Актуальность. Создание широкой сети школьных музеев преследует сразу две цели. Во-первых, это позволяет показать самобытность и красоту того или иного уголка Кубани. Во-вторых, косвенным образом стимулируется развитие туризма, что ведет к увеличению бюджета. В общем, не даром глава администрации Краснодарского края Ткачев А.Н. настаивает на возрождении школьных музеев.
Цель. Общее знакомство с материалами музея.
Задачи:
- Расширение кругозора учащихся.
- Повышение интереса к поисковой работе.
- Прививание чувства гордости за свою малую родину.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, магнитофон.
Основные понятия: музей, кунсткамера, экскурсия, палеонтология, моллюски, аммониты.
Ход занятияУчитель. Музейное дело существует с незапамятных времен. Еще в древности люди собирали всевозможные диковинные вещи. Вы знаете, откуда пошло слово “музей”?
Учащиеся. Слово “музей” греческое и означает “храм Муз”. В древности так называли помещение, где занимались ученые при Александрийской библиотеке.
Учитель. Молодцы, правильно. А знаете ли вы, что настоящие музеи стали создаваться в период нового времени? Они представляли собой особые кабинеты- кунсткамеры, что в буквальном переводе с немецкого означает “комнаты искусств”. В них хранили картины, скульптуры, всевозможные предметы древности, природные минералы, чучела животных, гербарии. Как вы думаете, чего больше всего не хватало таким собраниям или с какими трудностями сталкивались их посетители?
Учащиеся. Им трудно было понять, зачем эти предметы собраны в одном помещении и какую цель преследует собрание.
Учитель. Правильно. Таким собраниям не хватало системности. Со временем это поняли и стали собирать предметы строго в соответствии со своей специализацией. Т.е. в картинных галереях находятся только картины, иконы или графические работы. В политехнических, - всевозможные машины и технические приспособления. В исторических, - предметы быта и исторические реликвии. А кто в России создал первый музей и как он назывался?
Учащиеся. В России первый музей был создан Петром Великим и назывался он Кунсткамера. Сюда по специальному царскому указу присылали все старинные и диковинные вещи. Вход в музей был бесплатным. Позднее для него построили отдельное здание.
Учитель. А названия каких музеев нашей страны вы знаете?
Учащиеся. Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Исторический музей в г. Москве.
Учитель. Хорошо. Теперь же давайте познакомимся с собранием нашего школьного музея. В нем насчитывается 5 коллекций и они расположены в хронологическом порядке. Сегодня на занятии мы познакомимся с одной из них,- палеонтологической. Для этого мне понадобятся два помощника.
1-й экскурсовод. У каждой коллекции есть свой хранитель. Он не только ищет, собирает предметы, но и регистрирует их, ведет учет в специальных книгах, но и исследует собранное. А с посетителями музеев работают экскурсоводы. Они объясняют происхождение предметов, материал изготовления, рассказывают судьбу вещи, отвечают на вопросы. Я являюсь экскурсоводом по отделу палеонтологии нашего музея. Палеонтология,- это наука, которая изучает давно вымерших животных. Мы особенно гордимся этим собранием и вот почему. В далеком прошлом территория Краснодарского края являлась дном неглубокого моря. Оно то поднималось, то опускалось, оставляя значительные донные отложения. В них находят останки давно вымерших животных. Как вы думаете, много ли их осталось на земле?
Учащиеся. Думаем, да. Ведь их можно найти на берегу рек, ручьев.
2-й экскурсовод. Это не совсем так. Ученые утверждают, что до наших дней дошло не более 1%. Поэтому их нужно собирать и хранить. Необходимость этого прекрасно передает поэт В. Митрохин(звучит запись):
Ракушка,- вечности подслушка.
К ней только ухом приложись,
Звучит континиум. Ракушка-
Его проектор в эту жизнь.
О нет, былое, - не могильник
Оно уходит в небеса.
Ракушка,- вечности мобильник-
Его доносит голоса…
Итак, вы поняли, для чего собирают окаменевших животных?
Учащиеся. По ним можно отследить, как со временем они видоизменялись.
3-й экскурсовод. Окаменевшие ракушки всех видов называют моллюсками. Среди них необычно красивой формой выделяются аммониты. Свое название они получили за сходство с закрученными рогами барана, священного животного древнеегипетского бога Амона. К слову сказать, они имеют самые разнообразные формы и размеры, - от горошины до раковины блиндажа или небольшого танка. Один напоминал огромную пятиметровую шишку, в которой свободно могли разместиться три взрослых человека. Другой, напоминает чудовищное колесо диаметром 3 метра. Если раскрутить все его витки, то из них можно соорудить лестницу до четвертого этажа. Никогда и ни у кого, ни прежде, ни теперь не было таких огромных раковин. К слову сказать, самый крупный экземпляр аммонита был найден в городе Мюнстер (Германия) в 1895г. Диаметр этого “монстра” - 1,5 м, вес - 3,5 т. А как вы думаете, зачем древнему животному была необходима раковина?
Учащиеся. Он нападения хищников.
4-й экскурсовод. Правильно, но не только для этого. Если распилить раковину аммонита, то можно увидеть геометрически правильные ячейки. Взгляните на это изображение (включается проектор). Одни из них наполнялись водой, а другие воздухом. Эта система позволяла животному погружаться на разную глубину. И двигались они при помощи выбрасывания воды из раковины. Благодаря этому аммониты были широко распространены в древних морях и океанах. Все они являлись не только хищниками, но и сами служили пищей всевозможным ящерам и рыбам. Отмирая, раковины падали на дно и превращались в камень. И в то же время это не просто камень, ибо раковину воспели очень многие поэты. Быть может, кто-то из вас знает о ней какое-либо стихотворение?
Учащийся. Я хочу рассказать стихотворение Осипа Мандельштама “Раковина”:
Быть может, я тебе не нужен,
Ночь; из пучины мировой,
Как раковина без жемчужин,
Я выброшен на берег твой.Ты равнодушно волны пенишь
И несговорчиво поешь;
Но ты полюбишь, ты оценишь
Ненужной раковины ложь.Ты на песок с ней рядом ляжешь,
Оденешь ризою своей,
Ты неразрывно с нею свяжешь
Огромный колокол зыбей;И хрупкой раковины стены,-
Как нежилого сердца дом,-
Наполнишь шепотами пены,
Туманом, ветром и дождем…
(Звучит запись морского прибоя)
Учитель. Ребята, давайте разделимся на три группы и попробуем составить рекламный ролик, в котором вы используете полученные сегодня на нашей экскурсии сведения. Если вы хотите узнать больше о данной теме, то прочтите следующие работы:
- В. Борисов. Занимательное краеведение. Краснодар, 1975 г.
- П. Александров. Аммониты- жители мезозойских морей, “Наука и жизнь”, № 12, 2002 г.
- А. Мироненко. Наутилусы и аммониты в московском метро, “Наука и жизнь”, № 5, 2004 г.
- Е. Краснова. Свобода под знаком спирали, “Вокруг света”, № 8, 2005 г.
- Жизнь животных. Беспозвоночные. М., 1968 г., тт. 1-2.