Внеклассное мероприятие, посвященное книге-юбиляру "Айболит" К.И. Чуковского

Разделы: Начальная школа


Цели: формировать интерес младших школьников к личности и творчеству К.И. Чуковского; способствовать литературному и творческому развитию детей, развитию их фантазии, воображения.

Оборудование: карта полушарий, картинки с изображением машины, парохода, самолёта, выставка книг, портрет и цитаты К.И. Чуковского, раздаточный материал, костюмы, мультимедийное оборудование.

1. Организационный момент.

2. Биография К.И. Чуковского.

В сорока минутах езды от столицы, в одном из красивых уголков Подмосковья - в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме (1а слайд) много лет жил высокий седой человек (1б слайд), которого знали и любили не только все дети посёлка, но и маленькие жители Москвы и всей нашей Родины - России, и который заслужил у ребят почётное звание "дедушка". Жил человек, чьи стихи, сказки и загадки с ранних лет приносят всем нам радость, человек, который родился в 1882 году (1в слайд), которому 31 марта 2009 года исполнилось бы 127 лет. Кто знает имя этого человека? Имя этого человека (1г слайд) - Корней Иванович Чуковский (настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков). Чуковский испытал немало горя. От болезни умерла младшая дочь Мурочка, во время войны погиб сын Борис, сын Николай также умер раньше отца. Но дом Чуковского в Переделкино всегда был открыт для всех нуждающихся людей.

Он был поэтом-сказочником (2а и 2б слайд) и сочинил много сказок.

-Какие сказки Чуковского вы слышали или читали сами?

-А сейчас я предлагаю вам послушать отрывок из сказки "Краденое солнце" в исполнении автора.(3 слайд до слов "в поле зёрнышка не видно")

И был Корней Иванович поэтом (4а и 4б слайд) и писал стихи для детей.

Послушайте стихотворение "Радость", которое также прочтёт Чуковский.(5 слайд)

А ещё он был переводчиком (6а и 6б слайд) и переводил с английского рассказы и стихи. Вот одно из таких стихотворений.(7слайд)

3. Разгадывание кроссворда.

В этом году одна из книг К.И. Чуковского стала юбиляром. Кто такой юбиляр? Юбиляр - это тот в честь кого празднуют годовщину его рождения. Сейчас мы будем разгадывать кроссворд (8 слайд) и узнаем, какая книга является юбиляром.

1. -Какая героиня сказки Чуковского произносила эти слова?

Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать.
(Федора) (8а слайд)

2. Назовите настоящее имя К.И. Чуковского.

(Николай) (8б слайд)

3. О ком эти строчки? Отгадайте кто это?

Он страшными глазами сверкает,
Он страшными зубами стучит,
Он страшный костёр зажигает,
Он страшное слово кричит:
"Карабас! Карабас!
Пообедаю сейчас!"
(Бармалей) (8в слайд)

4. Из какой сказки эти строчки?

Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
В ванне и в бане,
Всегда и везде -
Вечная слава воде!
(Мойдодыр) (8г слайд)

5. Из какой сказки эти строки?

Плачут Тотоша с Кокошей:
Папочка, ты нехороший:
Даже для глупой овцы
Есть у тебя леденцы.
Мы же тебе не чужие,
Мы твои дети родные,
Так отчего, отчего
Ты нам не привёз ничего?
(Крокодил) (8д слайд)

6. Из какой сказки эти строки?

Кому велено чирикать-
Не мурлыкайте!
Кому велено мурлыкать-
Не чирикайте!
Не бывать вороне коровою,
Не летать лягушатам под облаком!
(Путаница) (8е слайд)

7. Из какой сказки эти строки?

И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень
Динь-ди-лень
Динь-ди-лень!
То тюлень позвонит, то олень.
(Телефон) (8ж слайд)

Прочитаем хором ключевое слово. (9а, 9б и 9в слайд)

- В 1929 году была написана сказка "Айболит", (9г слайд), в 2009 году ей исполнится 80 лет.

4. Из истории создания "Айболита".

- Скажите, ребята, доктор Айболит, вымышленный герой, придуманный автором, или Чуковский знал такого доктора и посвятил ему эту сказку?

Корней Иванович знал такого доктора, им был Цемах Шабад, с которым Чуковский познакомился еще в 1912 году в Вильнюсе. Он два раза останавливался у доктора, когда приезжал в Вильнюс по делам.

Цемах Шабад был врачом и ученым. Он не брал денег с бедных, никогда не отказывался пойти к больному ночью и в любую погоду. Некоторые считали его чудаком за то, что он готов был лечить и бродяг, и жуликов, и животных: лошадей, коров, кошек и собак, и ворон. И все пациенты его беззаветно любили.

