Вопрос о качестве образования, которое даёт школа, был актуальным во все времена.
В определении качества образования, конечно же, присутствует элемент относительности. У каждой школы свои условия.
В муниципальном общеобразовательном учреждении "Центр образования" г. Певека разработана собственная система оценки качества образования (ШСОКО).
Цель построения ШСОКО:
- Создание школьной системы в оценке качества предоставляемых образовательных услуг.
- Формирование прозрачной, объективной и независимой картины результатов и основ для оценки деятельности Центра образования.
Направления построения ШСОКО:
- Оценка условий осуществления предоставления образовательных услуг.
- Оценка качества знаний и уровня социализации обучающихся (во время и после обучения).
- Мониторинг участников и потребителей образовательных услуг.
Элементы ШСОКО:
Качество условий образования.
Мониторинг и оценка деятельности педагогического состава: кадровое обеспечение; аттестация; повышение квалификации; участие в конкурсных процедурах, в экспериментальной, инновационной, исследовательской, проектной деятельности.
Мониторинг дополнительных образовательных услуг.
Мониторинг материально-технического и финансового обеспечения.
Мониторинг удовлетворённости условиями учебно-воспитательного процесса.
Социальный паспорт микрорайона.
Качество процесса и содержания образования:
Организация образовательного процесса: подготовка к началу учебного года.
Используемые средства и методы обучения и воспитания, в том числе ИКТ, проектные, проблемные, здоровьесберегающие и т.д.
Качество используемой учебной литературы, в том числе УМК.
Формы организации обучения, в том числе по ИУП.
Формы организации внеурочной работы, дополнительного образования.
Качество результатов образования:
Система оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Итоговая аттестация выпускников 9-х, 11 (12)-х классов.
Мониторинг в 1-х, 4-х, 5-х, 8-х классах (независимое оценивание).
Предметные олимпиады школьников.
Мониторинг уровня воспитанности школьников.
Мониторинг в пятом, девятом, одиннадцатом классе уровня социализации, гражданской активности и сознательности обучающихся.
Мониторинг здоровья (физического и психологического) школьников.
Конкурсные мероприятия (творческие и интеллектуальные).
Спортивные соревнования.
Социальное устройство выпускников.
Участники мониторинга:
Педагоги, учебно-вспомогательный персонал.
Учащиеся и воспитанники.
Родители (лица, их заменяющие).
Исполнители:
Администрация.
Педагог-психолог.
Социальный педагог.
Медицинский работник.
Руководители МО.
Отдельные элементы и параметры системы оценки качества образования характеризуются как качественно, так и количественно, в процентах. После определения уровня качества по каждому параметру составляется экспертиза деятельности школы по выделенным выше направлениям.
Итоги мониторинга становятся предметом обсуждения на педагогических советах, совещаниях, заседаниях методического совета и предметных методических объединений, классных и родительских собраниях, ложатся в основу планирования и разработки Программы развития школы, используются в ежегодном публичном докладе.
В данной статье в качестве примера предлагается действующая система оценки ЗУН учащихся, как одного из основополагающих направлений в оценке деятельности школы.
Система оценки знаний, умений и навыков учащихся в МОУ "Центр образования" г. Певек
Цель: достижение соответствия функционирования и развития педагогического процесса в школе требованиям государственного стандарта образования с выходом на причинно-следственные связи, позволяющие сформулировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию школы.
Задачи:
- Диагностировать состояние учебного процесса, выявлять отклонения от запрограммированного результата (стандарта образования) в работе коллектива и отдельных его членов, создавать обстановку заинтересованности, доверия и совместного творчества: учитель - ученик, руководитель - учитель.
- Разработать форму учёта достижений учащихся по предметам, позволяющую проследить личные успехи и неудачи в усвоении учебного материала в соответствии с динамикой развития учащихся.
- Сформировать у учащихся ответственное отношение к овладению знаниями, умениями, навыками.
- Повысить ответственность учителей, осуществить внедрение новых методов фиксации и оценивания учебных достижений, контрольно-измерительных материалов.
- Создать прозрачную для участников образовательного процесса технологию предоставления и внутренней оценки качества образовательных услуг.
Система оценки знаний, умений и навыков учащихся показана в таблицах ниже.
Аналогично проводится работа и по другим направлениям и элементам контроля.
Таким образом, проводя экспертизу по всем направлениям школьной системы оценки качества образования, школа рассматривается как открытая система, способная совершенствоваться в соответствии с изменениями внешней среды, отвечая на её изменения обновлением организационной и управленческой структур, содержания обучения, форм организации образовательного процесса.
