Преподавание истории. Тема «Франция. Долгий путь к единству»

Разделы: История и обществознание

Класс: 6

Ключевые слова: Средние века, Франция, Капетинги


Цель: рассмотреть причины усиления королевской власти; показать особенности политики Капетингов; охарактеризовать особенности сословной монархии.

Задачи:

  • обучающая – изучение терминов, дат;
  • развивающая – формирование компетентностей через самостоятельную работу с источником (автономизационная – самостоятельный поиск информации, информационная – получение новых знаний, коммуникативная – работа в парах)
  • воспитательная – умение выслушивать, высказывать свою точку зрения, воспитание чувства патриотизма к родной стране, на примере истории Франции.

План:

  1. Как и почему Франция объединилась вокруг короля.
  2. Трудный путь к торжеству Капетингов.
  3. Святой король.
  4. Победы и поражения Филиппа IV Красивого.
  5. Возникновение Генеральных штатов.

Оборудование: карта «История Франции в XI-XIV вв.», компьютер и проектор, каждой парте заранее присвоен свой индивидуальный номер.

Ход урока:

Объявляется тема урока. (Приложение 1) (1 слайд)

Урок начинается с постановки проблемы.

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на карту и скажите, какую информацию вы можете почерпнуть, исследуя карту?

Приблизительные ответы учащихся: много королевств, территории обозначены разными цветами и др.

Делаем совместный вывод: Т.о., Франция как страна не была единой, она была раздробленной на множество владений.

Учитель: (слайд 2) А как вы думаете, зачем Франции объединяться? Зачем государству нужно быть единым? Что дает подданным единство государства?

Приблизительные ответы: для защиты, чтобы не напали враги, чтобы защититься от них, - государство будет сильным, сплоченность народа поможет прийти на помощь друг другу, на помощь своей Родине.

Проблема урока: Что дает государству объединение и сильная власть короля?

1. Учитель: А теперь вы, самостоятельно работая с учебником, найдете ответы на один большой вопрос: Как и почему Франция объединилась вокруг короля. Ребятам дается задание. Работу будут выполнять парами, сидя за специально обозначенными номерами парт. Во время выступления групп, все остальные учащиеся, которые не выступают, записывают себе в тетрадь ответы.

(слайд 3) Парты под номерами 1 разбирают абзац 1 §15 с.147-148 с простым карандашом в руках и ищут ответ на вопрос: Какие были возможности у короля увеличить свой домен?

  1. Жениться на наследнице феода;
  2. Выкупить феод у своего вассала (если тот согласен);
  3. Унаследовать феод у своего вассала, если тот умер без наследников;
  4. Отобрать феод у вассала силой в случае невыполнения вассальных обязательств;
  5. Отобрать феод силой, если владелец осужден Церковью и лишен рыцарского звания и всех феодов за нарушение христианских норм или как еретик.

(Слайд 4) Парты под номерами 1 с простым карандашом в руках и ищут ответ на вопрос: Какими преимуществами располагал король в борьбе с феодалами?

Во-первых, Королевский домен Иль-де-Франс невелик, но удачно расположен: в центре страны, на пересечении сухопутных и речных путей (и Сена, и Луара); здесь же распложен самый важный город — Париж, 2. Во-вторых, благодаря обряду коронации король считался помазанником Божьим, 3. Соперничество крупных феодалов между собой мешает их объединению против короля; король может использовать их борьбу в своих интересах.

(Слайд 5) Парты под номерами 3 разбирают абзац 3 §15 с.149-150 с простым карандашом в руках и ищут ответ на вопрос: Какие силы общества являлись естественными союзниками короля в борьбе за укрепление своей власти? (слайд 4). Опорой династии Капетингов были средние и мелкие дворяне, страдающие от произвола герцогов и графов. У короля мелкие феодал искали защиты и от гнева зависимых крестьян, часто поднимавшихся на борьбу. Верным союзником короля стало новое сословие – горожане. (горожане, мелкие и средние рыцари, духовенство, крестьяне).

По мере выступления групп на слайде вслед за их ответами появляются «правильные» ответы.

