Цели:
- повторить материал о геометрических фигурах, их построениях,
- нахождение периметра, видах отрезков и линий,
- отрабатывать умение работать в группах,
- способствовать развитию творческих способностей.
Оборудование: раздаточный материал (геометрические фигуры), карты звёздного неба, наглядный раздаточный материал, название экипажей.
ХОД УРОКА
1. Орг. класса.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок
2. Постановка цели.
- Сегодня на уроке математики мы закрепим наши знания о геометрических фигурах. И сегодня у нас в гостях…
Он всю зиму в шубе спал
Лапу бурую сосал
А проснувшись стал реветь
Этот зверь лесной… (медведь).
- Почему медвежонок такой грустный? Он потерял свою маму. Везде искал, но не нашёл. А дедушка Филин сказал, что искать её нужно только отправившись в космическое путешествие. У нас 4 экипажа.
Ваши позывные: (карточки у каждой группы).
Смелый
Решительный
Отважный
Стремительный
Но нам нужна ракета. Открываем конструкторское бюро. Из набора геометрических фигур строим космическую ракету.
- Из каких геометрических фигур состоит наша ракета?
- Сколько треугольников?
- Почему вы решили, что это треугольники?
- Какую ещё фигуру использовали?
- Что вы знаете о прямоугольнике?
- Измерьте длину и ширину прямоугольника.
- Что такое Р? S?
- Найдите Р и S прямоугольника.
3. Физпауза.
Мы немножко отдохнём
Встанем глубоко вздохнём
Вот мы руки развели словно удивились
И друг другу до земли
В пояс поклонились
На зарядку солнышко
Поднимает нас
Поднимайте руки
По команде “раз”
А над нами весело
Шелестит листва
Опускаем руки мы
По команде “два”.
- Всем по местам. Начинаю отсчёт 5 4 3 2 1. Пуск!
4. Тема урока.
1. Подлетаем к первой звезде. И здесь нас встречает точка. Она предлагает нам своё задание. Соедините стрелками изображение фигуры и её название.
Прямая линия
Незамкнутая кривая линия
Луч
Прямой угол
Треугольник
Круг
Кривая замкнутая линия
Отрезок
Тупой угол
Острый угол
Прямоугольник
Квадрат
- Что вы знаете про прямую?
- Что такое луч?
- Молодцы. Получите первую звезду и определите её местонахождение на своей звёздной карте. (На доске большая карта, где закрепляются звёзды). Мамы медвежонка здесь нет. Отправляемся дальше.
2. На второй звезде нас встречает ломаная.
- Что мы знаем о ломаной?
- Вычислите длину ломаной линии, если длина первого звена 10 см, а длина каждого следующего на 2 см больше предыдущего, зная, что в этой ломаной линии 3 звена. Свои вычисления запишите в своих тетрадях – бортжурналах (10+12+14=36)
- Отметьте на своей карте место 2 звезды. И здесь нет мамы малыша. Отправляемся дальше.
3. На 3 звезде нас встречают его жители отрезки.
- Что такое отрезок?
Отрезок тоже приготовил для вас задание.
Начертите отрезок 1 дм. Этот отрезок на 3 см больше, чем второй. Найдите длину второго отрезка и начертите его.
- Здесь тоже не оказалось мамы медвежонка. Зафиксируйте звезду на карте и мы снова отправляемся в путь.
4. На четвёртой звезде нас встречает, отгадайте кто
Три вершинки. Три угла
Три сторонки – вот и я… (треугольник)
- Какие виды треугольников вы знаете?
- Какие треугольники называются равносторонними?
- Сколько всего треугольников?
- Никого на этой звезде нет, кроме треугольников. Зафиксируйте 4 звезду и продолжим путь.
5. Подлетаем к пятой звезде. Нас встречает…
Он давно знаком со мной
Каждый угол в нём прямой
Все четыре стороны
Одинаковой длины
Вам его представить рад
А зовут его…. (Квадрат)
- Что вы знаете о квадрате?
- Он приготовил для вас задание. Заполните пустые клетки в четвёртом квадрате, не нарушая закономерности.
- На этой звезде живут одни квадраты. Определите местонахождение звезды на карте и летим дальше
6. Полетаем к звезде и нас встречает… (трапеция).
Трапеция больше на крышу похожа
Юбку рисуют трапецией тоже
Взять треугольник и верх удалить
Трапецию можно и так получить.
Вычислите площадь трапеции, если знаем, что площадь одной части 6 см, а площадь другой части в виде треугольника на 2 см меньше.
- Продолжим наш полёт. Здесь живут лишь 4-угольники. Зафиксируйте звезду на звёздной карте и в путь.
7. На 7 звезде мы встречаем
Нет углов у меня
И похож на блюдце я
Кто такой я, друзья (круг).
- Что можно изобразить при помощи круга? Дорисуйте
- Фиксируйте звезду на карте. Наш полёт завершён. Все экипажи благополучно вернулись на землю. Но где же всё-таки мама медвежонка. Неужели дедушка Филин ошибся, отправляя нас в космическое пространство. Рассмотрите внимательно свои звёздные карты. Может быть вы что-нибудь увидите. (Большая медведица)
Итог. Мир звёзд чрезвычайно разнообразен. В безоблачную ночь небо над головой усыпано множеством звёзд.
- Что вы знаете о звёздах?
Они кажутся нам маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко. На самом деле это огромные раскалённые шары
- Какая самая близкая к нам звезда?
- Самые горячие звёзды – голубого цвета, менее горячие – красного. Звёзды отличаются друг от друга размерами. Имеют свои названия. Если условными линиями соединить между собой определённые звёзды, то перед нами предстанут сказочные фигуры – созвездия.
- В каком созвездии мы путешествовали?
- Значит, прав дедушка Филин, сказав медвежонку, что в космосе он может найти маму.
Наш урок подошёл к концу.
Что нового и интересного вы узнали на уроке?