Цели: познакомить учащихся с возникновением и созданием заповедных зон; способствовать формированию экологического сознания, воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал для работы в группах, яблоко, нож, презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
- Я рада видеть ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.
Мотивация учебной деятельности. Слайд 2
- Ребята, закройте глаза, опустите головы и внимательно вслушайтесь в слова (звучит музыка).
Учитель. “Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это Земля. Жизнь начинается… (Дети открывают глаза, поднимают головы. Вращается глобус.) Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно”.
Проверка домашнего задания.
- - В наше современное время человек всячески старается облегчить себе жизнь. В быту нам помогает техника.
Проверка дом.задания. Т.с. 27 № 55
- Какими техническими средствами пользуетесь в быту вы и ваши родные? - - Подтвердите примерами утверждение: результаты научных открытий работают как на человека, так и против него и природы. Слайд 3
Сообщение темы и цели урока.
- Мы сейчас доказали, что научно-техническая революция с одной стороны приносит благо, а с другой – несет опасность для человека и природы. Поэтому перед людьми встала проблема – защита природы и человека. Но, оказывается, еще в Древней Руси люди задумывались о том, что природу надо беречь. Так что проблема эта не нова. Сегодня на уроке мы узнаем о том, каким образом люди стараются решить эту проблему.
Работа по теме.
- В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова Пришвина. Слайд 4
Пришвин писал: “Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же думаю только о людях. Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину”.
SOS – международный сигнал бедствия на море, теперь он может звучать и на суше. “Внимание, над живой природой нависла смертельная опасность!”. Почему?
В древние времена, когда людей было значительно меньше, а машин еще не изобрели, вошло в обиход выражение “борьба с природой”. В наш век соотношение сил “человек-природа” стало иным. Нужна не борьба, а охрана. И природа просит у нас помощи.
Забота о земле, лесе, реках, чистом воздухе, флоре и фауне – наше кровное дело. Наша Родина должна стать не только демократической, но и экологически чистой. Лишь при восстановлении и сохранении природы возможен рост здорового человечества.
- Как вы понимаете, что такое заповедник?
- Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. Слайд 5
Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются участки природы, культурные ценности.
- Запишите это понятие в свой словарик.
- Для чего люди создают заповедники?
Сообщение 1 ученика:
История создания заповедников.
Первые сведения о частичной охране природных территорий государством относится к временам правления на Киевской Руси великого князя Мономаха (конец XI – начало XII века). Особое место в организации охраны природы принадлежит ПетруI . Его указаниями запрещалась вырубка деревьев около больших рек. Он также начал регулировать рыболовство и охоту.
Государственных заповедников в это время еще не было, но уже стали появляться первые частные заповедники. Известны заповедники графов Шереметьевых, Карамзиных, графини Паниной. Эти охраняемые угодья были похожи на настоящие заповедники: в них была прекращена хозяйственная деятельность, а иногда даже велись научные исследования.
В конце ХIХ века развернулось движение за создание государственных заповедников. В 1916 году организован первый государственный заповедник – Баргузинский. К 1935 году в стране работало уже более 50 заповедников. К 1951 году в СССР было уже 128 заповедников. В1962 году было принято “Положение о государственных заповедниках РСФСР”, в котором заповедникам присваивался статус научно-исследовательских и природоохранных, а не хозяйственных учреждений. Заповедники стали принимать участие в международных экологических программах. Ряд заповедников был преобразован в биосферные и включился в международные исследования взаимодействия человека и природы.
Сейчас в России насчитывается 100 государственных заповедников.
Работа по карте заповедников. Слайд 6
Сообщения 2 учеников с презентацией:
Баргузинский заповедник
Был создан в мае 1916 года. Баргузинский государственный природный биосферный заповедник - один из старейших заповедников России. Создавался с целью восстановления и сохранения популяции соболя. Включает в себя собственно заповедник (263146 га) и биосферный полигон (111176 га).
Северная граница Баргузинского заповедника проходит по водоразделу рек Шегнанда и Иринда, южная - по гребню водораздела левого берега реки Шумилихи, восточная - по водоразделу главного Баргузинского хребта, западная - по акватории озера Байкал на удалении 3 км от береговой линии. Протяженность Баргузинского заповедника вдоль береговой линии Байкала около 100 км.
Кордоны Баргузинского заповедника находятся на мысах Шегнанда и Кабаний, в километре севернее устья реки Большая и в бухте Сосновка.
При прохождении заповедника необходимо обязательно получить разрешение в дирекции и узнать у инспекторов заповедника, где разрешены стоянки. Почти без ограничений стоянки разрешены в пределах биосферного полигона между устьями рек Шегнанда и Кабанья. В пределах заповедной территории стоянки разрешены только на кордонах.
Микроитог: В нашей стране созданы заповедники во всех природных зонах. В них ведутся научные работы, а вся промышленность запрещена, доступ туристов ограничен.
- А в нашем крае есть заповедники?
Рассказ учителя о видах заказников Ставропольского края. Слайд 7
Поисковая работа учащихся.
- Группы получают задания.
- Работа в группах: в течение 5 минут согласуйте план сообщений, назначьте сначала «Руководителя», а затем выступающих: основных и содокладчиков.
- Самостоятельная работа в группах.
- Выступления детей с сообщениями.
Задания для групп:
- сообщение о Ставропольском ботаническом саде.
- Сообщение об Астраханском заповеднике
- О Бештаугорском зоологическом заказнике
- О Кумагорском комплексном заказнике
- Сделать подборку литературы по теме в школьной библиотеке..
План: Слайд 8
- Название заповедника (заказника).
- Где находится?
- Когда был образован.
- Животный и растительный мир.
- Занятия ученых в заповеднике.
Выступления групп сопровождаются слайдовым иллюстрированием. Слайд 9-21
Итог после всех выступлений:
-А что мы можем сделать для того, чтобы уберечь природу? (мнения детей)
Заключение:
– Вот перед вами яблоко. Представим себе, что яблоко – это наша Земля. Делим яблоко на четыре части. Три части – это вода, а одна четверть – суша. 1/4 разделим еще на четыре части и получим кусочек, где люди не живут. Эту 1/8 часть яблока делим на три части, две из них – это города, леса, дороги, и только одна маленькая часть – это земля, которую мы используем для сельского хозяйства. Невольно приходят на память слова: “Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”.
Заранее подготовленных ученика: Слайд 22
Как яблоко на блюде,
Земля у нас одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.Немудрено добраться
До скрытных тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.Мы общей жизни зерна.
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.Поймите это люди,
Не то Земли не будет.
И каждого из нас.
Домашнее задание (по выбору). Слайд 23
- Подготовить сообщение об одном из заповедников страны.
- Придумать и оформить листовку «Защитим первоцвет».
- Придумать и нарисовать запрещающие знаки для наших заказников.