Пояснительная записка
Мне как классному руководителю очень важно, чтобы мои ученики прежде всего были хорошими людьми: добрыми, чуткими, человечными.
Считаю, что наравне с обогащением различными знаниями и умениями необходимо пробуждать честные и благородные чувства в сердцах детей. При этом важно понять, что для того, чтобы ребенок перестроил свое поведение, ему нужны не столько прочные знания нравственно-этических правил, сколько потребность жить и общаться с людьми по этим правилам, т.е. социализация, которая осуществляется не только в школе, а прежде всего в семье.
В современной жизни многим родителям непросто найти время как на само общение со своим ребенком, так и на осознание своих родительских функций.
Убеждена, что в образовательном учреждении необходимо организовывать процесс сотрудничества педагогического коллектива с семьей как единомышленником, союзником, соучастником образовательного и воспитательного процесса.
Требуется психолого-педагогическое просвещение родителей, обеспечивающее понимание взрослыми ценностей и смысла родительства как поддержки своего ребенка в процессе его самосозидания.
Нужно создавать реальные ситуации взаимодействия родителей и детей, умело организовывать их общение с целью осуществления совместной творческой деятельности. Такое “деятельное” общение очень важно для понимания родителями роли матери и отца и для личностного становления детей.
Цель:
На основе расширения сфер и способов взаимодействия школьника с окружающим миром способствовать формированию культурной, самостоятельной личности, стремящейся руководствоваться законами нравственного поведения в повседневной жизни.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- Оказание помощи в формировании жизненного опыта на основе приобщения ребенка к духовным и материальным ценностям культуры.
- Содействие проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей каждого воспитанника.
- Создание условий для саморазвития ребенка как субъекта деятельности, как личности.
- Активное вовлечение родителей в образовательное пространство и использование возможностей семьи как субъекта воспитательного процесса.
Ожидаемый результат
- Ребенок физически и духовно здоровый, уважительно относящийся к старшим и младшим.
- Ребенок, имеющий представление о героическом прошлом Родины, любящий Россию, родной город, окружающую природу.
- Ребенок, умеющий жить в коллективе и считаться с мнением коллектива.
- Ребенок самостоятельный, организованный, коммуникабельный, трудолюбивый, аккуратный, бережливый.
Этапы реализации программы
I этап “Я познаю себя” 1 класс (7-8 лет)
II этап “Моя семья” 2 класс (8-9 лет)
III этап “Мое Подмосковье. Мой город” 3 класс (9-10 лет)
IV этап “Я. Мой класс. Моя гимназия” 4 класс (10-11 лет)
2007 – 2008 учебный год
I этап “Я познаю себя”
Основная идея: способствовать самопознанию каждого ребенка через организацию жизни в коллективе.
Цели:
- Формирование и укрепление коллектива через КТД.
- Организация КТД в разновозрастных коллективах для обучения сотрудничеству с родителями, педагогами, учениками других классов гимназии и школ города, воспитателями и воспитанниками детских садов, журналистами гимназической газеты.
- Формирование лидерских качеств у каждого воспитанника.
- Активное привлечение родителей к непосредственному участию в жизни класса.
