Тип урока: обобщающий.
Метод: групповая работа.
Оборудование урока:
- Карта «Борьба русского народа против иноземных завоевателей».
- Дидактический материал по теме.
Цели урока:
- Обобщить изученный материал;
- Проследить усвоение материала учащимися;
- Учить уважению к истории своего народа и его историческим деятелям.
- Воспитывать чувство патриотизма.
План урока:
- Организационный момент.
- Разъяснение целей и метода урока.
- Работа в группах: чтение опорного конспекта.
- Работа в группах: домино.
- Работа в группах: перепутка.
- Работа в группах: ответить на заданные вопросы.
- Игры с буквами, цифрами.
- Работа с картой.
- Подведение итогов.
Ход урока
Мы с вами закончили большую тему: «Борьба русского народа с иноземными завоевателями». В ней мы узнали о тяжелых временах в истории Русского государства, когда нашу землю топтали кони монголо-татар и немецко-шведских рыцарей. Узнали о сильных русских князьях и доблестных русских людях, защищавших свою землю, свой дом.
Сегодня на уроке мы должны вспомнить исторические события, которые проходили в период XIII-XV вв.; восстановить хронологический порядок этих событий; вспомнить имена всех, кто защищал Отечество и тех, кто на него пришел с мечом. Мы должны с уважением отнестись к этой части нашей истории.
А теперь мы с вами начнем. Но не совсем обычно, не как всегда. Я вас разделила на 3 команды. Ваша задача делать все правильно, а не быстро. Вспоминайте, думайте все вместе и потом давайте ответ.
Задание 1.
Ребята, давайте восстановим исторические события по схемам опорного конспекта. В результате чтения 4 частей схемы у вас получиться законченное событие. Начинаем работать.
Схема 1
Схема 2
Схема 3
Должно получиться.
- 1 команда – Завоевание Руси монголо-татарами.
- 2 команда – Невская битва
- 3 команда – Куликовская битва.
Задание 2.
Историческое домино. Его принцип таков: одно домино состоит из 2 половинок, на одной из них обозначена дата, на другой написано историческое событие, но они не совпадают между собой. Это значит, что к стороне даты вы должны подобрать такое домино, где стоит соответствующее событие, а с другой стороны к событию надо подобрать дату и т.д.
Всего у вас по 5 штук домино. Должен получиться круг, и вы его крепите на доске. Понятно всем? Начинаем.
1378 | Присоединение Новгорода | 1478 | Принятие христианства | 988 | Куликовская битва | 1380 | Невский стал великим князем | 1252 | Битва на р. Воже |
1497 | Ледовое побоище | 1242 | Строительство каменного кремля | 1367 | Восстание против Чол-хана | 1327 | Битва на р. Неве | 1240 | Юрьев день |
1375 | Смерть Александра Невского | 14.11.1263 | Восстание против баскаков | 1262 | Битва на Калке | 1223 | Стояние на р. Угре | 1480 | Возвышение Москвы |
После завершения давайте объясним события.
- 988 г. – принятие христианства;
- 1223 г. – битва на Калке;
- 1240 г. – битва на Неве;
- 1242 г. – Ледовое побоище;
- 1252 г. – Невский стал великим князем;
- 1262 г. – восстание против баскаков;
- 1263 г. – смерть Александра Невского;
- 1327 г. – восстание против Чол-хана;
- 1367 г. – строительство каменного кремля;
- 1375 г. – возвышение Москвы;
- 1378 г. – битва на р. Воже;
- 1380 г. – Куликовская битва;
- 1478 г. – присоединение Новгорода;
- 1480 г. – Стояние на Угре;
- 1497 г. – Юрьев день;
Задание 3.
«Перепутка». У вас на столе карточка с четырьмя линиями сравнения: дата, событие, историческое лицо, место действия, но они все перепутаны. Вы должны правильно поставить ряды и дать характеристику событию.
