Школьная система оценки качества образования (ШСОКО)

Разделы: Администрирование школы


Вопрос о качестве образования, которое даёт школа, был актуальным во все времена.

В определении качества образования, конечно же, присутствует элемент относительности. У каждой школы свои условия.

В муниципальном общеобразовательном учреждении "Центр образования" г. Певека разработана собственная система оценки качества образования (ШСОКО).

Цель построения ШСОКО:

  • Создание школьной системы в оценке качества предоставляемых образовательных услуг.
  • Формирование прозрачной, объективной и независимой картины результатов и основ для оценки деятельности Центра образования.

Направления построения ШСОКО:

  • Оценка условий осуществления предоставления образовательных услуг.
  • Оценка качества знаний и уровня социализации обучающихся (во время и после обучения).
  • Мониторинг участников и потребителей образовательных услуг.

Элементы ШСОКО:

Качество условий образования.

Мониторинг и оценка деятельности педагогического состава: кадровое обеспечение; аттестация; повышение квалификации; участие в конкурсных процедурах, в экспериментальной, инновационной, исследовательской, проектной деятельности.

Мониторинг дополнительных образовательных услуг.

Мониторинг материально-технического и финансового обеспечения.

Мониторинг удовлетворённости условиями учебно-воспитательного процесса.

Социальный паспорт микрорайона.

Качество процесса и содержания образования:

Организация образовательного процесса: подготовка к началу учебного года.

Используемые средства и методы обучения и воспитания, в том числе ИКТ, проектные, проблемные, здоровьесберегающие и т.д.

Качество используемой учебной литературы, в том числе УМК.

Формы организации обучения, в том числе по ИУП.

Формы организации внеурочной работы, дополнительного образования.

Качество результатов образования:

Система оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Итоговая аттестация выпускников 9-х, 11 (12)-х классов.

Мониторинг в 1-х, 4-х, 5-х, 8-х классах (независимое оценивание).

Предметные олимпиады школьников.

Мониторинг уровня воспитанности школьников.

Мониторинг в пятом, девятом, одиннадцатом классе уровня социализации, гражданской активности и сознательности обучающихся.

Мониторинг здоровья (физического и психологического) школьников.

Конкурсные мероприятия (творческие и интеллектуальные).

Спортивные соревнования.

Социальное устройство выпускников.

Участники мониторинга:

Педагоги, учебно-вспомогательный персонал.

Учащиеся и воспитанники.

Родители (лица, их заменяющие).

Исполнители:

Администрация.

Педагог-психолог.

Социальный педагог.

Медицинский работник.

Руководители МО.

Отдельные элементы и параметры системы оценки качества образования характеризуются как качественно, так и количественно, в процентах. После определения уровня качества по каждому параметру составляется экспертиза деятельности школы по выделенным выше направлениям.

Итоги мониторинга становятся предметом обсуждения на педагогических советах, совещаниях, заседаниях методического совета и предметных методических объединений, классных и родительских собраниях, ложатся в основу планирования и разработки Программы развития школы, используются в ежегодном публичном докладе.

В данной статье в качестве примера предлагается действующая система оценки ЗУН учащихся, как одного из основополагающих направлений в оценке деятельности школы.

Система оценки знаний, умений и навыков учащихся в МОУ "Центр образования" г. Певек

Цель: достижение соответствия функционирования и развития педагогического процесса в школе требованиям государственного стандарта образования с выходом на причинно-следственные связи, позволяющие сформулировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию школы.

Задачи:

  • Диагностировать состояние учебного процесса, выявлять отклонения от запрограммированного результата (стандарта образования) в работе коллектива и отдельных его членов, создавать обстановку заинтересованности, доверия и совместного творчества: учитель - ученик, руководитель - учитель.
  • Разработать форму учёта достижений учащихся по предметам, позволяющую проследить личные успехи и неудачи в усвоении учебного материала в соответствии с динамикой развития учащихся.
  • Сформировать у учащихся ответственное отношение к овладению знаниями, умениями, навыками.
  • Повысить ответственность учителей, осуществить внедрение новых методов фиксации и оценивания учебных достижений, контрольно-измерительных материалов.
  • Создать прозрачную для участников образовательного процесса технологию предоставления и внутренней оценки качества образовательных услуг.

Система оценки знаний, умений и навыков учащихся показана в таблицах ниже.

Аналогично проводится работа и по другим направлениям и элементам контроля.

Таким образом, проводя экспертизу по всем направлениям школьной системы оценки качества образования, школа рассматривается как открытая система, способная совершенствоваться в соответствии с изменениями внешней среды, отвечая на её изменения обновлением организационной и управленческой структур, содержания обучения, форм организации образовательного процесса.

