Цели урока:
- Образовательная:
– обобщить и систематизировать знания учащихся о видах движения фигур на плоскости;
– через понятие, "симметрия " раскрыть связи математики с живой природой, с деятельностью человека;
– обучить умению применять знания в новой ситуации.
- Воспитательная:
– формирование потребности к познавательной деятельности;
– содействовать развитию культуры речи,
– воспитывать чувство ответственности за учебный труд.
- Развивающая : – развивать умения выделять главное, анализировать и делать выводы;
– содействовать развитию памяти, внимания, воображения.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний
Форма урока: урок-исследование с элементами игры
ТСО: Интерактивная доска
Ход урока
I. Оргмомент (3 мин)
Проверка готовности к уроку.
Слайд 1
Психологический настрой:
Сегодня::
- Я – командир инопланетного космического корабля
- Вы – астронавты-исследователи
- Наша задание в экспедиции – исследовать явление симметрии на планете Земля
- За предыдущий период мы уже немало узнали
Итак, продолжим исследование...
II. Актуализация знаний (9 мин)
– Какие виды движения мы изучили на сегодняшний момент? (учащиеся отвечают)
– Все виды движения можно объединить одним словом “симметрия” (слайд 2), определяя ее различные виды, в зависимости от способа движения (учащиеся делают попытки дать новые названия движениям)
Команда: Зафиксировать в бортовые журналы следующее (слайд 3)
Пора определить тему нашего нового исследования.– (Виды симметрии)
– Вы уже умеете выполнять построение движений различных фигур, а также их комбинаций. Давайте проверим, сможете ли вы определить, каким видом симметрии была преобразована фигура (по ходу демонстрации повторяются принципы построения) (слайды 4-9).
– А сейчас вам предстоит передать ваши результаты исследования в бортовой компьютер! Запись ваших идей фиксировать в бортовых журналах. Т.е. самим задавать движения, используя свойства данной фигуры (работа по рисунку в тетрадях, затем обсуждение на экране)
Слайд 10-11.
III. Применение знаний в изменённой ситуации (10 мин)
– Продолжим заносить новые данные в компьютер, зафиксируем свойства движений, решив задачу №1 (работа у доски). При выполнении №1 повторяются свойства движения
– Какие виды симметрий мы занесли в память, а какие ещё нет?
– Дополним память ПК новыми видами симметрии, решив задачи №2 и №3 (работа у доски).
А молодые ученые получают индивидуальное задание для срочного решения. Приложение 1.
На доске приготовлены три рисунка:
IV. Закрепление изученного (2 мин)
На стенах по кабинету расклеены рисунки с геометрическими фигурами Приложение 2.
– Всем объявляется новое задание:
– Укажите в окружающем пространстве фигуры, обладающие внутренней:
- центральной симметрией;
- поворотной симметрией;
- осевой симметрией;
- несколькими видами симметрий (какими)
V. Контроль знаний (5 мин)
– Настало время сканирования ваших знаний в центр достижений нашего корабля, который определить коэффициент вашей успешности.
Учащимся предлагается контрольный тест на тему “Движения фигур” Приложение 3
Заполнить бланки, поставив метки в выбранном варианте ответа.
- Задача практического содержания связь с жизнью (5 мин)
– После напряженного момента я предлагаю вам ещё раз посмотреть результаты нашей экспедиции. Слайды 12-16
– Внимание! Наш корабль завис над полуостровом ЯМАЛ. Наш бортовой компьютер фиксирует сигнал о помощи с самой первой метеостанции в ЯНАО на горе РАЙ –ИЗ.
Инженеры-гидрологи обратились с просьбой помочь в решении проблемы построения моста между городами Салехард и Лабытнанги. Слайд 17
Но выставляются условия:
- мост должен быть перпендикулярно течению реки(по техническим условиям)
- расстояние между городами должно быть наименьшим
Решение задачи (слайд 18)
– Исследуя планету Земля, наши астронавты нашли древние книги, в которых есть восхищение таким удивительным свойством симметричного мира Слайд 19
VII. Домашнее задание (3 мин)
– В бортовые журналы зафиксировать задания к следующей космической конференции
Слайд 20
Домашнее задание творческого характера:
- Найти случаи симметрии в организме человека
- Оформить решение задачи о параллелограмме “Аукцион идей”
- Сделать планшетки с различными видами движения
- Сделать слайды симметричных объектов вокруг нас
– Каждый может выбрать одно или несколько заданий для исследования
VIII. Рефлексия (1 мин) Слайд 21
– Итак, пора подводить итоги нашего исследования симметричного мира планеты Земля,
- Я узнал…
- Я научился…
- Я повторил…
- Мне было интересно..
Слайд 22
Всего доброго!!!