2.Учитель: теперь мы с вами приступаем к изучению 2 , 3 и 4 вопросов: Трудный путь к торжеству Капетингов, а также рассмотрим политику королей Людовика IX Святого и Филиппа IV Красивого.

В 987 г. во Франции установлена Династия Капетингов. Записываем даты правления королей себе в тетрадь (слайд 6)

Парты под номерами 1,2,3,4 разбирают политику королей, которые участвовали в объединении Франции. (слайд7). Что же они сделали? Составляется либо таблица (Приложение 2), либо кластер (Приложение 3) (технология РКМЧП).

Людовик VI Толстый (1108—1137)
№ 1
Приводил к повиновению непокорных вассалов, как в своем домене, так и за его пределами, в основном в северных областях Франции рядом со своим доменом. Вооруженным путем пресекал посягательства светских сеньоров на имущество Церкви. Строил крепости, штурмовал замки
Людовик VII (1137—1180)
№ 2
В результате женитьбы на Альеноре присоединил к домену Аквитанию, но после развода потерял ее. Почти не увеличил домен, но сумел сохранить позиции Капетингов в условиях резкого усиления Плантагенетов
Филипп II Август (1180—1223)
№ 3
Воспользовавшись тем, что английский король не выполнял своих вассальных обязательств за французские владения, добился его осуждения судом пэров и силой присоединил к домену огромные территории: Нормандию, земли по нижней Луаре, тем самым резко ослабил главных соперников — Плантагенетов. Укрепил Париж, обнеся его новой стеной
Людовик VIII (1223—1226)
№ 4
Присоединил в результате Альбигойских войн графство Тулузское на юге Франции

По мере выступления групп (слайд 8) историческая карта, по которой можно проследить динамику присоединения и потерь территорий.

Парты под номерами 5,6(дается более сильным ученикам) разбирают

Парта 5 – Что сделал Людовик IX Святой? Учебник стр. 152-153. (слайд 9) Не забывайте записать годы правления.

  1. Создал высший судебный орган – парижский парламент.
  2. Запретил войны между феодалами – на территории королевского домена.
  3. Правило «40 дней» - отсрочка войны между феодалами на неприсоединенных землях.
  4. Ввел единую денежную систему – для всей страны.

Таким образом, все его действия способствовали дальнейшему процессу централизации страны.

Парта 6 – Победы (положительное) и поражения (отрицательное) в правлении Филиппа IV Красивого учебник стр. 153-154. (слайд10) Не забывайте записывать даты правления королей. Плюсы:

  1. Присоединил к домену королевство Наварру и графство Шампань.
  2. Подтвердил вассальную зависимость от Франции герцогства Аквитания.
  3. Созвал первые Генеральные штаты – 1302 г.
  4. Победил в противостоянии римского папу, положив начало периода Авиньонского пленения пап.

Минусы:

  1. Потерпел поражение в борьбе за Фландрию.
  2. Нуждаясь в деньгах:
    • ликвидировал орден тамплиеров, завладев его богатствами;
    • изгнал из королевства евреев, конфисковав их имущество;
    • прибегал к порче монеты, заслужив прозвище «король-фальшивомонетчик»
    • оставил после себя большой государственный долг.
  1. Генеральные штаты – 1302 г. – запись в тетрадь (слайд11)

В XIII веке королевская власть значительно усилилась во Франции.

В 1302 г. Филипп IV созвал Генеральные штаты для поддержки в борьбе с папой. В них были представлены 3 сословия: духовенство, дворянство, горожане. Они заседали раздельно, в своей отдельной палате, и каждое сословие имело только один голос.

Таким образом, в начале XIV века во Франции возникла сословная монархия- государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий.

Вернемся к проблеме (слайд12). Что дает государству и жителям объединение и сильная власть короля?

Рефлексия (слайд 13).

  • Урок привлек меня тем…
  • Для меня было открытие, что…
  • Удалось ли нам решить проблему, поставленную в начале урока?

Домашнее задание (слайд 14) §15 – прочитать, пересказать.

Дайте развернутый ответ на вопрос:

Что дает государству и жителям страны объединение и сильная власть короля?

До свидания! (Слайд 15)