Период | Основное содержание и формы работы |
сентябрь– май | Совместная работа по созданию и ведению
ученических портфолио. В портфолио есть рубрики “Разрешите представиться!” и “Мои достижения”. Дети ищут ответы на вопросы “Кто я?”, “Что я люблю?”, “Что меня радует и огорчает?”, “Какой я глазами других людей?”, “Чему я научился?”, “Хотелось бы мне измениться?” и др. Лучшие работы, почетные грамоты, учебные достижения детей также найдут свое место в портфолио. |
сентябрь | “Праздник первого звонка” День знаний. |
сентябрь | Вечер “Давайте познакомимся!” |
октябрь | Праздник “День игры и игрушки” |
ноябрь | День рождения гимназии. Посвящение первоклассников в гимназисты. |
сентябрь– ноябрь | Исследовательская работа по сбору и защите коллекций. |
ноябрь | Первая поездка. Город Тула . Тульский Кремль, цирк, экзотеррариум. |
ноябрь– декабрь | Подготовка и проведение “Новогоднего маскарада”. |
январь | Встреча и интересными людьми “Светлый праздник Рождества”. |
февраль | Экскурсия “Пойдем по школьным этажам” (знакомство с библиотекой и читальным залом гимназии, Залом боевой славы, кабинетами старшего корпуса, урок-практическая работа, проведенный учителем физики Зверевой Н.С.) |
январь– март | Представление своих коллекций ученикам других классов гимназии, воспитанникам детских садов города, ученикам других школ, журналистам гимназической газеты. |
февраль– март | Постановка музыкальной сказки “Мама”. |
март | Экскурсия в музей русской старины “Родник”, знакомство с историей Родины. |
апрель | Экскурсия на почту и в городской выставочный зал. |
апрель | Спортивный праздник “Мама, папа, я – спортивная семья”. |
май | Поездка в д. Воробьи в “Парк птиц”. |
май | Поздравление ветеранов с праздником Победы. Участие в гимназическом фестивале патриотической песни. |
май | Заключительный праздник “Прощание с 1 классом. Здравствуй лето!”. |
май | “У похода есть начало”. Первый поход. (Совместно с родителями). |
В течение года:
Цикл тематических телевизионных классных часов: “Уроки доброты”, “Уроки заботы”, “Уроки осторожности” (еженедельно)
Тематические родительские собрания:
- “Что нас ждет впереди?” Организационное собрание.
- “Чем помочь первокласснику?”
- “Поделись секретом успеха” Обмен родительскими секретами в воспитании и обучении детей.
- Активное участие в гимназических и городских конкурсах.
- Работа “Мастерской добрых дел”.
- Сотрудничество со школьным психологом, логопедом, социальным педагогом, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования гимназии и города.
- Прогулки и экскурсии в лес. Наблюдение за изменениями, происходящими в природе.
- Оформление фотовыставок о жизни класса и выставок детских работ.
- Поздравление детей с днем рождения. (Церемония вручения подарков и добрых пожеланий имениннику).
- Ведется фото- и видеолетопись жизни класса.
2008 – 2009 учебный год
II этап “Моя семья”
Основная идея: укрепление основ семейных ценностей.
Цели:
- Прикоснуться к истории своей семьи.
- Возрождать нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада.
- Проникнуться чувством уважения к своим родным.
- Улучшить взаимоотношения в семье.
- Развивать у детей творческое восприятие семейных ценностей.
- Воспитывать в душе маленького человека гармоничное видение мира.
- Установить тесное сотрудничество между гимназией и семьей.
Период | Основное содержание и формы работы |
сентябрь | “Здравствуйте!” Праздник начала учебного года. |
сентябрь | Знакомство с профессиями наших родителей. (Папа одной из девочек, работающий в милиции, рассказывает детям о своей профессии и проводит практическое занятие по правилам дорожного движения). |
сентябрь- октябрь | Участие в областном конкурсе на лучшую детскую творческую работу “Родословная моей семьи” (городской этап) |
октябрь | Поездка в г. Калугу (ТЮЗ, музей космонавтики, краеведческий музей). |
