Обучение детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок

Разделы: Работа с дошкольниками


Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство малыша с миром литературы, с миром взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Влияние магии сказочного повествования на формирование личности ребёнка трудно переоценить. Ведь сказки учат ребят различать вымысел и реальность, задают нравственные нормы, преподносят многогранные образы своих героев, оставляя простор воображению и фантазии.

В дошкольной педагогике большое значение придаётся обучению детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов. В “Программе воспитания и обучения в детском саду” (под редакцией М.А.Васильевой) сочинение сказок и историй рассматривается как проявление самостоятельной художественной деятельности детей. Процесс обучения дошкольников придумыванию сказок и историй очень важный этап в формировании у детей навыков монологической речи. Творческое рассказывание строится на особой психологической основе – детском воображении. Ребёнку, сочиняя сказку необходимо произвести в уме анализ известных ему сказочных сюжетов, а затем творчески синтезировать новое явление: новую композицию, образы сказочных героев, обстоятельства их жизни. А чтобы сказочную историю донести до зрителя ребёнок должен обладать богатым словарным запасом и умением выстраивать контекстное высказывание.

Но как показывает практика последних лет, у многих детей дошкольного возраста, к сожалению, наблюдается крайне низкий уровень речевого развития. Это же подтверждают результаты проведённых нами диагностических исследований. Низкий уровень развития речи наблюдался у 40% воспитанников. Дети часто нуждались в помощи взрослого, затруднялись в установлении связей, содержание текста передавали невыразительно, часто делали необоснованные остановки и паузы, демонстрировали крайне бедный словарный запас. И лишь у 6% (1 ребенка) наблюдался высокий уровень владения речевыми умениями. Ребёнок самостоятелен в придумывании историй, не повторял рассказов других детей; имел широкий словарный запас, при пересказе произведения полно передавал основные части текста, соблюдал последовательность в изложении событий, умело пользовался выразительными средствами. Анализ диагностических данных показал, что особую трудность для детей дошкольного возраста представляет собой - оформление контекстного высказывания. Ведь чтобы хорошо связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представить себе объект рассказа, уметь планировать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, временные и другие отношения между предметами и явлениями. А поскольку мышление дошкольника отмечается предметной образностью и наглядной конкретностью, то одним из наиболее перспективных методов реализации речевого развития является моделирование. Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей, в том числе и при ознакомлении с художественной литературой. Этот метод прочно вошёл в педагогическую науку, доказав свою обоснованность и эффективность.

Свою работу по обучению дошкольников сочинению сказок строим опираясь на основные положения концепции В.Я. Проппа. Владимир Яковлевич проанализировав сказки разных народов, пришёл к выводу, что независимо от композиции и деталей сказки имеют общие типы строения. В.Я.Пропп называет четыре основных типа: кумулятивные сказки, сказки о животных, бытовые и волшебные сказки. В своих трудах “Морфология сказки” и “Трансформация волшебных сказок” Владимир Яковлевич рассказывает о результатах исследования множества волшебных сказок. Автор отмечает, что все сюжеты волшебных сказок основаны на одинаковых действиях их персонажей, которые он называет “функциями”. Общее число функций по Проппу – тридцать одна. Все эти функции взаимосвязаны между собой, правда, они не всегда все встречаются в волшебных сказках. Согласно методике В.Я. Проппа каждая “функция” наглядно представлена в виде иллюстрации или схемы на отдельных картах. Их различное соединение и различная последовательность расположения дает возможность придумывать бесконечное множество сказочных историй.

