Моя малая родина

Разделы: Начальная школа


1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Презентация.

(СЛАЙД № 1)

Звучит стихотворение Виталия Бакалдина. (читает учитель)

В жизни нам дана
Родина одна.
У меня она -
вишня у окна.
Прямо у дверей
золото полей,
дума вековая стройных тополей.
Здесь моя тропа
пролегла в хлеба, здесь моя судьба -
радость и борьба, здесь взращённый мной
колос налитой -
гордость и отрада жизни молодой.
От тебя вдали
в пламени, в пыли
годы нас вели
вглубь чужой земли,
но всегда со мной
в стороне иной был в трудах-походах
ты, мой край родной.
Видно, так и быть,
здесь мне век прожить,
до конца дружить,
до конца любить,
здесь мои друзья,
здесь моя семья,
большего не скажешь -
здесь земля моя.

2. Повторение изученного.

(СЛАЙД №2)

- Что вы представляете, когда слышите слово “РОДИНА” ?

- В какой стране мы живем? (в России)

- Найдите и отметь его в таблице.

- Можем ли мы называть Россию своей Родиной? ( да)

- А как называется край в котором мы живем? (Краснодарский)

- Найдите и отметь его в таблице.

- Как по другому называют Краснодарский край? (Кубань)

- Найдите и отметь его в таблице.

- Почему его так называют? (По названию реки Кубань)

- Местное население ещё в давние времена пыталось защитить свои земли от наводнений, и в 60-е годы было решено строить КРАСНОДАРСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ, или как его ещё называют ……..(КУБАНСКОЕ МОРЕ)

3. Основная часть урока. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемной ситуации.

( СЛАЙД № 3)

- О нашей родной Кубани композиторы сочиняют музыку, поэты пишут стихи, художники картины.

- И сегодня ребята мы послушаем стихотворение, которое приготовила Саша Концевич. Оно посвящено нашему родному краю, городу. Стихотворение написано учеником нашей школы Предвечным Ильей, которое в 2003 году стал победителем городского конкурса юных поэтов “Я – гражданин России”

Мой любимый город Краснодар,
Ты растешь, и я расту с тобою.
Словно мне ты предназначен в дар,
Окружен твоею я любовью.

Все вокруг мне милое, родное
Ивушки, березки за окном
Пенье птиц над быстрою рекою.
Смех друзей, улыбка мамы, Отчий дом.

- Ивушки, березки за окном, смех друзей, улыбка мамы. Отчий дом…

О чем говорил автор? ( о Родине)

(СЛАЙД № 4)

- Да ребята Россию мы называем Родиной - это наша большая Родина. Кроме большой Родины у каждого человека есть и малая Родина.

- А как вы думаете, что такое малая Родина? (высказывания ребят)

Малая Родина - это место где находится ваш дом, ваши родители, где вы растёте, учитесь, играете с друзьями.

- И сегодня на уроке мы поговорим о нашей малой Родине.

(СЛАЙД № 5)

- Составьте из букв слово и мы узнаем как называется наша малая родина.

(Дети складывают из букв слово КАЛИНИНО)

2. - Да вы правильно отгадали, нашей малой Родиной является поселок Калинино.

- Найдите и отметь его в таблице.

(СЛАЙД № 6)

- И о нём слагали поэты стихи, сочиняли песни композиторы. Сейчас мы прослушаем одну из песен , которую сочинила учитель музыки нашей школы Тананко Надежда Викторовна.

Маленькой поселок -
Домики, сады.
Рос счастливый ты.
Детский сад и школа,
Добрый отчий дом.
Ты о них, веселый,
Не забудь потом.
Об отцах и дедах

Память сохраним.
Жизнь за наше детство
Отдали они.
Возле старой школы
Плачет тихий сквер –
В маленьком поселке
Памяти пример.

Родина большая
Громко позовет.
Но в душе пусть тихо
Малая живет .
Маленькой поселок -
Домики, сады.
Рос счастливый ты.

- Понравилась вам песня, ребята?

- А почему в песне говорится о садах? (окружают наш посёлок)

(СЛАЙД № 7)

- Да, действительно вокруг нашего поселка сады и поля. В конце 19 века, узнав о богатых и плодородных землях Кубани, сюда начали приезжать люди со всех уголков России. Они стали строить свои дома на окраине города, возделывать землю, сажать сады. И постепенно наш посёлок со всех сторон стал утопать в садах и потому его первое название “Новые Сады”.

Наш посёлок всегда считался частью города ЕКАТЕРИНОДАРА. Но он резко отличался от всего города, потому что был окружён садами и полями, а люди, жившие здесь, обрабатывали их. И тогда жители “САДОВ” решили отделиться от города и создать свой сельский совет. С этой просьбой они обратились к всенародному старосте Михаилу Ивановичу Калинину. Калинин помог им. И в честь него посёлок, стали называть Калининским, а со временем переименовали в посёлок Калинино

- Посмотрите на план нашего поселка. (учитель показывает улицы на плане, дети находят их на своих планах) В “Новых садах” было всего две улицы Крайняя и Средняя. Улица Крайняя сейчас называется Российской . А улица Средняя сейчас называется 1Мая. С одной стороны были сады в которых росли яблони, вишни, сливы, на плане мы видим, что на их месте сейчас строят дома, но часть садов всё же осталась. А с другой стороны посёлка находятся поля, где и до сих пор выращивают клубнику, горох, помидоры, свеклу, кабачки ит.д.

3.- А теперь положите перед собой планы нашего посёлка и приготовьте цветные карандаши. Сейчас вы сами отметите на них улицы, поля и сады.

