Цели урока:
- Расширить представления детей о космонавтике.
- Выяснить, зачем люди летают в космос.
- Познакомить с искусственными спутниками Земли и их значением для человека, первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным.
- Научиться различать естественный и искусственный спутники Земли.
- Продолжить обучение работе в группах.
- Воспитание нравственных качеств, отражающих отношение друг к другу - доброта.
- взаимопомощь, ответственность, доброжелательность.
- Развивать познавательный интерес учащихся, учить работать с дополнительной литературой, применять в работе ранее полученные знания.
Оборудование:
- учебник и хрестоматия к учебнику "Мир вокруг нас. 1 класс" (автор А.А.Плешаков);
- модели корабля "Восток", глобус;
- карточки с текстом для чтения (космическая азбука), ребусы, загадки, тесты;
- мультимедийная установка, презентация;
- тетрадь на печатной основе к учебнику "Мир вокруг нас. 1 класс" (автор А.А.Плешаков);
- ножницы, клей, цветная бумага и картон;
- портрет Ю.А.Гагарина, видеосюжет " Первый космонавт планеты Юрий Гагарин";
- книги: А. Свирин "От стрелы до ракеты", "Солдатская медаль космонавта. Рассказы", Л.Обухова "Как мальчик стал космонавтом. Повесть о Юрии Гагарине";
- удостоверения юного космонавта;
- песни в формате MP3: 1) слова Владимира Мигули на стихи Анатолия Поперечного "Трава у дома" в исполнении группы "Земляне" , 2) В. Мурадели на слова Е. Долматовского в исполнении О. Воронец, Л. Полосина, Б. Кузнецова "Я - Земля!".
Ход урока
1. Организационный момент.
2 Повторение пройденного материала.
- Отгадайте загадку:
Быстро в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что же это? (Самолёт)
-Что мы узнали о самолетах на прошлом уроке? (Зачем нужны самолёты.)
Расскажите, как устроен самолёт. Какие бывают самолёты? (На доске иллюстрации самолётов, а у ребят на партах карточки с их названиями. Ученики по очереди читают название на карточке и прикрепляют её рядом с соответствующей иллюстрацией).
3. Сообщение темы урока.
(На доске изображение ракеты, а у учеников на столах фигурки корабля "Восток").
-Отгадайте загадку:
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите, это? (Космонавт).
-Как вы думаете - о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Много планет вокруг Солнца летает.
Может быть, люди на них обитают?
Давай-ка в ракету, мы сядем скорей,
Помчимся от Солнца света быстрей.
Выйдя из самолёта, мы пересаживаемся в ракету. Сегодня нам предстоит ответить на вопрос "Зачем люди летают в космос?" (слайд № 1)
4. Работа по теме урока.
-На какой планете мы живём? Но Земля не единственная планета в нашей
Солнечной системе (слайд № 2).
-На что похож Космос? А как действительно выглядят звёзды?
Это и многое другое интересовало человека давно.
-Кто был первым человеком, полетевшим в космос, первым космонавтом?
На доске портрет Ю.А.Гагарина.
12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть "Человек в космосе! Русский, советский!" Многовековая мечта людей о полёте к звёздам сбылась. Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль "Восток" с первым космонавтом Земли - Юрием Гагариным на борту (слайд № 3, № 4).
Сейчас космонавты довольно часто летают в космос, мы к этому уже привыкли. Но когда в космос полетел первый космонавт, люди всего мира испытали изумление и восторг.
-Тысячи лет люди ходили по Земле, но никак не могли увидеть её всю сразу.
4 октября 1957 года наша страна открыла миру новую эпоху - космическую.
В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Началась космическая эра.
Первый Спутник Земли представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и был невелик - диаметром 58 см, весом - 83,6 кг. Аппарат имел двухметровые усы-антенны, а внутри размещались два радиопередатчика. Скорость спутника составляла 28800 км/ч.
За полтора часа спутник облетел весь земной шар, а за сутки полёта совершил 15 оборотов.
На странице 118 вы можете увидеть его изображение (слайд № 5). Теперь хоть и не своими глазами, а с помощью аппаратуры, люди смогли увидеть свою планету из космоса.
3 ноября 1957 года на орбиту выведен второй ИСЗ. В передней части последней ступени ракеты были установлены приборы для исследования излучения Солнца и космических лучей, а также герметическая кабина с подопытным животным, собакой Лайкой, которая облетела Землю (слайд №6). 20 августа 1960 года совершил посадку спускаемый аппарат и на Землю благополучно возвратились собаки Белка и Стрелка. Они были настоящими космонавтами. Через несколько дней телевидение показало кадры полёта Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости (слайд № 7). Но самое важное событие, конечно, полёт в космос Юрия Гагарина.
Работают с учебником (с.118): читают первое предложение, рассматривают портрет Ю.Гагарина, затем рассматривают изображение корабля "Восток" и читают подпись к нему.
- Гагарин облетел Землю на космическом корабле "Восток".