Конечно, ясно, что такое огромное количество функций будет не понятно для ребёнка дошкольного возраста, да и детские сказки, рекомендованные “Программой воспитания и обучения в детском саду” (под редакцией М.А. Васильевой) не имеют такого полного набора, связанной с действиями персонажей. Поэтому в работе с дошкольниками используем четырнадцать наиболее часто употребляемых в детских сказках функций:

  • “отлучка героя из дома” (символическое обозначение – уходящая вдаль дорога);
  • “запрет” (символическое обозначение – восклицательный знак);
  • “нарушение запрета” (символическое обозначение – перечеркнутый крест-накрест восклицательный знак);
  • “неприятность, задача” (символическое обозначение – вопросительный знак);
  • “встреча с недругом и его сверхъестественная сила” (символическое обозначение – оскаленная волчья пасть);
  • “встреча с другом” (символическое обозначение – протянутая рука (помощь));
  • “превращение” (символическое обозначение – маленький квадрат со стрелкой, указывающей на круг большего размера);
  • “поиск пути” (символическое обозначение – компас);
  • “погоня” (символическое обозначение – бегущий человек);
  • обман” (символическое обозначение – маска),
  • “получение героем волшебного дара” (символическое обозначение – ключ);
  • “битва с врагом” (символическое обозначение – два скрещенных мяча);
  • “наказание” (символическое обозначение – кнут);
  • “победа” (символическое обозначение – латинская буква”V”);
  • “счастливый конец (свадьба)” (символическое обозначение – два обручальных кольца).

Кроме того в зависимости от целей и задач, которые ставятся на том или ином занятии используем в работе четыре цветные фишки с буквенными обозначениями

  • фишка синего цвета с буквенным обозначением “Р” – “рассказ о герое” (обозначает, что ребёнок должен не только описать внешний вид персонажа, но и дать характеристику его человеческим качествам);
  • фишка зелёного цвета – с буквенным обозначением “О” – “описание местности” (обозначает, что автор сказки должен рассказать о месте и времени происходящих событий);
  • фишка жёлтого цвета с буквенным обозначением “Б” – “беседа” (обозначает, что дошкольник должен ввести в повествование диалог между двумя персонажами).
  • фишка белого цвета с буквенным обозначением “С” – “сравнение” (обозначает, что ребёнок должен сравнить между собой двух героев сказки по внешним данным и их личностным качествам).

На основе вышеперечисленных карточек-схем, обозначающих структурные единицы сказки, дошкольники познают особенности сложения сказок и овладевают тонкостями создания новых сказочных конструкций. Но чтобы каждый ребёнок раскрылся и проявил себя в словесном творчестве, воспитатель должен помнить, что развитие монологической речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. Вследствие этого следует грамотно выстраивать свою деятельность по обучению детей придумыванию сказочных историй. Поэтому работу в этом направлении проводили поэтапно согласно разработанному перспективному плану (Приложение №1).

На первом этапе использовали карточки, на которых сказочные функции были представлены в виде сюжетных изображений. Вспоминая с детьми знакомые произведения и читая новые сказки разных народов, осваивали значение каждой функции. Нами широко использовался приём зарисовки детьми сюжетов каждой функции и игры, в процессе которых дети называли моменты из произведений, где персонажи совершали те или иные действия (“Назови сказку”, “Приведи пример из сказки”); сравнивали различные сюжеты сказок (“Сравни сказки”); вспоминали и называли сказочные дары и волшебные средства (“Чудесные помощники”); придумывали новые названия к знакомым сказкам, сочиняли продолжения к известным сказочным историям (“А что потом?”). Параллельно с освоением сказочных функций знакомили дошкольников со значением дополнительных нефункциональных фишек синего, зелёного, жёлтого и белого цветов. Так в игровых упражнениях “Разговор по телефону”, “Интервью у сказочного героя”, “Беседа чудесных друзей” учили детей грамматически правильно выстраивать диалог. В играх типа: “Хорошие – плохие”, “Сравни сказочных героев”, “Какой? Какая? Какие?”, “Расскажи о любимом сказочном персонаже” учили дошкольников описывать внешний облик и характер сказочных персонажей. А в игровых упражнениях: “Сказочная деревня”, “Тридевятое царство”, “Заколдованный лес” упражняли детей в умении рассказывать о месте и времени, где разворачивается сюжет сказки.