ноябрь | “Букет для любимых мам” - праздник, посвященный Дню Матери. |
декабрь- апрель | Участие в областном конкурсе на лучшую детскую творческую работу “Родословная моей семьи” (областной этап) |
декабрь | Экскурсия в гимназический Зал боевой славы |
декабрь | Поездка на фабрику елочных игрушек “Иней” |
декабрь | “Новый год – семейный праздник”. Зимняя сказка – сюрприз, подготовленная для детей родителями. Праздник в настоящем зимнем лесу, с настоящей елкой, Дедом Морозом, Снегурочкой и лесными обитателями |
январь | “Вместе с братом и сестрой” – веселые зимние забавы для учеников класса и их младших и старших братьев и сестер. |
январь | Знакомство с профессиями наших родителей (мама одного из мальчиков, работающая учителем, рассказывает детям о своей профессии и проводит практическое занятие с детьми) |
январь | Экскурсия в городскую детскую библиотеку. |
февраль | Вечер “Превыше всего – долг Отечеству”, посвященный Дню Защитника Отечества. |
февраль | Экскурсия в библиотеку семейного чтения. |
март | Проведение “Недели детской книги”. В рамках праздничной недели проводятся смотр школьных учебников, конкурсы рисунков и стихов, викторины, которые второклассники и первоклассники подготовили друг для друга, дети участвуют в литературных композициях, посещают с экскурсией Центральную городскую библиотеку им. Е.Р. Дашковой, участвуют в театрализованной викторине в городской детской библиотеке. |
апрель | “Вечер бабушек и дедушек” |
апрель | Поездка в Кремль и Измайлово в музей русских сказок “Жили-были” |
апрель | Экскурсия в городской выставочный зал |
апрель | Поездка в Москву в Областной дом искусств на церемонию чествования победителей и призеров областного конкурса на лучшую детскую творческую работу “Родословная моей семьи” |
май | Поздравление с праздником Победы ветеранов (участие в гимназическом фестивале патриотической песни) и стариков из центра временного пребывания пожилых людей. |
май | Заключительный праздник “В кругу семьи”, посвященный отмечающемуся 15 мая Международному дню Семьи |
май | Знакомство с профессиями наших родителей. (Экскурсия на мебельную фабрику “Янтарь”, на которой работают многие родители, бабушки и дедушки учеников класса). |
май | Поход-поиск пиратского клада (Совместно с родителями). |
В течение года:
Цикл еженедельных тематических классных часов. Тематика:
- Мамин портрет. Любовь мамы. Сердце матери. Материнские руки. Подвиг матери. Забота мамы. Наши братья и сестры. Старшие и младшие. Братская любовь. Вместе с братом и сестрой. Мудрость отца. Роль отца. Любовь отца. Наши родители. Пожилые люди. Мудрая старость. Опора семьи. Солнце семьи. Дружная семья. Счастливая семья. Моя будущая семья. Чудеса детства. Поэзия детства.
Тематические родительские собрания:
1.“В кругу семьи”.
2.“Добрая сказка детства”.
3.“О пользе семейного чтения” (Совместно с городской библиотекой).
Продолжение работы с ученическим портфолио.
Активное участие в гимназических и городских конкурсах.
Работа “Мастерской добрых дел”.
- Сотрудничество со школьным психологом, логопедом, социальным педагогом, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования гимназии и города.
- Прогулки и экскурсии в лес. Наблюдения за изменениями, происходящими в природе.
- Оформление выставок детских работ.
- Поздравление детей с днем рождения (Церемония вручения подарков и добрых пожеланий именинникам).
- Ведется фото- и видеолетопись жизни класса
2009 – 2010 учебный год
III этап “Мое Подмосковье. Мой город”
Основная идея: знакомство с историей страны через знакомство с прошлым и настоящим своей малой Родины, своего родного города.
Цели:
- Привитие любви к родному краю, воспитание патриотизма;
- Формирование физического и духовного здоровья воспитанников;
- Завершение работы по формированию родительского актива.
