ЦЕЛЬ УРОКА: развитие умений самостоятельно формировать социальные и экономические проблемы на основе географических умений и статистических данных.
ПЛАН УРОКА:
- Рынок труда и занятость населения.
- Понятие безработица и скрытая безработица.
- Учет безработных.
- География безработицы.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Ребята, мы продолжаем работу по теме «Трудовые ресурсы», сегодня на уроке введем новое понятие экономически активное население, разберем какие категории людей относятся к экономически активному населению. Сначала, давайте вспомним: что называется трудовыми ресурсами? Учащиеся дают определение.
Большую часть трудовых ресурсов составляет экономически активное население. Как Вы думаете, кто из граждан РФ может относится к этой группе? Итак, мы выяснили, что это трудоспособное население страны в трудоспособном возрасте. По трудовому кодексу РФ трудоспособный возраст женщин: 14 – 55 лет, трудоспособный возраст мужчин: 14 – 60 лет.
Экономически активное население делится на две группы: занятое население и безработные. К какой категории Вы бы хотели относиться и почему?
Мы выяснили, что каждый из Вас хотел бы стать занятым человеком, т.е. получить работу.
Но, к сожалению, в нашей стране и в г. Новоуральске есть безработные. В центре занятости зарегестрировано:684 молодых специалиста, 415 человек предпенсионного возраста, 14 подростков в возрасте до 18 лет.
Однако, фактически их число гораздо больше, т.к. не все безработные регистрируются в службе занятости.
Как не стать безработным? Как из категории безработных перейти в группу занятого населения и получить работу? На эти вопросы нам предстоит найти ответы.
РАБОТА УЧАЩИХСЯ В ГРУППАХ (см. приложение №1).
Вы сейчас поработаете в парах. На партах у Вас лежат задания. Один из вас будет в роли работодателя, другой – человеком, который ищет работу. Вы обсуждаете конкретную жизненную ситуацию, которая изложена и напишите аргументы принятия человека на работу или он получает отказ. А затем мы вместе создадим алгоритм действий человека, который хотел бы получить работу и кто – то из вас напишет его на доске. Задание понятно? Приступайте к работе. Для выполнения задания отводится 5 минут.
Вы поработали в парах. Давайте прослушаем некоторые жизненные ситуации, в которых оказались одноклассники. Заслушивание жизненных ситуаций.
1 ряд. Алгоритм действий:
- взять рекомендации
- уметь представлять себя
- знать о вакансиях
- не болеть
- знания компьютера, иностранных языков
2 ряд. Алгоритм действий:
- уметь рассказывать о себе
- уметь общаться (коммуникативные навыки)
- иметь опыт работы
- вести ЗОЖ
3 ряд. Алгоритм действий:
- обладать высокими знаниями
- знать о вакансиях
- заниматься спортом
- проходить практику
- вести исследовательскую работу в ВУЗе
Многие действия алгоритмам повторяются в каждой группе людей, которые хотели бы иметь работу. Внимательно посмотрите на три алгоритма и назовите те действия, которые повторяются:
- обладать высокими знаниями
- иметь коммуникативные навыки
- иметь ПОРТФОЛИО (учитель показывает определение), уметь представлять себя, т.е. иметь папку, в которой собраны награды, дипломы, как подтверждение Ваших наклонностей, интересов, достижений.
- заниматься практической деятельностью
- знать о вакансиях, о востребованных профессиях
Ребята, мы ответили на главные вопросы урока?
А теперь скажите тему урока? Открываем тетради, записываем число и тему урока ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ.
Я бы хотела, чтобы всю информацию, полученную на уроке, мы свернули и изобразили в виде схемы.
- Что нового узнали?
- Каким навыкам научились?
- Что было наиболее удачным?
- Как полученные навыки и знания на уроке пригодятся в жизни?
- Какие навыки и знания, полученные сегодня пригодятся Вам уже сейчас?
Я благодарю Вас за работу, Вы хорошо потрудились. Отметки за урок получит каждый из Вас с учетом выполненного домашнего задания.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: §13, в конкретной жизненной ситуации дать совет безработному (устно).