Порвалась цепь великая
Порвалась - расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим - по мужику!
(Н.А. Некрасов)
Цели и задачи урока:
- укрепить представление о сущности крестьянской реформы 1861 г. , разобрав основные положения реформы; уяснить значение отмены крепостного права.
- продолжить формировать умения и навыки анализировать, рассуждать, делать выводы.
- материал урока способствует формированию нравственной памяти и убеждения
План урока:
- Введение
- Основная часть урока
А) Причины отмены крепостного права
Б) Подготовка реформы 1861 г.
В) Отмена крепостного права в России
Г) Историческое значение крестьянской реформы
- Заключительная часть урока. Рефлексия.
- Домашнее задание
Оснащение урока:
- Мультимедиа-ресурсы
- Интерактивные таблицы
- Тестовые задания
- Исторические источники
- Рисунки учащихся по теме
- Музыкальное оформление
Ход урока:
Задача учителя – помочь учащимся определить тему и цель урока.
Учитель: (читает стихотворение, звучит музыкальное сопровождение)
Беден, нечесан Калинушка
Нечем ему щеголять,
Только расписана спинушка,
Да за рубахой не знать.
С лаптя до ворота
Шкура вся вспорота,
Пухнет с мякины живот.
Верченый, крученый,
Сеченый, мученый
Еле Калина бредет…
Вопрос учащимся: О чем это стихотворение?
Учитель: Определите тему сегодняшнего урока?
Учащиеся: Крестьянская реформа 1861 года.
Основные понятия (на интерактивной доске): реформа, временнообязанные, отрезки, выкупные платежи, уставная грамота, испольщина. (объяснить значение слов)
Учитель: В России 19 век – это век разложения феодальных отношений, которые задерживали развитие капитализма. И главным из феодальных пережитков было крепостное право.
Вопрос учащимся: Как российские императоры относились к отмене крепостного права (интерактивная таблица с датами)
1816г |
1842г. |
1803г. |
1819г. |
1797г. |
1847г. |
1804г. |
1818г. |
1861г. |
(назвать события связанные с этими датами, начиная с 1797г – игра в исторические пятнашки. )
Вопрос учащимся: Каковы же были причины отмены крепостного права?
Возможные ответы:
- поражение России в Крымской войне 1853-1856гг.
- массовые выступления крестьян
- изменение атмосферы в обществе.
Учитель: Отмена крепостного права - неизбежна. Но это нелегко.
Вопрос учащимся: При каких обстоятельствах и когда Александр2 заявил о необходимости отмены крепостного права? (30/03/1856г. )
О чем свидетельствуют его слова: « Лучше отменить крепостное право «сверху», чем ждать, когда его отменят «снизу». Какую цель преследовал Александр II, говоря эти слова. (Основная цель Александра II – удержать свою власть. )
Вопрос учащимся: Почему Александр II добивался, чтобы просьба о решении крестьянского вопроса исходила от дворян?
Учитель: Используя опорный конспект, раскройте особенности подготовки реформы. (на интерактивной доске даты)
Возможные ответы учащихся: Была создана система центральных, местных учреждений для разработки реформ.
- 1857г. -Секретный комитет (тайный характер), в конце года- губернские дворянские комитеты.
- 1858г. -Главный комитет.
- 1859г. -редакционные комиссии.
- 1860г. -?
Учитель: Объяснить, используя схему, какие проекты программ предлагали различные категории дворян? Ответ подтвердите словами из источников (документов) (приложение 1)
На интерактивной доске схема.
Учитель: Какой вывод можно сделать по данным предлагаемым проектам программ?
Возможный ответ учащихся: Помещики не хотели себя обидеть, т. о. реформа будет проведена в интересах дворянства.
Учитель: Перед правительством стояло три возможных варианта освобождения крестьян. Какой вариант и почему выбрал император?
Учащийся: Основные положения манифеста 19 февраля 1961г. (2 этапа)
- – личное освобождение крестьян (крестьяне получили гражданские права)
- – наделение крестьян землей.
Учитель: Это самый болезненный вопрос! Какие были условия наделения крестьян землей?
Учащийся: размер земли различался в черноземной, нечерноземной, степной зонах от 3 до 12 десятин. Крестьяне теряли землю. Некоторые группы крестьян вообще не получали землю – дворовые, крепостные рабочие мануфактур, крестьяне мелкопоместных хозяйств. Но и небольшой надел крестьянин должен выкупить.