Больше часа, а именно 108 мин, длился первый полёт человека в космосе. За это время корабль облетел весь земной шар и опустился в точно заданном районе. В тот же день космонавт возвратился на Землю. Как это было?
Юрий Гагарин занял место в кабине, прозвучала команда "Пуск!". "Поехали!" - раздался в радиорупорах голос первого космонавта. Взревели двигатели, ракета оторвалась от Земли и пошла в небо (слайд № 8). Что Гагарин испытал в корабле? Что он увидел в иллюминаторы? Послушайте отрывок из его воспоминаний.
"Когда корабль вышел на орбиту, появилась невесомость. Я оторвался от кресла и повис между потолком и полом кабины. Все вокруг стало легче. "Земля" спросила, что я вижу, и я рассказал, что отчётливо видны горные хребты, крупные реки, большие леса, пятна островов, береговая кромка морей" (слайд № 9).
Много ярких звёзд сияло в чёрном космическом пространстве, и среди них светилась нежно- голубым цветом наша шарообразная планета. Всего 108 минут (слайд № 10).
Корабль приземлился на вспаханное поле. И тут произошёл интересный эпизод, о котором Юрий Гагарин потом рассказывал.
"Ступив на твёрдую землю, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого телёнка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошёл к ним. Они направились навстречу. Но чем ближе они подходили, тем шаги их становились медленнее. Я ведь всё ещё был в ярко-оранжевом скафандре, и его необычный вид, наверное, их пугал. Ничего подобного они ещё не видели:". Что удивило и напугало женщину и девочку? Что такое скафандр? Экскурсия в Политехнический музей. "Космос" (слайд № 11).
9 марта 1934 года родился Юрий Гагарин, а двадцати семи лет от роду 12 апреля 1961 года стал первым человеком, который поднялся в космос.
- А сейчас мы с вами посмотрим видеосюжет о полёте Ю.Гагарина
Сегодня на уроке прозвучит много слов, значение которых вам предстоит узнать. Поможет в этом - космическая азбука.
На доске: Космическая азбука
Карточки: иллюминатор, орбитальная, невесомость.
-Дети знакомятся со значением данных слов.
Ю.Гагарин облетел Землю, а мы попробуем повторить его полёт в классе. И нам поможет этот предмет. Что это? (Глобус). А что такое глобус?
Учитель с детьми моделирует полёт, обводя моделью корабля "Восток" вокруг глобуса. (Звучит песня "Трава у дома").
Гагарина встречал весь народ Земли, и, конечно родители, жена и дети (слайд № 12). Герою благодарный народ воздвиг памятники (слайд № 13). Для того чтобы стать космонавтом, надо не только много знать, но и быть сильным, выносливым. А для этого нужно делать зарядку.
5. Физминутка
А сейчас мы с вами, дети,
Полетим все, как ракета.
На носочки поднимитесь, (подняться на носочки)
Ручки вверх, слегка нагнитесь. (Ручки вверх, ладони образуют "купол")
Раз, два, три, четыре, пять,
Вот летит весёлый класс!
В 1963 году весь мир восхищался новым подвигом - полётом первой женщины-космонавта Валентины Владимировны Терешковой.
На космическом корабле "Восток-6" Терешкова совершила 48 витков вокруг Земли, находясь на орбите трое суток, и благополучно вернулась на Землю (слайд №14).
18 марта 1965 года. Впервые в мире: выход человека в открытый Космос! Космонавт Алексей Леонов, "Восход-2" и его свободный полёт в космическом пространстве (слайд № 15).
10 ноября 1970 года стартовала станция "Луна 17" с аппаратом "Луноход 1". Проработал "Луноход - 1" 10,5 месяцев. Он имел две камеры, с помощью которых были получены изображения лунной поверхности, звездного неба, Солнца и Земли (слайд №16).
В 1971 году наша страна создала первую постоянную орбитальную станцию "Салют" (слайд № 17). Орбитальная - это значит летающая вокруг Земли.
А это современная космическая станция "Мир". (Слайд №18)
Такие станции люди стали создавать для продолжительных полётов в космос. Это настоящий "космический дом", который постоянно находится в космосе и где космонавты работают много месяцев. На орбитальных научных станциях космонавты разных стран ведут исследования Земли и космического пространства. Иногда они покидают станцию и выходят в открытый космос. По космическим снимкам определяют, где есть залежи полезных ископаемых, где горят леса, метеорологи по ним предсказывают погоду.
20.02.1986 г.- на орбиту выведен базовый блок Российской орбитальной станции "Мир" Базовый блок. "Крылья" космической станции - это солнечные батареи. Они "ловят" солнечные лучи и превращают их в электрический ток. А ток освещает, обогревает станцию и питает все научные приборы.
Основное звено всей орбитальной станции, объединяющее её модули в единый комплекс. В базовом блоке находилось оборудование управления служебными системами обеспечения жизнедеятельности экипажа.
Модуль "Квант". Предназначен для проведения астрофизических и других научных исследований и экспериментов.
