Формирование и совершенствование фонетико-фонематического слуха учащихся 2-го класса при изучении темы "Звонкие и глухие согласные в середине и конце слова"

Разделы: Начальная школа


Нарушение письма (дисграфия) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся школы. Это нарушение является серьёзным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении грамматики русского языка на более поздних сроках.

Считается что эти ошибки (дисграфические) нелепые:

  • неумение слушать объяснения учителя;
  • невнимательность;
  • небрежность и т.д.

На самом деле в основе этих ошибок лежит несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи (пропуски гласных, согласных, слогов, перестановки слогов, букв).

Несформированность фонематического восприятия приводит к тому, что ученики не различают фонемы русского языка, поэтому на письме смешиваются звонкие и глухие согласные: «трупочка» вместо «трубочка».

Нередко учащиеся не различают твердое и мягкое звучание согласных, поэтому на письме появляются «патка» вместо «пятка».

В предупреждении и коррекции этих ошибок учителю необходима помощь логопеда. Эффективность усвоения детьми данного материала будет зависеть от колчества проведенных занятий, правильности их построения, умелого сочетания упражнений и заданий, направленных не только на коррекцию, но и на развитие речевой функции.

Так у трех учащихся класса обнаружены эти дисграфические ошибки. У них фонетико-фонематическая недостаточность из-за звуко-буквенного анализа. Эти дети работают значительно медленнее других из-за выделения звуков, а также их записи.

Основная трудность в восприятии близких по звучанию звуков, но при этом может быть очень хороший музыкальный слух. Такой ребенок может хорошо узнавать мелодию, чувствовать интонацию. Причем причины различны: родовая травма или травма в раннем детстве левой височной области коры головного мозга, могут также передваться по наслудству. При этом эти нарушения не сказываются на развитии ребенка, кроме как сделают его «совершенно безграмотным». На первом этапе обучения (в 1 классе) может помочь и учитель, но во 2-3-х необходима помощь логопеда.

Но и работа учителя также может помочь таким учащимся. Одно из средств – это проговаривание перед письмом, проговаривание с написанием слова, анализ (звуковой) слова, правильное начертание букв (чистописание). Лучше написать мало, но правильно. Механизм проговаривания звуков на начальном этапе обучения письму необходим ребенку не только для того, чтобы правильно провести звуко-буквенный анализ, но и для того, чтобы запомнить порядок звуков, входящих в состав слов, особенно в тех случаях, когда у ребенка имеются и какие-то другие трудности освоения письма. Нельзя торопить, ребенок должен проговорить. Артикуляция при произношении тоже необходима.

При недостатках речи, нарушениях звукопроизношения ошибки будут связаны с самими недостатками речи. Могут заменяться близкие по артикуляции звуки л-н-д, б-м-п.

Главная задача убедить детей и родителей заниматься с логопедом по корректировке звукопроизношения, формированию фонетико-фонематического слуха, усилить работу по звуко-буквенному анализу.

Работа по теме начинается не менее чем за неделю до темы «Звонкие и глухие согласные». В целом систему тренировочных упражнений можно представить в виде следующей схемы.

Система тренировочных упражнений.

Пропедевтика заключается в том, чтобы учащиеся на уроках чтения, риторики или уроках русского языка повторяли за учителем, читали с доски или листа, учили наизусть скороговорки, чистоговорки с парными согласными, а также во время физкультминуток с движениями и стихами.

Затем идет основной период обучения по теме «Звонкие и глухие согласные» по методике к учебникам Рамзаевой, Поляковой. Это уже отработанная система упражнений по учебнику и выработка навыка по тренингам Узоровой, Нефедовой. Одновременно идет отработка темы по дополнительным развивающим заданиям. А в последующем коррекция, если это необходимо, при совместной работе с логопедом.

Результатом работы по данной системе упражнений у учащихся 2-го класса явилось повышение грамотности и достаточно успешное формирование умений и навыков по этой теме.

Приложение