Ярлык на княжение | Князь Дмитрий Иванович | 1240-1242 гг. | Великое стояние |
1380 год | Золотая Орда | Иван 3 | Новгородская земля |
Александр Невский | 1480 год | р. Дон | Борьба русского князей |
р. Угра | крестоносцы | 1236-1480 гг. | Хан Мамай |
Должно получиться:
- 1240-1242 гг. – Александр Невский – крестоносцы – Новгородская земля.
- 1380 г. – князь Дмитрий Иванович – р. Дон – хан Мамай
- 1480 г. – Иван3 – р. Угра – «Великое стояние»
- 1236-1480 гг. – борьба русских князей – золотая Орда – ярлык на княжение.
Теперь задание будет такое.
Задание 4.
Я раздаю вам карточки. В них три задания:
- Как связаны между собой исторические деятели, в каком событии.
- Надо разобраться в словах летописца. В деталях текста вы найдете подсказку.
- Немного разное – буквы и цифры вам помогут.
КАРТОЧКА 1 |
Задание 1. Как связаны между собой имена: Рязанский князь Олег Литовский князь Ягайло Хан Мамай |
Задание 2. О ком идет речь? «Даже Батый вынужден был признать величие этого князя: «Истину мне сказали, что нет князя подобного ему?» |
Задание 3. Составьте цепочку дат, когда состоялись битвы русских князей и монгольских ханов ------- ------- ------- ------- |
КАРТОЧКА 2 |
Задание 1. Как связаны между собой имена: Княгиня Евпраксия Евпатий Коловрат |
Задание 2. О каком событии идет речь? «Была тогда суббота. Когда взошло солнце, полки сошлись, и затрещали копья, и звон мечей раздался, и была сеча столь злая, что лед покрылся кровью» |
Задание 3. Составьте даты из цифр; даты битв с иноземцами. Цифры не должны повторяться. 1234567890212313180 |
КАРТОЧКА 3 |
Задание 1. Как связаны между собой имена: Пересвет Челубей Дмитрий Донской |
Задание 2. «Если хочешь твердого войска, то прикажи за Дон перейти, чтобы не было ни у одного мысли об отступлении, о великой же силе врага не раздумывай». О каком событии идет речь? |
Задание 3. Из букв набрать имена князей, которые возвышали роль Москвы. ИАИВАСЛЙКАИЛТ |
- У 1-ой команды – составить даты борьбы с иноземцами: 1236 г., 1240 г., 1380 г., 1480 г., 1471 г.
- У 2-ой команды – битвы русских князей и монголо-татар: 1223 г., 1236 г., 1380 г., 1480 г.
- У 3-ей команды – набрать имена: ИАИВНСВЛИКАИЛТ – Василий и Калита.
А почему мы говорим об этих двух князьях. Каким образом они возвышали роль Москвы. Что их объединяет?
Правильно, их деятельность по борьбе с монголо-татарами, деятельность по возвышению Москвы – как столицы русского государства.
А теперь, посмотрим, сумеете вы объединиться и вместе ответить на вопрос. Я вам раздаю по одной букве из общего слова (И, Г, О). Вы должны его составить вместе и еще объяснить это понятие.
ИГО – период захвата русского государства монголо-татарами.
Давайте поработаем с картой.
- Покажите границы Русского государства.
- Покажите территории завоевателей.
- Главные места сражения.
- Города, которые вели борьбу за звание столицы.
- Покажите территорию проживания мордвы?
- Как изменилась территория государства за это время?
- Куда ездили за ярлыком?
- Какой город выбрал Александр Невский столицей?
- Какой город основал Юрий Долгорукий?
- Где правил Иван Калита?
Итак, на нашем уроке сегодня мы повторили все, что касается нашествия иноземцев. Так что же главное в нашем уроке. Это – уважение к прошлому, не забывая этого прошлого. А итогом нашей игры – будут заработанные вами оценки.
Домашнее задание:
составьте небольшой кроссворд по этой же теме. Спасибо.