- Основные направления работы:
- 65-летие Победы
- 80-летие Московской области
- 50-летие Протвино
Период | Основное содержание и формы работы |
сентябрь | “Подмосковье мое, Подмосковье…” Праздник начала учебного года |
сентябрь | Участие в городском этапе конкурса на лучшую детскую творческую работу “В моей квартире живет зверь”, проводящегося в рамках экологической недели в городской библиотеке. |
сентябрь | Поход по местам боевой славы. |
сентябрь | Поездка в Москву. Экскурсия в Московский Кремль. |
октябрь | Участие в городском конкурсе “Чудо в сердце у тебя”, проводящемся детской городской библиотекой. |
октябрь | Экскурсия в музей “Родник”. Знакомство с бытом наших предков. |
октябрь | Фотоконкурс “Жаркое лето и яркая осень в родном городе”. |
ноябрь– декабрь | Постановка музыкальной сказки “Новогодние приключения Маши и Вити”. |
ноябрь | Знакомство с предприятиями нашего города. Экскурсия на станцию скорой помощи. |
ноябрь | Участие в областном фестивале детского рисунка “Мое Подмосковье”, посвященном 80-летию Московской области. |
ноябрь | Экскурсия в ДЮЦ г. Протвино |
декабрь | Поездка в Приокско-Террасный биосферный заповедник. |
декабрь | Встреча с Раисой Алексеевной Никитиной – знаменитой жительницей нашего города. |
декабрь | Неделя военно-патриотической работы, посвященная 68 годовщине битвы под Москвой. |
декабрь | Экскурсия в Зал боевой славы и краеведческий музей города. |
декабрь | Встреча с ветеранами и участниками локальных войн, живущими в нашем городе. |
январь | Фотоконкурс “Зимняя сказка в Протвино” |
январь | Экскурсия в ДМШ г. Протвино |
январь | Изготовление сюрприза для маленьких жителей города. |
февраль– март | Конкурсная программа, подготовленная родителями для детей, приуроченная ко Дню Защитника Отечества и Международному Женскому дню. |
март | Встреча с казаками, живущими в нашем городе. |
март | Конкурс рисунков “Любимый уголок родного города”. |
март | Участие в юбилейном 20 фестивале “Протвинская капель”. |
март | Экскурсия в ДХШ г. Протвино. |
март | Экскурсия в выставочный зал и краеведческий музей г. Протвино. |
апрель | Фотоконкурс “Цвети, любимый город!” |
апрель | Поездка “По знаменитым местам Подмосковья” |
апрель | Конкурс знатоков “Мое родное Подмосковье” |
май | Участие в гимназическом фестивале патриотической песни, посвященном 65-летию Победы |
май | Праздничный концерт для пожилых жителей города (Совместно с отделением временного пребывания пожилых людей) |
май | Встреча с ветеранами ВОВ, живущими в нашем городе |
май | Круглый стол “Связь поколений. Награда в моей семье” |
май | Заключительный праздник “Окна любимого города” |
май | Знакомство с предприятиями нашего города. Экскурсия в пожарную часть. |
май | Поход из г. Кременки (с посещением Мемориала и с. Троицкого) по берегам р. Протвы в г. Протвино. Совместно с родителями. |
В течение года:
Цикл тематических классных часов: “Прошлое и настоящее Подмосковья”, “Знаменитые люди нашего края”, “Героические годы Московской области”, “Любимый город Протвино” (еженедельно)
Тематические родительские собрания:
- “Система патриотического и духовно – нравственного воспитания в семье”.
- “Мы живем в наукограде”.
- “Связь поколений”.
- Продолжение работы с ученическим портфолио.
- Активное участие в гимназических и городских конкурсах.
- Работа “Мастерской добрых дел”.
- Сотрудничество со школьным психологом, социальным педагогом, учителями – предметниками, педагогами дополнительного образования гимназии и города.
- Сотрудничество с ДЮЦ “Горизонт” - занятия в туристическом и краеведческом кружке
- Планируются встречи с интересными людьми – жителями Протвино и экскурсии на предприятия города.
- Оформление различных выставок, посвященных 50-летию Протвино, 80-летию Московской области и 65-летию Победы.
- Поздравления детей с днем рождения (Церемония вручения подарков и добрых пожеланий имениннику).
- Ведется фото- и видеолетопись жизни класса.
2010 – 2011 учебный год
IV этап “Я. Мой класс. Моя гимназия”
Основная идея: подведение итогов работы по формированию личностного роста каждого воспитанника на данном этапе развития. Подготовка детей к следующему этапу обучения и воспитания (5 класс).
Цели:
- Мониторинг физического и духовного здоровья каждого воспитанника.
- Анализ уровня социализации каждого воспитанника и коллектива.