На втором этапе обучения сочинению сказок заменили сюжетные изображения сказочных функций на схематические. Следует отметить, что все символические значки придумывались в совместной деятельности с детьми. А чтобы придумывание сказок для дошкольников стало более интересным, карточки с символами наклеили на деревянные бочонки. На занятиях и работая индивидуально с детьми, мы выстроили множество схем по содержанию различных сказок (“Хаврошечка”, “Гуси-лебеди” и др.) с помощью которых дети с легкостью пересказывали сказки. После того как дети освоили схематическую конструкцию сказки, предлагали выложить ту или иную модель знакомой сказки.

На третьем этапе работы с детьми названным “творческим” мы придумывали с детьми коллективные сказки по заранее составленной схеме. Эти сказочные истории обязательно записывались в книгу волшебных сказок, иллюстрации к которой рисовались детьми в свободное время. Далее приступили к обучению воспитанников придумывать истории по готовым моделям, состоящим не более чем из пяти-шести функций. Позже предлагали самостоятельно выстроить конструкцию сказки из произвольно вытащенных из мешочка деревянных бочонков с символами. При этом бочонки: “начало сказки” и “счастливый конец (свадьба)” обязательно добавляли в эту конструкцию. А бочонки: “рассказ о герое”, “описание местности”, “сравнение” и “беседа” добавляли в зависимости от целей, преследуемых на занятии и выстроенной сюжетной цепочки. Конечно, сначала придуманные детьми сказки не отличались особой своеобразностью, часто строились по шаблонам известных сказок. Но позже, при регулярных занятиях, дети почувствовали в себе желание творить и поверили в свой успех. Они научились придумывать собственные истории, у многих появилась оригинальность, развёрнутость сюжета, последовательность изложения. Результат проведенной работы по обучению дошкольников придумыванию сказок – это заметное нарастание контекстности речи, т.е. снижение количества предложений не связанных или формально связанных между собой. Творения у дошкольников получались эмоционально окрашенными, дети избегали повторений, каждый старался сам. (Приложение №2) Дошкольники с удовольствием изготавливали по собственным сказкам иллюстрированные книжки-самоделки, записывали на магнитофон сказочные истории, разыгрывали спектакли для малышей и родителей. Результаты проведённой нами диагностики подтверждают положительную динамику в речевом развитии воспитанников, более чем у 80% детей наблюдался высокий и средний показатели уровня развития связной речи. Поэтому предлагаем использовать метод моделирования сказочного сюжета шире в практике дошкольного воспитания, активно применяя эту методику в речевом воспитании дошкольников, поскольку именно здесь данный метод даёт наиболее ощутимые результаты.

В заключение хотим подчеркнуть, что таких положительных результатов удалось добиться ещё и благодаря тесному сотрудничеству с семьями воспитанников. Родителей постоянно держали в курсе событий. На родительских собраниях знакомили с основными направлениями учебно-воспитательной деятельности по Программе воспитания и обучения в детском саду (под редакцией М.А. Васильевой), проводили консультации по темам: “Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста”, “Сочиняем сказочные истории вместе с детьми”, “Воспитание сказкой”, показывали с детьми театральные представления: “Петушок и бобовое зёрнышко”, “Снегурушка и лиса”; проводили открытые занятие по темам: “В гостях у сказки”, “Сказочная викторина”. В группе руками детей и родителей изготовлены театральные куклы, атрибуты для театральных игр, различные виды театров: настольный, теневой, пальчиковый, оформлена выставка по теме: “Что за прелесть эти сказки” Показателями результативности нашей деятельности по направлению сотрудничества с родителями являются также итоги анкетирования родителей воспитанников, 75 % родителей удовлетворяет уход, воспитание и обучение, оздоровление и развитие способностей, которые получает ребенок в МДОУ; 83 % родителей чувствуют, что сотрудники доброжелательно относятся к ним и ребенку.

Предлагаю вашему вниманию некоторые наши наработки по обучению дошкольников сочинению сказок (Приложение №3)

Приложение 1

Приложение 2