладоши)
Тепло на крыльях принесла
(прыжки на месте)
И вот на самом солнцепеке
С поднятой гордо головой
(ходьба)
Расцвел подснежник голубой
(руки в стороны)
Он весь пушистый, серебристый,
(приседания)
На солнце маленький стоит
(прыжки)
Посланец он весны надежный,
Он не боится холодов.
(наклоны туловища)
За ним придут цветы другие,
Он первенец среди цветов.
(повороты влево – вправо).
4. Работа с учебником, выборочное чтение:
Учитель: красной она названа потому, что красный цвет- сигнал опасности. Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты?
Цветок весны, идущий к нам по снегу,
Простой цветок, но сколько он несёт
Добра и радости, и счастья человеку.
Первоцветы тоже занесены в “ Красную книгу”.
(Чтение эпиграфа на доске)
Учитель:
Заботясь о природе, человек становится добрее, показывает свою любовь не на словах, а на деле. Давайте не будем разрушать красоту в природе, а постараемся создавать её своими руками. Создадим мозаику “ Весеннее утро” из цветной бумаги.
- Что такое мозаика?
(Мозаика – узор, выполненный из мелких кусочков различных материалов: бумаги, картона, ткани, камешков, стёклышек.)
(Учитель показывает образцы мозаик)
5. Работа в группах.
Бригадирам проверить подготовку к работе и доложить учителю.
(Бригадиры докладывают: “К работе все готовы”)
6. Повторение правил техники безопасности при работе с клеем и ножницами.
7. Самостоятельная работа в группах.
Распределение обязанностей между учащимися в группах. Планирование последовательности выполнения мозаики. Самостоятельное изготовление мозаики под музыкальное сопровождение.