Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков (+ презентация)
Цель урока: закрепление знаний учащихся об однородных членах предложения и правилах постановки знаков препинания при них
Задачи урока:
- формировать умение учащихся находить в предложении однородные члены предложения и правильно ставить знаки препинания при них
- развивать речь и творческие способности учащихся
- воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе
Оборудование: доска, ноутбук, мультимедийный проектор, буклеты для учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
-Сегодня утром каждый из вас перешагнул порог нашей школы. У кого-то из вас с утра хорошее настроение, у кого-то, может быть, немного грустное. Чтобы учебный день прошёл успешно и принёс вам радость, мы начнём урок с эмоциональной зарядки.
(встаньте, пожалуйста, и повторяйте движения за мной) (слайд 1)
Здравствуй, мир! Это я,
А вокруг страна моя!
Солнце в небесах горит,
И у ног земля лежит!
Там леса, и тут поля,
Здесь друзья, и здесь друзья!
Я легко к земле нагнусь,
К каждой травке прикоснусь,
Влево, вправо повернусь,
По округе пробегусь.
Стал я бодрый и весёлый,
Здравствуй же, родная школа!
Здравствуй же, страна моя!
Здравствуй, мир!
Проснулся я!
-Молодцы! А теперь улыбнитесь друг другу и, заряженные хорошим настроением, займите свои места.
II. Вступительная беседа
Слово учителя
- Начать наш урок я хочу с загадки: (слайд 2)
Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (зимой)
-Действительно, к нам пришла зима. Ребята, а сколько месяцев будет продолжаться зима? Назовите зимние месяцы.
-А что изменилось в природе с приходом зимы?
Работа со стихотворением
-А вот какой увидел зиму известный оренбургский поэт Геннадий Петрович Шиндяев (слайд 3)(читает учитель): (слайд 4)
По стволам мороз ударил,
Сбросил листья, словно снег,
Искупнул себя в Урале
И пошёл по желтизне.
Вместе с ветром по низинам,
По стволам ещё стуча,
В одеянии не зимнем,
Но по-зимнему ворча…
Гонит к югу птичьи стаи-
Мол, пока я не во зле…
И прозрачный нам оставил
След морозный на земле.
(слайд 5)
-Понравилось вам стихотворение?
-Какую картину вы увидели?
-Каково настроение автора?
-Любит ли поэт зиму?
-Автор использовал в этом стихотворении художественные средства: эпитеты и метафоры.
-Вспомните, что такое эпитет? Метафора?
-На ваших столах лежат буклеты, в которых вы можете найти подсказку.
-Найдите примеры в стихотворении.
III. Закрепление знаний, умений, навыков.
Слово учителя
- Послушайте стихотворение и вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке: (слайд 6)
Слова есть в русской речи,
Не очень-то внешне похожие,
Но полномочия на них
Поровну возложены.
И подчеркнуть в строке их нужно одинаково,
И между ними правильно
Должны расставит знаки мы.
Шагают вереницею они за словом главным,
Оно ими командует и за собой их тянет.
Наверное, вы поняли,
Слова те благородные
Все называют в языке
Конечно…(однородные)
Фронтальный опрос (слайд 7)
-Какие члены предложения называются однородными?
-Зависят ли однородные члены друг от друга?
-С какой интонацией произносятся однородные члены предложения?
-Какие члены предложения могут быть однородными?
-Приведите свои примеры предложений с однородными членами.
-Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.
Задание.
* Запишите четверостишие под диктовку, объясните орфограммы, найдите грамматическую основу и однородные члены предложения (на доске)
По стволам мороз ударил,
Сбросил листья, словно снег,
Искупнул себя в Урале
И пошёл по желтизне.
Беседа
-Ребята, сегодня мы говорим о зиме. А какой зимний праздник у нас самый любимый и долгожданный? (слайд 8)
У зелёной ели ветки поседели,
Значит, на дворе зима: вьюги да метели.
Значит, скоро Новый год
Обязательно придёт.
Задание № 1. (слайд 9)
* Продолжите предложения, дополнив их однородными членами предложения.
- Новый год - самый (какой?)… праздник в году.
- Перед праздником все (что делают?)…
- Обязательно придёт и (какой?)… Дед Мороз.
- У Деда Мороза в мешке лежат (что?)…
Дополнительное задание:
Составьте своё предложение с однородными членами предложения на тему «Новый год»
Задание № 2. (слайд 10)
- С Новым годом нужно обязательно поздравить своих родных и близких.
* Составьте текст телеграммы по предложенной схеме.
1) ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ: и O, и О, и О.
2) ЖДЁМ НА ПРАЗДНИК О, О и О.
Дополнительное задание:
Составьте текст своей поздравительной телеграммы.
- Ребята, а если бы вы писали настоящую телеграмму для отправки по почте, что бы вы изменили в своих текстах? (убрали знаки препинания и предлоги)
Беседа
-А как животные и птицы переносят зиму?
Задание № 3. (слайд 11)
* Ответьте письменно на вопросы так, чтобы в каждом предложении были однородные члены предложения.
- Какие птицы улетают на зиму в тёплые края?
- Как ведут себя птицы перед отлётом?
- Какие птицы остаются зимовать?
- Как школьники должны относиться к птицам?
Слово учителя
- О том, как тяжело птицам зимой, рассказал поэт Александр Яковлевич Яшин (слайд 12) (читает заранее подготовленный ученик) (слайд 13)
Покормите птиц.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их- не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(слайд 14)
-Какова тема этого стихотворения?
-Какое настроение у автора?
-На какие мысли наводит стихотворение?
- В 4 строфе найдите однородные члены предложения? (пользуйтесь буклетами)
IV. Заключительный этап
1) Подведение итогов (слайд 15)
-Какие члены предложения называются однородными?
-Расскажите о знаках препинания при однородных членах.
-Для чего нужно использовать однородные члены предложения в речи?
2) Домашнее задание (слайд 16)
Всем: Упражнение 466, стр.157
- Дополнительно: Составить рассказ из 5-6 предложений на тему «Зима», используя однородные члены предложения.