- Тесное сотрудничество родительской общественности, педагогического коллектива и детей.
Период | Основное содержание и формы работы |
сентябрь | День Знаний. Экскурсия в Политехнический музей г. Москва. |
сентябрь- май |
“В поисках Синей птицы”. “Встречи” с героями пьесы М. Метерлинк |
сентябрь | Поход по историческим местам Подмосковья. Город Серпухов и его окрестности. |
октябрь | Совместное участие детей, родителей и педагогов в праздничных мероприятиях, посвященных 25-летию школы. |
октябрь | Посещение концертов в ДМШ. |
ноябрь | Встреча с интересными людьми |
ноябрь-декабрь | Подготовка и проведение Новогоднего праздника. |
январь | Встреча с детьми из реабилитационного центра. |
февраль | Посещение концертов ДМШ. |
март | Встречи с интересными людьми |
март | Поездка в Москву в Государственный Дарвиновский музей. |
апрель | Продолжение сотрудничества с детьми из реабилитационного центра |
май | Совместное участие детей, родителей и педагогов в праздничных мероприятиях, посвященных 5-летию гимназии. |
май | Участие в гимназическом фестивале патриотической песни, посвященном Дню Победы. |
май | Праздничный концерт для пожилых жителей города. (Совместно с отделением временного пребывания пожилых людей) |
май | Завершение работы над ученическим портфолио в начальной школе. Подведение итогов. |
май | Поездка в Москву на спектакль по пьесе М. Метерлинк “Синяя птица” |
май | Праздник окончания начальной школы “Вслед за Синей Птицей” |
май | Поход совместно с родителями. |
В течение года
Цикл тематических классных часов по мониторингу физического и духовного здоровья каждого воспитанника и анализу уровня социализации каждого воспитанника и коллектива.
Тематика:
- Доброта, вежливость, толерантность. Умею ли я дружить? Кто я в классе? Общение. Умение слушать. Как преодолеть проблемы общения? Как я преодолеваю трудности? Как я справляюсь со своим гневом? Как я разрешаю конфликты с…? Организованный ли я человек? Умею ли я учиться? Умей распределять свое время. Самоконтроль. Волевые усилия. Полезные привычки. Дом моей души: забота о теле – забота о себе. Мое здоровье. Доволен ли я собой. Автопортрет: какой я. Мой характер. Мои успехи. Мой выбор. Мои поступки. Круг моих интересов. Моя мечта.
Для сопровождения классных часов используется диагностические средства: анкетирование, тестирование, психологическая игра, беседа, практическое занятие, опрос, наблюдение. Работа проводится в сотрудничестве со школьным психологом.
Тематические родительские собрания:
- “Сотрудничество детей, родителей и педагогов в гимназии”.
- Круглый стол “Социализация детей в гимназии”.
- Итоговое родительское собрание “Ждет нас что-то новое, ждет нас перемена”.
- Продолжение работы с ученическим портфолио.
- Активное участие в гимназических и городских конкурсах.
Работа “Мастерской добрых дел”.
Сотрудничество со школьным психологом, социальным педагогом, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования гимназии и города.
Поздравления детей с днем рождения (Церемония вручения подарков и добрых пожеланий имениннику).
Ведется фото- и видеолетопись жизни класса.
Заключение
- Результаты реализации программы ежегодно представляются на заседаниях МО и педагогических советах.
- Участие в городских и областных конкурсах.
2 класс - Областной конкурс на лучшую детскую творческую работу “Родословная моей семьи” (I место в городском этапе конкурса; призеры областного этапа конкурса.)
3 класс - Областной фестиваль детского рисунка “Мое Подмосковье”, посвященный 80-летию Московской области. (Приняли участие 22 ученика класса. Работы размещены в Интернете.); Городской конкурс на лучшую творческую работу “В моей квартире живет зверь”, Городской конкурс “Чудо в сердце у тебя” (победители и призеры конкурсов); Проект рукописной книги по истории семей г. Протвино “Моей семьи священна память”, посвященный 50-летию г. Протвино.