Цель урока:
- рассмотреть разнообразные задачи, за курс планиметрии;
- совершенствовать навыки решения задач.
Тип урока: обобщение знаний, учебный и трудовой практикум, закрепление знаний.
Метод: наглядно – иллюстративный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Межпредметные связи: информатика, черчение.
Назначение темы – применение полученных знаний к решению задач планиметрии.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщить тему урока, сформулировать цели урока.
II. Актуализация знаний учащихся
.Вопросы для актуализации знаний учащихся по теме урока:
- Какая фигура называется треугольником?
- Какие формулы мы знаем для вычисления площади треугольника?
- Что такое медиана треугольника?
- Что такое периметр, полупериметр?
- Какие тригонометрические функции мы знаем?
- Дайте их определения.
- Сформулируйте свойство медиан в прямоугольном треугольнике.
- Дайте определение вписанной и описанной окружностей.
- Вспомните свойства сторон и углов четырехугольника для вписанной и описанной окружности.
- Вспомните свойства равнобедренной трапеции.
- Дайте определение параллелограмма, формулу вычисления его площади.
- Уравнение прямой в общем виде. Сколько надо иметь точек, чтобы провести одну прямую?
III. Работа в классе.
Рассмотрим следующие задачи:
Задача №1
Стороны треугольника 27 см и 29 см. медиана, проведенная к третьей стороне равна 26 см. Найдите площадь данного треугольника.
Решение. Приложение 1 слайды 3–6.
Задача №2
В треугольнике АВС ∠ С=900, медианы СМ и АN взаимно перпендикулярны. Определите косинус угла В.
Решение. Приложение 1 слайды 7–9.
Задача №3
Основания трапеции равны 4 и 16. Найдите радиусы окружностей, вписанной в трапецию и описанной около неё, если известно, что эти окружности существуют.
Решение. Приложение 1 слайды 11–15.
Задача №4
В параллелограмме угол между высотами равен a . Найдите высоты и площадь параллелограмма, если его стороны равны b и c.
Решение. Приложение 1 слайды 16–18.
Задача №5
В прямоугольном треугольнике расстояние от середины гипотенузы до одного из катетов равно 5 см, а расстояние от середины этого катета до гипотенузы равно 4 см. вычислите площадь треугольника.
Решение. Приложение 1 слайды 19–21.
Задача №6
Составьте уравнение прямой, которая проходит через точки А(-1; 1) и В(1; 0) и постройте её график.
Решение. Приложение 1 слайды 22–25.
IV. Подведение итогов урока.
Мы с вами рассмотрели, обобщили ваши знания по геометрии за курс 7- 9 классы.
V. Домашнее задание.
Задача.
В равнобокой трапеции большее основание равно 3,7; а боковая сторона равна 1,5; а угол между ними равен 600 . Найдите среднюю линию трапеции.
Решение (для учителя).
Дано: АВСD – трапеция, АВ= СD, АD=3,7; АВ=1,5; А= 600. Найти среднюю линию трапеции. |
Решение.
Из точек В и С опустим перпендикуляры на АD. Получили два равных прямоугольных
треугольника ( по гипотенузе и острому углу) АВЕ и СКD, у которых ∠ АВЕ=∠ КСD=300.
Значит,=0,75, и, ЕК= АD–2АЕ= 3,7–1,5=2,2.
Т.к. ЕК=ВС, то средняя линия трапеции равна
Ответ: 2,95
Литература
- Учебник для общеобразовательных учреждений “Геометрия 7-9”. Авторы: Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина. Москва “Просвещение” 2003.
- Интернет ресурсы.
- Повторяем и систематизируем школьный курс геометрии. Автор: В.С. Крамор, Москва “Просвещение”, 1992 .
- Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗЫ. Под редакцией М.И. Сканави. Москва, “Высшая школа” 1998.