Для нас ответ очевиден. Стратегия современного образования направлена “не столько на овладение суммой знаний, сколько на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей”. Учитывая современные условия, можно сказать, что для этого недостаточно традиционных источников информации, методов и приемов обучения.
Как справедливо отмечено, ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен их схватить и усвоить; человеку нельзя сообщить знания, их можно только предложить, а овладеть ими он должен в результате собственной деятельности. Следовательно, чтобы включиться в учебно-познавательную деятельность должен появиться мотив участвовать в ней, а чтобы вызвать или усилить собственные полезные мотивы деятельности используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной деятельности ученика. Таким стимулом как раз и являются информационные технологии, так как позволяют наилучшим образом удовлетворить потребности ребенка. Как известно, являясь внутренней причиной активности личности, потребности чаще других психических явлений бывают мотивами деятельности и чаще переживаются как эмоции и чувства.
Опыт использования IT технологий показывает их преимущества в обеспечении качества образования, так как:
во-первых, вызывают интерес учащихся, “очарование” новизны, эмоциональный всплеск. Можно провести экскурсию-путешествие по Москве-реке, “принять участие” в военной баталии; увидеть движение на уроках окружающего мира, математики; почувствовать настроение героев, услышав звук моря, увидев закат. Задача учителя найти новое, неизвестное, заинтересовать, используя качественные наглядные пособия, анимационные возможности;
во-вторых, создаются условия для индивидуализации обучения: учитель имеет возможность зафиксировать материал, “остановить” мгновение, вернуться к информации предыдущих уроков, обеспечить самопроверку, контроль, презентационное сопровождение уроков;
в-третьих, ученику легче увидеть практическую значимость и пользу предлагаемых знаний, например, по вопросам экологии, защиты и охраны окружающей среды, использования различных источников информации, в проектной деятельности. Учителю важно показать, что дают знания для жизни, для общения со сверстниками, для успеха в жизни, будущей профессии;
в-четвертых, участие в деятельности, например, через учебные проекты открывает новые возможности созидания. Учащиеся получают дополнительный опыт общения, получения информации, возможность проявить себя. Преподаватель учится управлять информационными потоками, становится авторитетным консультантом для учащихся, следовательно, расширяется пространство взаимодействия, реализуется переход от “знаниевой” парадигмы образования к “деятельностной”.
Учитывая вышесказанное можно предположить, что использование мультимедиа на уроках, несомненно, оказывает содействие развитию личности ученика, который комфортно будет чувствовать себя в условиях информационного общества.
Для учителя становится профессионально необходимым научиться совмещать собственный преподавательский почерк с теми техническими возможностями, которые предоставляют новые информационные технологии и вряд ли возможно движение в обратную сторону. При одном непременном условии – сохранении традиций высокой культуры учителя, и профессиональной, и человеческой. Без этого не может быть качества образования.