Открытый урок по истории отечества "Борьба русского народа против иноземных завоевателей"

Разделы: История и обществознание

Класс: 6

Ключевые слова: борьба, Калка, Дмитрий Донской, сражения, битвы, Орда, историческое домино, ярлык, Калита


Тип урока: обобщающий.

Метод: групповая работа.

Оборудование урока:

  1. Карта «Борьба русского народа против иноземных завоевателей».
  2. Дидактический материал по теме.

Цели урока:

  1. Обобщить изученный материал;
  2. Проследить усвоение материала учащимися;
  3. Учить уважению к истории своего народа и его историческим деятелям.
  4. Воспитывать чувство патриотизма.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Разъяснение целей и метода урока.
  3. Работа в группах: чтение опорного конспекта.
  4. Работа в группах: домино.
  5. Работа в группах: перепутка.
  6. Работа в группах: ответить на заданные вопросы.
  7. Игры с буквами, цифрами.
    1. Работа с картой.
    2. Подведение итогов.

Ход урока

Мы с вами закончили большую тему: «Борьба русского народа с иноземными завоевателями». В ней мы узнали о тяжелых временах в истории Русского государства, когда нашу землю топтали кони монголо-татар и немецко-шведских рыцарей. Узнали о сильных русских князьях и доблестных русских людях, защищавших свою землю, свой дом.

Сегодня на уроке мы должны вспомнить исторические события, которые проходили в период XIII-XV вв.; восстановить хронологический порядок этих событий; вспомнить имена всех, кто защищал Отечество и тех, кто на него пришел с мечом. Мы должны с уважением отнестись к этой части нашей истории.

А теперь мы с вами начнем. Но не совсем обычно, не как всегда. Я вас разделила на 3 команды. Ваша задача делать все правильно, а не быстро. Вспоминайте, думайте все вместе и потом давайте ответ.

Задание 1.

Ребята, давайте восстановим исторические события по схемам опорного конспекта. В результате чтения 4 частей схемы у вас получиться законченное событие. Начинаем работать.


Схема 1


Схема 2


Схема 3

Должно получиться.

  • 1 команда – Завоевание Руси монголо-татарами.
  • 2 команда – Невская битва
  • 3 команда – Куликовская битва.

Задание 2.

Историческое домино. Его принцип таков: одно домино состоит из 2 половинок, на одной из них обозначена дата, на другой написано историческое событие, но они не совпадают между собой. Это значит, что к стороне даты вы должны подобрать такое домино, где стоит соответствующее событие, а с другой стороны к событию надо подобрать дату и т.д.

Всего у вас по 5 штук домино. Должен получиться круг, и вы его крепите на доске. Понятно всем? Начинаем.

1378 Присоединение Новгорода 1478 Принятие христианства 988 Куликовская битва 1380 Невский стал великим князем 1252 Битва на р. Воже
1497 Ледовое побоище 1242 Строительство каменного кремля 1367 Восстание против Чол-хана 1327 Битва на р. Неве 1240 Юрьев день
1375 Смерть Александра Невского 14.11.1263 Восстание против баскаков 1262 Битва на Калке 1223 Стояние на р. Угре 1480 Возвышение Москвы

После завершения давайте объясним события.

  • 988 г. – принятие христианства;
  • 1223 г. – битва на Калке;
  • 1240 г. – битва на Неве;
  • 1242 г. – Ледовое побоище;
  • 1252 г. – Невский стал великим князем;
  • 1262 г. – восстание против баскаков;
  • 1263 г. – смерть Александра Невского;
  • 1327 г. – восстание против Чол-хана;
  • 1367 г. – строительство каменного кремля;
  • 1375 г. – возвышение Москвы;
  • 1378 г. – битва на р. Воже;
  • 1380 г. – Куликовская битва;
  • 1478 г. – присоединение Новгорода;
  • 1480 г. – Стояние на Угре;
  • 1497 г. – Юрьев день;

Задание 3.

«Перепутка». У вас на столе карточка с четырьмя линиями сравнения: дата, событие, историческое лицо, место действия, но они все перепутаны. Вы должны правильно поставить ряды и дать характеристику событию.