Поэтому и неудивительно, что Корней Чуковский написал с него доктора Айболита. В своих воспоминаниях Чуковский пишет:

Читает 1 ученик. "Был это самый добрый человек, которого я знал в жизни. Придет, бывало, к нему худенькая девочка, он говорит ей: "Ты хочешь, чтобы я выписал тебе рецепт? Нет, тебе поможет молоко. Приходи ко мне каждое утро и получишь два стакана молока". И по утрам, я замечал, выстраивалась к нему целая очередь. Дети не только сами приходили к нему, но и приносили больных животных...

Читает 2 ученик. Как-то утром пришли к доктору трое плачущих детей. Они принесли ему кошку, у которой язык был проткнут рыболовным крючком. Кошка ревела. Ее язык был весь в крови. Доктор вооружился щипцами, вставил кошке в рот какую-то распорку и очень ловким движением вытащил крючок. Вот я и подумал, как было бы чудно написать сказку про такого доброго доктора. После этого у меня и написалось: "Приходи к нему лечиться и корова, и волчица..."

-А еще в центре Вильнюса сейчас стоит памятник (10 слайд), который изображает именно этот эпизод - девочка протягивает ему раненую кошку. Бронзовая фигура доктора Айболита и маленькой девочки с кошкой на руках установлена на родной улице доктора Шабада.

-А сейчас мы вспомним, как начинается сказка "Айболит". Ребята из нашего класса покажут отрывок из сказки.

Инсценирование отрывка сказки учащимися.

Физкультминутка.

И вот перед ними море
Бушует, шумит на просторе.
А в море высокая ходит волна,
Сейчас Айболита проглотит она.

5. Путешествие в Африку.

-И вот наш главный герой Айболит (11 слайд). Скажите, что вы можете о нём рассказать? Каким он был? Ему 80 лет и звери решили его поздравить, а мы должны им в этом помочь. Давайте прочитаем телеграмму, которую они ему прислали (ученики в парах восстанавливают текст телеграммы и читают его)

Доктор Айболит!

Приезжайте в гости в Африку.

Звери.

Но прежде, чем доктор тронется в путь, надо вспомнить, как он добирался до Африки и помогал больным зверям. Сейчас на экране будет появляться картинка, а вы к ней должны подобрать отрывок из текста. (Зачитываются отрывки из сказки к рисункам).

12а слайд (дети читают) 12б

13а слайд (дети читают) 13б

14а слайд (дети читают) 14б

15а слайд (дети читают) 15б и т.д. до 20 слайда.

-И вот Айболит мчится на машине (к карте прикрепляется значок машины). Закройте глаза и послушайте, что он слышит по дороге(стук дятла) (21 слайд) Доктору Айболиту особенно приятно было услышать этот стук. Как по-другому называют дятла? Почему?

- Но на пути море. И нам предстоит новое испытание.

- Вспомните, каких животных лечил Айболит в Африке?

- Посмотрите на доску (22 слайд)

- Назовите, какие животные лишние. Проверим. (23 слайд) Учитель прикрепляет значок парохода к карте.

Теперь наш герой плывёт по морю (24 слайд), закройте глаза и послушайте шум волн, плеск воды.

Море позади, а горы впереди. Преодолеем препятствие, и доктор Айболит окажется в Африке. (24 слайд)

Надо восстановить пословицы и поговорки о здоровье, есть начало, а надо подобрать конец. Прочитаем начало каждой пословицы, а теперь конец. Кто составил первую пословицу? (дети маркером соединяют начало и конец пословицы)

Вы справились и с этим заданием, и доктор летит на самолёте (25 слайд) (в это время прикрепляется значок самолёта к карте).

- Но доктор Айболит не может приземлиться, надо расчистить площадку.(26 слайд). Сейчас я задаю вам вопрос, вы отвечаете, находите это слово в буквенном квадрате и зачёркиваете его (дети маркером зачёркивают слова)

1. Как называют врача, который лечит животных? (ветеринар)

2. Как доктор узнал о больных животных в Африке? (телеграмма)

3. Что ставил Айболит больным зверям? (градусник)

4. Как по-другому можно назвать гиппопотама? (бегемот)

5. Как звали акулу в сказке? (Каракула)

6. Какое слово всегда твердил Айболит? (Лимпопо)

7. Под какое транспортное средство попал зайчик? (трамвай)

8. Чем угощал доктор больных зверей? (шоколад)

И вот доктор в Африке. Он приземлился, и посмотрите, как рады звери.(27 слайд)

6. Подведение итогов.

-Вы справились со всеми заданиями, доктор Айболит у своих друзей, все рады. Доктор и звери всех угощают шоколадом.

Приложение.