Учитель: Можно ли было получить землю бесплатно? (Да. 1/4 определенного законом надела). Стал ли крестьянин собственником земли? (земля – общинная собственность, ее нельзя продавать, покупать. )
Разобрав основные положения реформы видим положительные стороны реформы, но мы должны определить феодальные пережитки после реформы:
- сохранение натурального хозяйства
- сохранение помещичьего землевладения, малоземелье крестьян
- сохранение общины
- политическое бесправие крестьян.
Какой же вывод?
Учащийся: Не решен аграрный вопрос, крестьянин зависим от общины, реформа не завершенная, не полная.
Учитель: Каково историческое значение реформы?
Переломный момент- грань между феодализмом и капитализмом- начало капитализма
Крестьяне – лично свободны, но не решен аграрный вопрос.
Нравственное значение реформы – покончено с крепостным рабством.
Тестирование по теме. (5-7 мин. )
1. Временнообязанное состояние крестьян существовало в России:
- 1857-1895гг.
- 1861-1881гг.
- 1863-1906гг.
- 1894-1905гг.
2. С крестьянской реформой 1861г. было связано понятие:
- вольноотпущенные крестьяне
- хутора
- выкупные платежи
- отруба
3. Участок земли, доставшийся крестьянам в результате реформы 1861г. назывался:
- надел
- отруб
- имение
- вотчина
4. С крестьянской реформой 1861г. связано возникновение понятия:
- государственные крестьяне
- временнообязанные крестьяне
- черносошные крестьяне
- вольноотпущенные крестьяне
5. Труд освободившихся от крепостной зависимости крестьян на земле помещика за взятую ими в аренду землю назывался:
- отработками
- месячиной
- испольщиной
- барщиной
6. Развитию капитализма в России во второй половине 19 века способствовало:
- освобождение крестьян от крепостной зависимости
- распространение отработок
- сохранение временнообязанного состояния крестья
- существование крестьянской общины.
(Взаимопроверка)
3. Учитель: Заслуга императора велика! Давайте представим, что мы в 19 веке, в аппартаментах Александра II, где корреспондент берет интерью у императора. Послушаем, что он думает о будущем России.
(Инсценирование)
Корреспондент: Александр Николаевич, могу я задать Вам несколько вопросов?
Император: Только поскорее, я спешу отобедать.
Корр.: Я очень постараюсь. Скажите, каково Ваше отношение к порядкам установленным отцом?
Император: Мне нравились эти порядки.
Кореспондент: Нам известно, что Вы не были сторонником коренных реформ в стране, но сделали так много.
Император: Как военный человек я осознал причины поражения в Крымской войне. Для меня престиж и величие державы - превыше всего, поэтому реформы.
Корреспондент: Что по-Вашему изменилось в России после Вашего прихода к власти?
Император: Разве вам неизвестно? Изменилось многое. Незря же мы принемаем разные законы.
Корреспондент: Разрешите задать несколько вопросов о Вашей семье?
Император: Хорошо. Хотя я не люблю говорить о жене и детях.
Корреспондент: Какие отношения складываются в Вашей семье?
Император: Хорошие. Спокойное слово жены, ее поддержка и понимание- для меня манна небесная! Дети мои меня забавляют.
Корреспондент: Скажите, чем любите заниматься в свободное время?
Император: Охотиться люблю. Это очень успокаивает. Хорошее занятие.
Корреспондент: Хотели бы Вы, чтобы судьба Ваших детей была такой же, какую имеете Вы?
Император: Судьбу не выбирают. Они мои наследники, значит судьба им уготовлена такая же.
Корреспондент: И последнее. Каким Вы видите будущее России?
Император: Не буду загадывать, но я постараюсь сделать все, чтобы не позволить сойти России с верного пути!
Корреспондент: Спасибо. Вы многое разъяснили. До свидания.
Император: И вам - не хворать!
Учитель: Наша задача, все делать для того, чтобы не позволить России сойти с верного пути, укреплять, защищать нашу страну, делать все, чтобы она процветала.
4. А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока.
- Что Некрасов подразумевал под словами « цепь великая»?
- Подумать, что хотел выразить поэт в своем стихотворении. ?
Домашнее задание. Ответ оформить в виде письменной творческой работы.