Ярлык на княжение Князь Дмитрий Иванович 1240-1242 гг. Великое стояние
1380 год Золотая Орда Иван 3 Новгородская земля
Александр Невский 1480 год р. Дон Борьба русского князей
р. Угра крестоносцы 1236-1480 гг. Хан Мамай

Должно получиться:

  1. 1240-1242 гг. – Александр Невский – крестоносцы – Новгородская земля.
  2. 1380 г. – князь Дмитрий Иванович – р. Дон – хан Мамай
  3. 1480 г. – Иван3 – р. Угра – «Великое стояние»
  4. 1236-1480 гг. – борьба русских князей – золотая Орда – ярлык на княжение.

Теперь задание будет такое.

Задание 4.

Я раздаю вам карточки. В них три задания:

  1. Как связаны между собой исторические деятели, в каком событии.
  2. Надо разобраться в словах летописца. В деталях текста вы найдете подсказку.
  3. Немного разное – буквы и цифры вам помогут.
 КАРТОЧКА 1
Задание 1.
Как связаны между собой имена:
Рязанский князь Олег
Литовский князь Ягайло
Хан Мамай
Задание 2.
О ком идет речь?
«Даже Батый вынужден был признать величие этого князя: «Истину мне сказали, что нет князя подобного ему?»
Задание 3.
Составьте цепочку дат, когда состоялись битвы русских князей и монгольских ханов
------- ------- ------- -------

КАРТОЧКА 2
Задание 1.
Как связаны между собой имена:
Княгиня Евпраксия
Евпатий Коловрат
Задание 2.
О каком событии идет речь?
«Была тогда суббота. Когда взошло солнце, полки сошлись, и затрещали копья, и звон мечей раздался, и была сеча столь злая, что лед покрылся кровью»
Задание 3.
Составьте даты из цифр; даты битв с иноземцами. Цифры не должны повторяться.
1234567890212313180

КАРТОЧКА 3
Задание 1.
Как связаны между собой имена:
Пересвет
Челубей
Дмитрий Донской
Задание 2.
«Если хочешь твердого войска, то прикажи за Дон перейти, чтобы не было ни у одного мысли об отступлении, о великой же силе врага не раздумывай».
О каком событии идет речь?
Задание 3.
Из букв набрать имена князей, которые возвышали роль Москвы.
ИАИВАСЛЙКАИЛТ
  • У 1-ой команды – составить даты борьбы с иноземцами: 1236 г., 1240 г., 1380 г., 1480 г., 1471 г.
  • У 2-ой команды – битвы русских князей и монголо-татар: 1223 г., 1236 г., 1380 г., 1480 г.
  • У 3-ей команды – набрать имена: ИАИВНСВЛИКАИЛТ – Василий и Калита.

А почему мы говорим об этих двух князьях. Каким образом они возвышали роль Москвы. Что их объединяет?

Правильно, их деятельность по борьбе с монголо-татарами, деятельность по возвышению Москвы – как столицы русского государства.

А теперь, посмотрим, сумеете вы объединиться и вместе ответить на вопрос. Я вам раздаю по одной букве из общего слова (И, Г, О). Вы должны его составить вместе и еще объяснить это понятие.

ИГО – период захвата русского государства монголо-татарами.

Давайте поработаем с картой.

  1. Покажите границы Русского государства.
  2. Покажите территории завоевателей.
  3. Главные места сражения.
  4. Города, которые вели борьбу за звание столицы.
  5. Покажите территорию проживания мордвы?
  6. Как изменилась территория государства за это время?
  7. Куда ездили за ярлыком?
  8. Какой город выбрал Александр Невский столицей?
  9. Какой город основал Юрий Долгорукий?
  10. Где правил Иван Калита?

Итак, на нашем уроке сегодня мы повторили все, что касается нашествия иноземцев. Так что же главное в нашем уроке. Это – уважение к прошлому, не забывая этого прошлого. А итогом нашей игры – будут заработанные вами оценки.

Домашнее задание:

составьте небольшой кроссворд по этой же теме. Спасибо.