Модуль "Квант-2". Предназначен для дооснащения станции научной аппаратурой, оборудованием и обеспечения выходов экипажа в открытый космос, а также для проведения разнообразных научных исследований и экспериментов.
Модуль "Кристалл". Предназначен для проведения технологических и других научных исследований и экспериментов и для обеспечения стыковок с кораблями.
Модуль "Спектр". Предназначен для проведения научных исследований и экспериментов по исследованию природных ресурсов Земли, верхних слоёв земной атмосферы, а также для дооснащения станции дополнительными источниками электроэнергии.
Стыковочный отсек. Предназначен для обеспечения стыковок кораблей со станцией "Мир".
Модуль "Природа". Предназначен для проведения научных исследований и экспериментов по исследованию природных ресурсов Земли, верхних слоёв земной атмосферы, космических излучений.
В 1996 году окончательно сформирован облик орбитального комплекса "МИР".
Продолжительность эксплуатации более 15 лет.
Международная космическая станция (МКС) отмечает 11-летие со дня создания.
Соглашение о создании МКС было подписано 29 января 1998 года в Вашингтоне представителями Канады, правительств государств-членов Европейского космического агентства (ЕКА), Японии, России и США.
В ноябре 2000 года на МКС прибыл экипаж первой длительной экспедиции: Уильям Шеперд (командир), Юрий Гидзенко (пилот) и Сергей Крикалев (бортинженер).
Ориентировочно станция проработает на орбите до 2016-2020 гг. На станциях делают разные наблюдения, ставят опыты, то есть проводят научные исследования.
Космонавты в иллюминатор наблюдают Солнце и звезды, фотографируют Землю. Им приходится плавить и сваривать металл, испытывать прочность различных материалов. Космонавты выращивают на станции различные растения, чтобы узнать, как они чувствуют себя в космосе. Жить там очень тяжело. Ведь на станции нет тяжести, и люди плавают в воздухе. Все напитки приходится сосать из бутылки. В открытой чашке их держать нельзя. Воды, соки, супы свободно вылетают из чашек и гуляют по станции. Попробуй-ка их поймать!
Что и как люди едят на таких станциях.
Учащиеся читают статью "Столовая" (с.153-155 в хрестоматии).
Есть на космической станции и борщи, и окрошки, и шашлыки, и котлеты, и компоты, но нет ни одной ложки - ни большой, ни маленькой, т.к. вся еда находится в специальных контейнерах.
- Почему космонавты не едят из обычной посуды? Как выглядят продукты, которые едят космонавты?
- Сейчас в космосе находится много искусственных спутников. Русское слово "спутник" вошло во все языки мира. Зачем же они нужны?
Рассмотрите рисунки на страницах 118-119 и попробуйте ответить на этот вопрос.
Затем желающие рассказывают по рисунку о назначении спутников.
Теперь лишь часы требуются для того, чтобы определить погоду на всём земном шаре. Создание космической навигации позволяет с высокой точностью определять местоположение кораблей и самолётов в любое время суток, при любом состоянии погоды.
Итак, спутники связи осуществляют телевизионные передачи в отдалённые уголки Земли. Их помощь необходима для радио- и телефонной связи. Другие являются научно- исследовательскими лабораториями.
6. Самостоятельная работа. Тест (работа в группах).
1. Назовите клички первых собак, полетевших в космос и благополучно возвратившихся на Землю:
а) Пчёлка и Мушка
б) Дезик и Цыган
в) Белка и Стрелка
г) Лайка и Пчёлка
2. Назовите фамилию космонавта, впервые вышедшего в открытый космос:
а) Гагарин
б) Леонов
в) Циолковский
г) Королёв
3. Как называется корабль, на котором Ю.Гагарин совершил первый полёт в космос:
а) Восток-1
б) Союз-1
в) Апполон-1
г) Меркурий-1
4. Назови фамилию первой женщины-космонавта:
а) Савицкая Светлана Евгеньевна
б) Терешкова Валентина Владимировна
в) Кондакова Елена Владимировна
г) Эньере Клоди
5. Российская орбитальная станция:
а) Восток-1
б) Спектр
в) Мир
г) Космос
Итоги теста (самопроверка). (Слайд №19) (Слайд №20)
Работа в тетради на печатной основе.
- А теперь экипируем своего космонавта для полётов. Откройте рабочую тетрадь на странице 48. Этого мальчика надо одеть в скафандр. Дети вырезают детали скафандра из Приложения, а затем приклеивают на фон этого космонавта и модель ракеты "Восток" . (Во время творческой работы звучит песня "Я - Земля!").
7. Итог урока.
- Зачем космонавты летают в космос? Зачем в космос запускают спутники?
- Кто считает, что он был активным на уроке, у него всё получилось, кому понравился наш урок выберите ромашку. Если вы затруднялись при выполнении заданий. Чувствовали себя неуверенно, выберите грустное солнышко (слайд №20).
Учитель вручает удостоверение в том, что ученики прошли курс юного космонавта - 45 минут.
Спасибо за урок.