- Вспомните, какая улица раньше называлась Крайней? (Российская).

- Найдите её на своих планах и заштрихуйте ее жёлтым цветом.

- Какая улица раньше называлась Средняя? (1 мая)

- Найдите её и заштрихуйте синим цветом.

- Вспомните, что находится вокруг нашего посёлка? (сады, поля)

- Давайте отметим сады и заштрихуем их зелёным цветом.

- А с другой стороны посёлка Калинино простирается море полей.

- Заштрихуем поля коричневым цветом.

- Кто живет в нашем поселке , найдите и отметьте свой дом, нарисовав домик.

- Как называется улица, на которой находится наша школа? (Уссурийская).

- Найдите улицу Уссурийскую и заштрихуйте её красным цветом.

- Отметьте на ней нашу школу оранжевым цветом.

(СЛАЙД № 8)

ФИЗМИНУТКА. Ребята, мы с вами много сделали, а теперь давайте отдохнём и посмотрим как вы запомнили названия старые и новые. Если я буду произносить старое название – вы будите топать, если новое – хлопать. Будьте внимательны. И так, встали , приготовили ладошки.

РОССИЙСКАЯ - КРАЙНЯЯ

СРЕДНЯЯ – 1 МАЯ

КАЛИНИНО – НОВЫЕ САДЫ

ЕКАТЕРИНОДАР – КРАСНОДАР

4. - Молодцы. И так мы с вами отметили на планах школу. Раньше в нашем посёлке школы не было вообще. А садовчане очень хотели, чтобы их дети были грамотными.

И они дважды обращались в городскую думу с просьбой открыть на садах школу.

(СЛАЙД № 9)

И вот, наконец, в 1903 году школа была открыта. Это были две маленькие хатки, покрытые камышом.

(СЛАЙД № 10)

Через несколько лет на улице Российской построили, другое небольшое здание, более новое уже из кирпича. Оно находится на территории сквера Памяти.

-Посмотрите ребята, вот так выглядела наша школа в те давние времена.

- Сколько этажей в ней было? (1 этаж)

- Но и это здание было очень маленьким, так как посёлок с каждым годом рос, и учеников становилось всё больше и больше. Поэтому в 1972 году была построена новая школа. В этом здании вы учитесь сейчас, (обратите внимание на макет нашей школы)

- Ребята, а чем здание нашей школы отличается оттого старого здания? (Был 1 этаж теперь 3, главный вход, крыльцо теперь большое, окна раньше были маленькие, теперь большие , у школы большая спортивная площадка)

- Наша школа носит имя Евгения Дороша. Это пионер, который спрятал знамя, а фашисты узнав об этом наказали его, выломав ему руки и ноги во дворе старой школы. Они бросили его в сарай. Сельчане узнав об этом, выкрали его и похоронили у школы. Там, у здания старой школы и находится его могилка. Но не одна , там же памятник товарищам – танкистам, которые защищали наш поселок. Каждый год во дворе старой школы 9 мая собираются ученики, учителя, ветераны и жители поселки чтобы почтить память павшим в ВОВ.

(СЛАЙД № 11)

- Наша школа всегда гордилась своими выпускниками и учителями и назову только некоторых из:

МАХАНЬКО Наталья Владимировна – выпускница нашей школы, сейчас – заместитель главы администрации муниципального образования г.Краснодара

НЕКРАСОВА Наталья Ивановна – учитель математики, сейчас – заместитель главы администрации Прикубанского внутригородского округа

ГЛАДЫШЕВА Надежда Владимировна –выпускница нашей школы – заместитель администрации Калининского сельского округа

Многие выпускники закончили институты и вернулись в стены родной школы учителями:

  • Немцева О.Б. – заместитель директора по УМР
  • Медведев П.А. – заместитель директора по СМОР
  • Яланская Т.Г. – учитель начальных классов
  • Александрова И.А. – учитель начальных классов
  • Радченко Е.Н. – учитель начальных классов
  • Иванова В.М– учитель начальных классов
  • Рябоконь И.М. – учитель технологии
  • Шихин А.В. – учитель технологии
  • Проскурина Ю.А. – учитель биологии, химии
  • Пидковская Н.А. – учитель биологии
  • Марченко Г.Г. – учитель истории
  • Ишханян А.В. – воспитатель в ГПД

3. Рефлексия учебной деятельности на уроке ( итог урока)

(СЛАЙД № 12)

- А сейчас давайте вспомним, о чём мы говорили на уроке, в этом нам поможет стихотворение, написанное преподавателем нашей школы Александровой Ириной Александровной, но текст деформирован, некоторые слова в нем пропущены и если вы правильно ответите на вопросы, то текст будет восстановлен и мы сможем его прочитать.

  • Как называется наш край? (Краснодарский)
  • Как мы называем наш посёлок Калинино? (Малой родиной)
  • Как называется главный город Кубани? ( Краснодар)
  • Как раньше назывался наш посёлок? (Сады)

А теперь давайте прочитаем стихотворение.

Краснодарский край родной-
Дивный, чудный, неземной!
Ты живёшь в нём и растёшь-
Малой Родиной зовёшь
Главный город на Кубани-
Славный, добрый Краснодар
Ты живёшь в нём и растёшь-
Малой Родиной зовёшь
Дивный есть посёлок в крае
Раньше звался он “Сады”
Ты живёшь в нём и растёшь-
Малой Родиной зовёшь
(СЛАЙД № 13)

4. Домашнее задание:

- Узнай у своих родителей и расскажи, учились ли они в нашей школе. Кто был их учителями, чем интересна была их школьная жизнь.

(СЛАЙД № 14)