Система оценки знаний, умений и навыков учащихся начальной школы

п/п

Объект контроля Класс Содержание контроля Цели контроля Вид

контроля

Форма контроля Метод контроля Кто

проверяет

Где слушается

сентябрь

1.

 

Изучение школьной зрелости первоклассников  

1

 

 

Диагностика развития дошкольников

 

Выявление стартового начала

 

 

Д

 

 

 

Вх

 

 

 

Б

 

 

 

П

 

МО

уч. нач. кл.

и

восп. ДОУ

2. Стартовый контроль по русскому языку 2-4 Контрольный диктант по итогам повторения Прочность усвоения уч-ся важнейших вопросов курса по русскому языку за предшествующие классы. Анализ качества отработки материалов повторения. Т Вх КД

А

З МО

уч. нач. кл.

 

3. :                

октябрь

1. Успеваемость учащихся 2-4 Текущие контрольные диктанты по русскому языку за I четверть Изучение результативности обучения за I четверть Т Пм КД З

У

СЗУ
2. :                

апрель

1. Обученность учащихся по русскому языку 4 Административный контрольный срез Степень обученности и готовность учащихся к обучению на II ступени Т КлО КД

А

З

П

СД
2. Обученность учащихся по математике 4 Административный контрольный срез Степень обученности и готовность учащихся к обучению на II ступени Т КлО ППЗ

А

З

П

СД
3. :                

май

1. Результат обученности

по русскому языку

1-4 Административные контрольные срезы по русскому языку Проверка уровня обученности за год Т И КР З МО

уч. нач. кл.

2. :                

Система оценки знаний, умений и навыков учащихся основной и средней школы

п/п

Объект контроля Класс Содержание контроля Цели контроля Вид

контроля

Форма контроля Метод контроля Кто

проверяет

Где

слушается

сентябрь

1. Результативность обучения за курс начальной школы 5 Мониторинг по математике "Навыки устного счёта", "Итоги НШ" Анализ уровня сформированности ЗУН за курс начальной школы по математике Ф КлО ППЗ

А

З

У

МО учителей матем. и НШ, ПК
2. Результативность обучения за курс начальной школы 5 Мониторинг по русскому языку "Итоги НШ" Анализ уровня сформированности ЗУН за курс начальной школы по русскому языку Ф КлО КД

А

З

У

МО

р.яз. и лит. и

НШ, ПК

3. :                

октябрь

1. Успеваемость учащихся 7 Мониторинг по геометрии и физике Изучение результативности обучения в первый год изучения предмета Т Пм ППЗ

А Б

З

У

МО

физмат цикла

2. :                

ноябрь

1. Успеваемость учащихся 8 Мониторинг по химии Изучение результативности обучения в первый год изучения предмета Т Пм ППЗ З

А Б

СЗУ
2. Обученность учащихся по истории 10 Мониторинг Изучение результативности тематического обучения Т КлО УПЗ З

А Б

СД

ПК

:

1. :                

Условные обозначения

Вид контроля Должностные лица
Т - тематический Д - директор
Ф - фронтальный З - зам. директора по УВР
Метод контроля ЗВР - зам. директора по ВР
ППЗ - письменная проверка знаний ПМО - председатель методического объединения
А - анализ П - психолог
Б - беседа У - учитель
КСД - контрольный словарный диктант Итоги (где слушается)
И-С - изложение с элементами сочинения СД - совещание при директоре
Тс - тест СЗУ - собеседование зам. директора с учителем
Н - наблюдение МО - совещание методического объединения
КД - контрольный диктант МС - совещание методического совета
УПЗ - устная проверка знаний ПК - педагогический консилиум

Форма контроля

О - обобщающий П - персональный
ПО - предметно-обобщающий Пм - промежуточный
ТО - тематически-обобщающий И - итоговый
КлО - классно-обобщающий Вх - входной

Допущения и риски

(+)

Появление положительного опыта в проведении мониторинга качества образования.

Появление новых средств измерения.

Повышенный запрос педагогов на курсовую подготовку.

Информированность населения о деятельности школы.

Престиж школы.

(-)

Консервативный подход к учебному процессу, мониторингу со стороны педагогов с большим педагогическим стажем.

Отсутствие современных знаний по психологии, валеологии у отдельных педагогов.

Сбой компьютерной системы.

Недостоверность данных мониторинга.

Финансовые условия действия программы

№п/п Наименование Количество Цена Стоимость
1. Принтер 3    
2. Сканер 2    
3. Картридж 6    
4. Бумага 10    
Всего:  
5. Локальная сеть (желательно наличие)  
6. Мобильный комплект компьютеров (ноутбуки)