Система оценки знаний, умений и навыков учащихся начальной школы
№ п/п |
Объект контроля | Класс | Содержание контроля | Цели контроля | Вид контроля |
Форма контроля | Метод контроля | Кто проверяет |
Где слушается |
сентябрь |
|||||||||
1.
|
Изучение школьной зрелости первоклассников | 1
|
Диагностика развития дошкольников |
Выявление стартового начала |
Д
|
Вх
|
Б
|
П
|
МО уч. нач. кл. и восп. ДОУ |
2. | Стартовый контроль по русскому языку | 2-4 | Контрольный диктант по итогам повторения | Прочность усвоения уч-ся важнейших вопросов курса по русскому языку за предшествующие классы. Анализ качества отработки материалов повторения. | Т | Вх | КД А |
З | МО уч. нач. кл.
|
3. | : | ||||||||
октябрь |
|||||||||
1. | Успеваемость учащихся | 2-4 | Текущие контрольные диктанты по русскому языку за I четверть | Изучение результативности обучения за I четверть | Т | Пм | КД | З У |
СЗУ |
2. | : | ||||||||
апрель |
|||||||||
1. | Обученность учащихся по русскому языку | 4 | Административный контрольный срез | Степень обученности и готовность учащихся к обучению на II ступени | Т | КлО | КД А |
З П |
СД |
2. | Обученность учащихся по математике | 4 | Административный контрольный срез | Степень обученности и готовность учащихся к обучению на II ступени | Т | КлО | ППЗ А |
З П |
СД |
3. | : | ||||||||
май |
|||||||||
1. | Результат обученности по русскому языку |
1-4 | Административные контрольные срезы по русскому языку | Проверка уровня обученности за год | Т | И | КР | З | МО уч. нач. кл. |
2. | : |
Система оценки знаний, умений и навыков учащихся основной и средней школы
№ п/п |
Объект контроля | Класс | Содержание контроля | Цели контроля | Вид контроля |
Форма контроля | Метод контроля | Кто проверяет |
Где слушается |
сентябрь |
|||||||||
1. | Результативность обучения за курс начальной школы | 5 | Мониторинг по математике "Навыки устного счёта", "Итоги НШ" | Анализ уровня сформированности ЗУН за курс начальной школы по математике | Ф | КлО | ППЗ А |
З У |
МО учителей матем. и НШ, ПК |
2. | Результативность обучения за курс начальной школы | 5 | Мониторинг по русскому языку "Итоги НШ" | Анализ уровня сформированности ЗУН за курс начальной школы по русскому языку | Ф | КлО | КД А |
З У |
МО р.яз. и лит. и НШ, ПК |
3. | : | ||||||||
октябрь |
|||||||||
1. | Успеваемость учащихся | 7 | Мониторинг по геометрии и физике | Изучение результативности обучения в первый год изучения предмета | Т | Пм | ППЗ А Б |
З У |
МО физмат цикла |
2. | : | ||||||||
ноябрь |
|||||||||
1. | Успеваемость учащихся | 8 | Мониторинг по химии | Изучение результативности обучения в первый год изучения предмета | Т | Пм | ППЗ | З А Б |
СЗУ |
2. | Обученность учащихся по истории | 10 | Мониторинг | Изучение результативности тематического обучения | Т | КлО | УПЗ | З А Б |
СД ПК |
: |
|||||||||
1. | : |
Условные обозначения
Вид контроля | Должностные лица | ||
Т | - тематический | Д | - директор |
Ф | - фронтальный | З | - зам. директора по УВР |
Метод контроля | ЗВР | - зам. директора по ВР | |
ППЗ | - письменная проверка знаний | ПМО | - председатель методического объединения |
А | - анализ | П | - психолог |
Б | - беседа | У | - учитель |
КСД | - контрольный словарный диктант | Итоги (где слушается) | |
И-С | - изложение с элементами сочинения | СД | - совещание при директоре |
Тс | - тест | СЗУ | - собеседование зам. директора с учителем |
Н | - наблюдение | МО | - совещание методического объединения |
КД | - контрольный диктант | МС | - совещание методического совета |
УПЗ | - устная проверка знаний | ПК | - педагогический консилиум |
Форма контроля |
|||
О | - обобщающий | П | - персональный |
ПО | - предметно-обобщающий | Пм | - промежуточный |
ТО | - тематически-обобщающий | И | - итоговый |
КлО | - классно-обобщающий | Вх | - входной |
Допущения и риски
(+)
Появление положительного опыта в проведении мониторинга качества образования.
Появление новых средств измерения.
Повышенный запрос педагогов на курсовую подготовку.
Информированность населения о деятельности школы.
Престиж школы.
(-)
Консервативный подход к учебному процессу, мониторингу со стороны педагогов с большим педагогическим стажем.
Отсутствие современных знаний по психологии, валеологии у отдельных педагогов.
Сбой компьютерной системы.
Недостоверность данных мониторинга.
Финансовые условия действия программы
№п/п | Наименование | Количество | Цена | Стоимость |
1. | Принтер | 3 | ||
2. | Сканер | 2 | ||
3. | Картридж | 6 | ||
4. | Бумага | 10 | ||
Всего: | ||||
5. | Локальная сеть (желательно наличие) | |||
6. | Мобильный комплект компьютеров (ноутбуки) |